logo search
№15-18 Боголюбов

Документ

Из работы русского педагога, писателя, журналиста А. Н. Острогорского «Образование и воспитание».

В младенческие годы и весь дошкольный период чело­век воспитывается почти исключительно семьей, жизнью семьи. Здесь получают свою первую пищу его склонности, здесь зарождаются его симпатии, потребности, интересы, здесь обозначается его характер... Но жизнь семьи, ее нра­вы, влечения, идеалы, привязанности, занятия, развлече­ния, весь склад ее, в свою очередь, являются отражением жизни всего общества.

...В семью приносятся и здесь переживаются обществен­ные успехи и неудачи... Здесь отец или мать срывает свое сердце, которое там, вне дома, приходилось сдерживать... Се­мья никак не может оградиться от жизни, и воспоминания лиц, переживших в молодые годы вторжение неприятеля, го­лодовку, всегда содержат рассказ о глубоких следах, остав­ленных в них пережитыми впечатлениями. Но и, помимо та­ких крупных событий, обыденная жизнь неизбежно отража­ется на складе семейной жизни. Живет в общественной жизни доброжелательство, взаимное доверие, совместный

1. Средняя семья в России состоит из 3,2 чел. Обеспечено ли в такой ситуации воспроизводство населения? Поясните

свой ответ.

  1. Можно ли утверждать, что рост материального благосо­ стояния семьи всегда ведет к повышению нравственной вос­ питанности выросших в ней детей? Свой ответ аргументи­ руйте.

  2. Смерть от болезней сердца постигает людей бессемей­ ных в 3,5 раза чаще, чем живущих в кругу семьи. Дорожные катастрофы с первыми случаются в 5 раз чаще. Даже в сравнительно юном возрасте {20—30 лет) смертность сре­ ди холостяков на 25% выше, чем среди женатых. Какие вы­ воды можно сделать из этой статистики?

  3. Из каждых 10 детей, находящихся сегодня в детдомах, лишь двое не имеют родителей. О чем свидетельствуют эти цифры?

1. В чем основное назначение семьи как социального ин­ститута? 2. Каким образом общество влияет на семью? При­ведите конкретные примеры. 3. Перечислите функции се­мьи. Поясните, в чем они заключаются. 4. Почему среди со­циальных функций семьи в первую очередь выделяют репродуктивную и воспитательную? 5. Какие эволюционные изменения происходят с семьей в современном обществе? 6. Чем патриархальная семья отличается от семьи партнер­ского типа? 7. Какой смысл вкладывают в понятие «культу­ра топоса»? 8. Как, на ваш взгляд, взаимосвязаны семья и быт? 9. Почему развитие сферы быта становится важной социальной задачей? Как эта задача решается?