Вопросы ш задания к документу
1. Приведите собственные примеры общечеловеческих, расовых, классовых, групповых норм. 2. К какому уровню общности можно отнести нормы: «не укради», «перед Новым годом мы' вместе идем в баню», «раздельное обучение черных и белых», «солидарность рабочих всех стран»? 3. Что означает более высокий или более низкий уровень норм? Почему на
самом высоком уровне авторы помещают естественные права человека? 4. Почему в случае нарушения норм более высокого уровня необходимы наиболее решительные действия государства? 5. Как проявляется социальный контроль в случае нарушения более низкого уровня социальных норм? Почему? 6. Чем объяснить, что более демократичное общество предполагает перенос акцента с внешнего социального контроля на внутренний самоконтроль?
1 . Приведите примеры каждого вида социальных норм. 2. Что такое социальный контроль? 3. В чем состоит значение самоконтроля? 4. Каковы причины отклоняющегося поведения? 5. В чем социальная опасность преступности? 6. Каковы последствия наркомании для личности, семьи, общества?
К ак вы относитесь к высказыванию английского историка Г. Т. Бакла (1821 — 1862): «Общество готовит преступление, преступник совершает его»? Разъясните его на каком-либо примере, взятом из газет.
Согласны ли вы с высказыванием французского драма турга Ж. Расина (1639—1699): «Крупным преступлениям все гда предшествуют мелкие. Никто никогда не видел, чтобы робкая невинность внезапно превратилась в безудержную распущенность»? Аргументируйте свой ответ.
По вопросу о борьбе с преступностью возникла дискуссия. Одна сторона утверждала: «Нужно ужесточить наказания. По смотрите на Сингапур. Поймали тебя с наркотиками — выс шая мера наказания, с незаконным оружием, даже если ты его не применял,— тоже. В некоторых мусульманских странах по закону за воровство отрубают кисть руки. И там уже дав но никто не ворует». Другая возражала: «Жестокость наказа ний сделает преступность более жестокой. Главное — неот- вратимостьнаказания. Если все будут знать, что любое пре ступление будет раскрыто, преступность резко сократится».
А что по этому вопросу думаете вы? Свой ответ аргументируйте.
4. В 1989 г, был проведен опрос 5861 учащегося школ и профтехучилищ об их отношении к наркотикам. 90,7% из них выразили уверенность, что наркотики оказывают вред ное влияние на здоровье человека, 70,1% — что они приво-
-I Q
дят к вырождению личности. Наркомана считали нормальным человеком 5,9% опрошенных, больным — 44%, морально опустившимся — 46,5%, преступником — 19,9%.
Как вы думаете, если бы опрос был проведен сегодня, то в каком направлении изменились бы ответы?
МЫСЛИ МУДРЫХ
«Преступление есть самый характерный,
бесспорный и для всех обязательный симптом
общественного неустройства».
Н. Я. Михайловский (1842—1904), русский
критик, публицист, социолог
\
£-1-7 Нации и межнациональные 917. отношения
Что составляет величие человека: национальность или культура? Может ли какая-либо нация осчастливить человечество? Что такое национализм: любовь к своей нации или минное поле между нациями?
Примерно три тысячи различных народов составляют современное человечество. А государств на земле всего около 200. Следовательно, почти все они многонациональные.
Благополучие, а нередко и сама жизнь людей, существование их сообществ во многом зависят от способности народов к взаимоуважению, к диалогу, направленному на взаимопонимание; толерантности общества и каждого из нас к особенностям, обычаям, нравам, взглядам других народов; уважения существующих между людьми различий.
ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ
Из курсов истории вы уже знаете об исторически сложившихся общностях людей — родах, племенах, народностях, нациях. Развитие этих общностей связано с ростом производительных сил, расширением хозяйственных связей, особенностью формирования культуры народов. Род и племя характерны для первобытного общества. Народность складывается с усложнением социальной структуры общества и возникновением государства. Капитализм активизирует экономические и культурные связи, создает единый национальный рынок, ликвидирует хозяйственную раз-
дробленность средневекового государства, сплачивает различные живущие в нем народы в единое национальное целое. Возникает нация.
