logo
Специализированные учреждения (приют,центр,клуб

Социальный педагог в учреждениях системы социальной защиты населения

В России действуют множество разнообразных социальных уч­реждений для детей и подростков. Это специализированные соци­ально-реабилитационные учреждения для несовершеннолетних, территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психологической помощи, центры комплексной социальной помощи, социальные приюты и др. В штате этих учреждений имеются ставки социальных педагогов.

В частности, центры социальной помощи семьям и детям создаются в целях оказания поддержки тем, кто попал в трудную жизненную ситуацию. Они осуществляют мониторинг социальной и демографической ситуации, уровня социально-экономического благополучия семьи и детей; в их задачу входят также выявление и дифференцированный учет семей и детей, оказавшихся в труд. ной жизненной ситуации, нуждающихся в социальной поддерж­ке; определение и предоставление конкретных видов и форм со­циально-экономических, медико-социальных, социально-психо­логических, социально-педагогических и иных социальных услуг; социальный патронаж семей и детей, нуждающихся в социаль­ной помощи, реабилитации и поддержке; социальная реабилита­ция детей с ограниченными умственными и физическими воз­можностями; оказание помощи гражданам, перенесшим психо­физическое насилие; участие в работе по профилактике безнад­зорности несовершеннолетних, защите их прав и др.

В структуре центров для детей и подростков имеются стацио­нарное отделение и отделение дневного пребывания, где прово­дится лечебно-профилактическая, противоэпидемическая, обра­зовательная работа. В штате таких учреждений предусмотрена дея­тельность социального педагога. Например, в консультативном от­делении, где даются консультации по вопросам социального об­служивания граждан, осуществляется содействие в решении пра­вовых вопросов, оказание психологической помощи, предостав­ление консультаций по вопросам профессиональной ориентации, получения образования и трудоустройству.

Работает социальный педагог и в отделении психолого-педаго­гической помощи, деятельность которого включает в себя по­мощь в воспитании детей, обучении их и родителей здоровому образу жизни, поддержании психического и физического здоро­вья, в успешном решении семейных конфликтов и иных вопро­сов, патронат семей, имеющих неблагоприятные психологичес­кие и социально-педагогические условия, психологическое об­следование личности граждан, анализ поведения клиента, тести­рование для определения оптимального варианта психолого-пе­дагогической помощи; психологическую коррекцию нарушении общения у детей, искажений в психическом развитии ребенка, конфликтных взаимоотношений родителей с детьми и подрост­ками; изучение склонностей и способностей, степени готовности к обучению в школе и т.д.

В отделении реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями социальный педагог осуществляет психосоциальную, социально-педагогическую, социально-бытовую, социально-трудовую реабилитацию в условиях дневного пребывания несовершеннолетних с отклоне­ниями в физическом и умственном развитии, а также обучение родителей особенностям их воспитания и методикам реабилита­ции. Одной из функций социального педагога является организа­ция досуга и внешкольного образования в зависимости от возра­ста ребенка и состояния его здоровья, проведение профориента­ции и т.д.

Отделение дневного пребывания несовершеннолетних реали­зует программы социальной реабилитации в полустационарных условиях. Здесь социальные педагоги проводят учебные занятия, организуют досуг и кружковую работу.

В стационарном отделении в режиме круглосуточного пребы­вания в центре социальный педагог участвует в обеспечении жиз­недеятельности несовершеннолетних, включает их в учебную, трудовую, познавательную, досуговую и иную деятельность, а также в процесс самообслуживания. Здесь создаются условия жиз­ни, приближенные к домашним, рассчитанные на социальную реабилитацию несовершеннолетних с девиантным поведением; выделяются специальные помещения для сна, питания, досуга и труда, оказания медицинской и психологической помощи.

В целях совершенствования системы социального обслуживания семьи и детей Министерство труда и социального развития Рос­сийской Федерации разработало Методические рекомендации по организации деятельности центров социальной помощи семье и детям (Приложение к постановлению Минтруда России от 19.06.2000 г. с изменениями от 26.03.2001 г.). В них определены общие положения, основные направления деятельности, органи­зация и порядок работы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2000 г. были утверждены примерные положения о специали­зированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающих­ся в социальной реабилитации: Примерное положение о соци­альном приюте для детей; Примерное положение о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей. В этих учрежде­ниях штатным расписанием также предусмотрены ставки соци­альных педагогов.

