3. Ресоциализация педагогически запущенных подростков в Подростковых клубАх и молодежных учреждений
Работа с педагогически запущенными подростками может осуществляться в системе социальных учреждений Комитета по делам молодежи: в подростковых клубах, досуговых центрах, летних лагерях труда и отдыха и других молодежных учреждениях. Такого рода учреждения являются либо непосредственно центрами социально-педагогической реабилитации, либо совмещают ресоциализирующие функции непосредственно с работой по месту жительства в подростковых клубах и молодежных учреждениях. Это создание той воспитывающей среды, которая могла бы выполнять функции института социализации.
Как правило, эти учреждения рассчитаны на педагогически запущенных подростков,
у которых из-за плохой учебы осложнены отношения в школе с учителями и одноклассниками,
наметилась деформация ценностных и референтных ориентации,
имеет место семейное неблагополучие.
Важнейшим условием успешной реабилитации подростков в условиях подростковых клубов и молодежных объединений является:
включение их в систему новых межличностных отношений, строящихся на основе коллективной общественно полезной деятельности.
восстанавливать утраченные навыки социально одобряемого поведения «трудного» подростка, его социальный статус,
преодолевать отчуждение от основных институтов социализации (семьи, школы),
переориентировать систему внутренних ценностей и референтных ориентации.
Такие ресоциализирующие функции могут выполнять: различные временные коллективы, подростковые клубы, досуговые центры, в основе своей базирующиеся на принципах и условиях, разработанных в свое время А.С. Макаренко:
1.Совместная деятельность, общие цели, фундаментирующий коллектив.
2.Наличие перспектив развития — близкой, средней и далекой, стимулирующих активность коллектива и его членов.
3.Эстетика, дисциплина и детское самоуправление.
4.Чувство защищенности и радостный мажорный тон.
5.Преемственность и такие формы ее проявления, как ритуалы, традиции, игровые элементы.
6. Связь с другими детскими и взрослыми коллективами.
7. Воспитатель как центр и основной организатор всей системы коллективных отношений.
Учитывая современную социально-экономическую ситуацию и то, что дезадаптированные подростки, как правило, воспитываются в малообеспеченных семьях и уже в раннем возрасте вынуждены получать рабочую профессию и зарабатывать на жизнь, важным звеном реабилитационной программы клубов является обучение рабочей профессии и включение в производительный труд.
В настоящее время социально-реабилитационные учреждения, действующие на базе подростковых клубов и досуговых объединений, также имеют свои социальные и психологические службы. Психологические службы занимаются как индивидуальными диагностико-коррекционными программами, так и групповыми социально-психологическими тренингами, психотерапевтическими играми по коррекции эмоционально-волевой и коммуникативной сферы подростков.
Социальные педагоги и работники социальных служб решают разнообразный круг вопросов социальной поддержки и защиты, связанных с различными сферами жизнедеятельности подростка:
в семье (нередко агрессия, жестокость и другие проявления острого социального неблагополучия в семье приобретают такие размеры, что возникает необходимость во временном социальном приюте),
школе (важно изменить отношение к подростку со стороны учителей, вызвать у учителя стремление самокритично разобраться в причинах конфликта, отказаться от собственных ложных оценочных и поведенческих стереотипов),
на улице в окружении сверстников, решение проблемы противодействия уличной группировке. Уличная компания целиком приглашается в клуб и в своем прежнем составе, не разбиваясь, становилась подразделением клуба, с целью последующей переориентации группы, отказа от ее прежних норм и традиций.
Такой процесс реорганизации складывался из трех этапов:
1-й этап групповой автономии, когда происходит вовлечение группы в коллектив клуба прежде всего за счет заинтересованности лидера группы.
2-й этап лидерской реорганизации, когда проходит либо переориентация лидера за счет включения его в коллективную жизнь, либо дискредитация лидера, проявляющего несостоятельность прежних форм и методов управления группой в коллективной жизни.
3-й этап слияния группы с коллективом клуба. На этом этапе группа перестает быть замкнутым объединением и включается в общую систему коллективной деятельности и широких связей со всеми членами коллектива.
- Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
- 1. СоциальнЫе приюТы
- 2. Центры социально-педагогической реабилитации
- 3. Ресоциализация педагогически запущенных подростков в Подростковых клубАх и молодежных учреждений
- Типы учреждений социально-педагогической поддержки для детей группы риска
- Социальный педагог в учреждениях системы социальной защиты населения