Вопросы и задания к документу
1. Найдите в тексте аргументы, которые свидетельствуют о коренном изменении этнической ситуации в Российской Федерации. 2. Как вы понимаете выражение «этническая дифференциация»? Почему она усилилась в бывших автономных республиках и в чем проявляется? 3. Объясните смысл фразы: «...Этническая миграция русскоязычного населения на жительство в Россию». Чем вызвано ее появление? 4. Объясните, каким образом национальная политика российского правительства поможет решить проблемы, описанные в документе.
1. Какие признаки характерны для нации как наиболее развитой формы общности людей? 2. Что такое толерантность в межнациональных отношениях? 3. Раскройте функции исторической памяти и национального самосознания в формировании и сплочении в современной жизни нации., 4. Охарактеризуйте основные черты современного межнационального сотрудничества. 5. Каковы наиболее типичные причины межнациональных конфликтов? 6. Почему национализм оценивается в науке неоднозначно? В чем опасность национализма? 7. Что такое, геноцид? Приведите известные вам примеры геноцида. 8. В чем суть гуманистического подхода к этническим проблемам? 9, Какие документы определяют в Российской Федерации национальную политику и каковы ее основные положения?
Как вы считаете, затрагивает ли проблема межнацио нальных отношений каждого из нас? Ответ аргументируйте.
Весной 2002 г. молодая русская женщина Татьяна Сапу нова, проезжая по одной из самых оживленных трасс Под московья — Киевскому шоссе, увидела на обочине плакат с призывом к убийству евреев. Его миновали сотни машин, но только Татьяна Сапунова остановилась и попыталась со рвать позорный плакат. Однако плакат оказался заминиро ван, и женщина сильно пострадала от взрыва, но, к счастью, осталась жива. Позже Указом Президента РФ она была на граждена орденом Мужества. В некоторых СМИ установку плаката назвали фашистской вылазкой.
Как вы объясните, почему Татьяна Сапунова не проехала мимо плаката? Выскажите вашу оценку: а) действий и позиций тех, кто установил плакат; б) тех, кто спокойно проезжал мимо; в) тех, кто отвечал за порядок на этом участке дороги; г) заявлений, сделанных в СМИ.
Ученые утверждают: агрессивный национализм характе рен для малообразованных слоев населения и часто связан с антиинтеллектуализмом; в сущности, он является спосо бом агрессивного самооправдания собственной неспособ ности к политическому мышлению. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Свой ответ мотивируйте конкретными исто рическими примерами.
Новый Закон «О противодействии экстремистской дея тельности» запрещает пропаганду национальной исключи тельности и национального превосходства, а также пропа ганду расовой, национальной или религиозной неполно ценности граждан; он запрещает любые действия, направленные на возбуждение социальной, расовой, на циональной или религиозной вражды. Кроме того, закон запрещает пропаганду и демонстрацию подобной атри бутики и символики.
Уже при обсуждении этого закона со стороны объединений, называющих себя «патриотическими» или «национально-патриотическими», зазвучали заявления о том, что закон якобы «ущемляет» патриотические чувства, призывает к «травле инакомыслия», ведет к «удушению свободы слова и печати».
Какие аргументы вы могли бы высказать таким «критикам»? Почему патриотизм нельзя смешивать с национализмом, который базируется на чувствах национальной «исключительности» и национального «превосходства» либо «неполноценности других народов»?
МЫСЛИ МУДРЫХ
«Нация есть душа, духовный принцип... Как и индивидуум, нация является целью многих усилий
и жертв*.
Ж. Ренан (1823—1892), французский писатель