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних яв­ляется специализированным учреждением в системе социальных служб органов социальной защиты населения субъектов Россий­ской Федерации или органов местного самоуправления. Он зани­жается профилактикой безнадзорности и беспризорности, а также социальной реабилитацией несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, взаимодействует с органами и Учреждениями образования, здравоохранения и другими организациями. В структуре центра имеются приемное отделение, группа длительного пребывания, социальная гостиница, семейная вос­питательная группа, отделения диагностики и социальной реаби­литации, социально-правовой помощи, перевозки несовершен­нолетних и др.

Центр обеспечивает временное проживание несовершеннолет­них, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; принимает уча­стие в выявлении и устранении причин и условий, способствую­щих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних; по­могает в восстановлении социального статуса несовершеннолет­них в коллективах сверстников по месту учебы, работы, житель­ства, содействует возвращению несовершеннолетних в семью; ока­зывает социальную, психологическую и иную помощь несовер­шеннолетним, их родителям (законным представителям) в лик­видации трудной жизненной ситуации; разрабатывает и реализу­ет программы социальной реабилитации несовершеннолетних, направленные на выход из трудной жизненной ситуации; обеспе­чивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних; организует их медицинское обслуживание и обучение, содейству­ет профориентации и получению ими специальности; помогает органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолет­них, оставшихся без попечения родителей, и т.д.

В социально-реабилитационный центр круглосуточно прини­маются несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет, обратив­шиеся за помощью самостоятельно, по инициативе родителей (их законных представителей) независимо от места жительства и со­держатся на полном государственном обеспечении.

Еще одним широко распространенным типом социальной за­щиты детей является социальный приют, который создается в си­стеме социальных служб органов социальной защиты населе­ния. Основное назначение этого учреждения — оказывать соци­альную помощь беспризорным детям и подросткам, организовы­вать их временное проживание, правовую и медико-психологи­ческую помощь, дальнейшее трудоустройство.

Приют осуществляет мероприятия по выявлению детей, нуж­дающихся в экстренной социальной помощи; обеспечивает вре­менное проживание несовершеннолетних, оказавшихся в труд­ной жизненной ситуации; оказывает социальную, психологиче­скую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям в лик­видации трудной жизненной ситуации, восстановлении социаль­ного статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, жительства, содействует возвращению их в семьи; обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершенно­летних; организует медицинское обслуживание и обучение несо­вершеннолетних, находящихся в приюте; содействует органам onеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, остав­шихся без попечения родителей, и т.д.

Работники приюта имеют специальное образование или соот­ветствующую подготовку. Социальный педагог выполняет широ­кий круг обязанностей: собирает информацию о социальном ста­тусе ребенка; ведет документацию на каждого несовершеннолет­него; готовит документы на усыновление, взятие под опеку или перевод ребенка в другое учреждение; выполняет функции педа­гога-воспитателя в случае отсутствия его в штатном расписании социального приюта и т.д.

Центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляют временное содержание несовершеннолетних и со­действуют их дальнейшему устройству.

Они взаимодействуют с органами и учреждениями образова­ния, здравоохранения, внутренних дел, общественными и други­ми организациями.

Активно развиваются социальные службы для детей и молодежи. Как правило, они создаются на межведомственной основе с при­влечением специалистов и органов управления образованием. К таким службам относят: подростково-молодежные клубы; со-циально-досуговые центры детей и молодежи; центры по работе с детьми, подростками и молодежью; молодежные биржи труда; центр по профориентации и трудоустройству молодежи; центры развития физической культуры детей и молодежи и многие дру­гие учреждения, предоставляющие социальные услуги для несо­вершеннолетних.

Эти службы консультируют детей и молодежь по важнейшим проблемам их жизнедеятельности; выявляют проблемы и кризис­ные ситуации, приведшие к дезадаптированному состоянию мо­лодых граждан, разрабатывают пути их устранения; создают сеть молодежных и детских досуговых центров и обеспечивают их дея­тельность.

В настоящее время нужда в специализированных учреждениях для несовершеннолетних растет, увеличивается и потребность в квалифицированных социальных педагогах, которые могут обес­печить их эффективную деятельность.