В науке утвердилось и понятие этнос. Это греческое слово означает «народ» и не имеет однозначной характеристики. Под этносом, по мнению ряда ученых, понимается исторически сложившаяся на определенной территории совокупность людей, обладающих общностью культуры, языка, сознанием своего единства.
Нация складывается в течение длительного времени в результате соединения, «сплавления» представителей различных (родственных и неродственных) племен и народностей. Современные научные теории не дают однозначного ответа на вопрос о признаках этой общности.
В начале XX в. главными признаками нации считалась общность языка, территории, экономической жизни, психического склада. Один из теоретиков марксизма, К. Каутский (1854—1938), признаками нации считал территорию и язык, общность экономической жизни и традиций. Каутский не абсолютизировал эти признаки, полагая, что при отсутствии одного или нескольких из них нация продолжает существовать. Но был и другой взгляд, утверждавший, что только при наличии всех указанных признаков можно говорить о нации.
Существенные сдвиги в понимании нации произошли в последней трети XX в. Современные ученые полагают, что на этапе формирования нации большое значение имеет территориальное, языковое и экономическое единство. В дальнейшем же под влиянием интеграционных и миграционных процессов эти признаки нередко утрачивают определяющую роль, хотя и сохраняют свою значимость. Единство нации, считают исследователи, может поддерживаться как материальными, так и психологическими факторами, общностью духовных ценностей, происхождения и исторической судьбы.
Распространен и еще один подход, при котором нация рассматривается не как этническая общность, а как многокультурная, политическая, гражданская, территориальная общность, как сообщество (совокупность) граждан данного государства. В дальнейшем мы будем употреблять слово «нация» в этнокультурном значении, т. е. как обозначение высшей формы этнической общности. Термин национальность означает принадлежность человека к той или иной нации либо его государственную принадлежность. В ряде стран мира определение национальной принадлежности — личное дело каждого, неотъемлемое право личности, одно из условий ее свободы. Это право имеют и граждане России.
Великий источник национальной общности и национальной ответственности — историческая память.
В повести Чингиза Айтматова «Белый пароход» описывается разговор одного из героев с мальчиком, в котором выясняется, что каждый человек должен знать обязательное колено семерых отцов:
«— Дед говорит, что если люди не будут помнить отцов, то они испортятся.
Кто испортится? Люди?
Да.
Почему?
Дед говорит, что тогда никто не будет стыдиться плохих дел, потому что дети и дети детей о нем не будут помнить. И никто не будет делать хорошие дела, потому что все равно дети об этом не будут знать».
Помнить об уроках прошлого, чтить предков, оберегать вызреваемые столетиями национальные и общемировые ценности, остерегаться ошибочных поступков, чувствовать ответственность перед поколениями — это важные функции исторической памяти, помогающей сплачивать национальную общность.
Один из наиболее осязаемых результатов исторического пути — национальная культура, сохраняющая сказки, легенды, исторические повествования, песни, танцы, музыку, особое художественное мастерство, проявляющееся в храмовых постройках, иконах, домашней утвари. Это и народный эпос, где ярко выступают национальные отличия, это и творчество писателей, живописцев, композиторов, где находят свое отражение культурно-национальные традиции, верования, нравы, обычаи нации.
НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ
Национальное самосознание является важным фактором, характеризующим нацию как общность и человека как члена этой общности.
Личность, полагая себя неотделимой частицей нации, осознает историю своего народа, общественно-национальные ценности, такие, как письменность, национальный язык, разнообразные достижения в духовной культуре, национальный менталитет, ценит вклад народа в мировую культуру, разделяет успехи нации и способствует ее развитию. Таким образом, национальное самосознание базируется на исторической памяти, знании истории, традиций своего рода. Оно включает в себя также эмоционально-ценностную оценку прошлого своей нации, ее современного состояния, ее взаимосвязей с другими народами. Все это обогащает духовный мир личности, создает определенную
186
психологическую установку на цели и направленность деятельности.
