Документ
Из работы русского педагога, писателя, журналиста А. Н. Острогорского «Образование и воспитание».
В младенческие годы и весь дошкольный период человек воспитывается почти исключительно семьей, жизнью семьи. Здесь получают свою первую пищу его склонности, здесь зарождаются его симпатии, потребности, интересы, здесь обозначается его характер... Но жизнь семьи, ее нравы, влечения, идеалы, привязанности, занятия, развлечения, весь склад ее, в свою очередь, являются отражением жизни всего общества.
...В семью приносятся и здесь переживаются общественные успехи и неудачи... Здесь отец или мать срывает свое сердце, которое там, вне дома, приходилось сдерживать... Семья никак не может оградиться от жизни, и воспоминания лиц, переживших в молодые годы вторжение неприятеля, голодовку, всегда содержат рассказ о глубоких следах, оставленных в них пережитыми впечатлениями. Но и, помимо таких крупных событий, обыденная жизнь неизбежно отражается на складе семейной жизни. Живет в общественной жизни доброжелательство, взаимное доверие, совместный
1. Средняя семья в России состоит из 3,2 чел. Обеспечено ли в такой ситуации воспроизводство населения? Поясните
свой ответ.
Можно ли утверждать, что рост материального благосо стояния семьи всегда ведет к повышению нравственной вос питанности выросших в ней детей? Свой ответ аргументи руйте.
Смерть от болезней сердца постигает людей бессемей ных в 3,5 раза чаще, чем живущих в кругу семьи. Дорожные катастрофы с первыми случаются в 5 раз чаще. Даже в сравнительно юном возрасте {20—30 лет) смертность сре ди холостяков на 25% выше, чем среди женатых. Какие вы воды можно сделать из этой статистики?
Из каждых 10 детей, находящихся сегодня в детдомах, лишь двое не имеют родителей. О чем свидетельствуют эти цифры?
1. В чем основное назначение семьи как социального института? 2. Каким образом общество влияет на семью? Приведите конкретные примеры. 3. Перечислите функции семьи. Поясните, в чем они заключаются. 4. Почему среди социальных функций семьи в первую очередь выделяют репродуктивную и воспитательную? 5. Какие эволюционные изменения происходят с семьей в современном обществе? 6. Чем патриархальная семья отличается от семьи партнерского типа? 7. Какой смысл вкладывают в понятие «культура топоса»? 8. Как, на ваш взгляд, взаимосвязаны семья и быт? 9. Почему развитие сферы быта становится важной социальной задачей? Как эта задача решается?