История наций полна примеров единства вековых традиций и современных взглядов и поступков. Вот одно из свидетельств, отражающих психологические установки россиян в борьбе за Родину. Михаил Коряков, курсант военно-инженерного училища, оказавшись во время боев осенью 1941 г. в библиотеке одного из монастырей, записал в своем дневнике: «Рыться в книгах — мое любимое занятие. И гадать по книге, по случайно открытой странице. Попалось под руку «Слово о полку Игореве». Выпало: «О, стонати Русской Земли! Истекает кровью народ русский, стонет Русская Земля». Я не политик, и Россия для меня всегда есть Россия, независимо от того, какое в ней правительство. Как бы то ни было, но мы сейчас должны не жалеть своих сил, перевязывать раны народа, облегчать его страдания». Чувство патриотизма, национальной гордости за Россию стало психологической основой для деятельности во имя победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.
Благодаря национальному самосознанию человек остро чувствует интересы своего народа, сопоставляет их с интересами других народов, мирового сообщества. Осознание национальных интересов побуждает личность к деятельности, в процессе которой эти интересы реализуются.
Отметим две стороны национальных интересов. Во-первых, необходимо сохранять свою особенность, неповторимость в потоке человеческой истории, уникальность своей культуры. Сохранять свои памятники, сохранять и обогащать свой язык. Не только решительно противодействовать физическому исчезновению народа, но и стремиться к восполнению его естественной убыли, росту населения, обеспечивая достаточный уровень экономического развития на базе имеющихся регионально-хозяйственных факторов. Во-вторых, интересы нации состоят и в том, чтобы психологически не отгораживаться от других наций и народов, не превращать государственные границы в «железный занавес». Надо обогащать свою культуру контактами, заимствованиями из других культур, наполнять свой внутренний и культурны-й мир постижением общезначимых для человечества ценностей. Культурное многообразие является богатством страны.
Культурная политика нашего государства исходит из признания равного достоинства культуры, равных прав и свобод в области культуры всех проживающих в стране народов. Государство способствует созданию равных условий для сохранения и развития этих культур, укрепления целостности российской культуры.
МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Научно-техническая революция предполагает как специализацию производства, так и его широкую кооперацию, сотрудничество, ибо бурно растущим производительным силам тесно в рамках даже крупного государства. Идет процесс экономической интеграции, вместе с ним и процесс сближения народов.
Яркий пример — Европейский союз (ЕС), объединяющий ныне 25 государств, народы которых говорят по меньшей мере на 40 языках. В мае 2004 г. ЕС расширился, за счет приема новых членов — постсоциалистических стран Центральной, Восточной Европы и Балтии. Намечается дальнейшее расширение ЕС. Введены единое европейское гражданство, единая валюта — евро. Регулярно проводятся выборы в Европейский парламент, разработан и после активного обсуждения проекта подписан странами — участницами ЕС Основной закон ЕС. Разработано единое европейское право, поставившее межнациональные отношения народов Западной Европы на твердую почву закона. Верховенство европейского права над национальным признают все государства ЕС. На случай конфликтов, для решения сложных проблем организована «третья власть» — Суд европейских сообществ, решения которого обязательны для всех государств ЕС.
Существует и другой путь межнациональной интеграции. Так, в США нет административного деления страны на отдельные национальные образования. Государство на основе демократических законов гарантирует каждой нации национально-культурную автономию (самостоятельность) и охраняет право на свободу всех видов объединений: экономических, партийных, профессиональных, возрастных, национальных, по интересам и т. д. В условиях демократического государства люди разных национальностей свободно сосуществуют и при желании свободно объединяются в различные сообщества соответственно их личным потребностям и интересам, если, конечно, эти объединения не носят криминального (преступного) характера. Всякая дискриминация (принижение, умаление, ущемление прав) по национальному признаку считается нарушением прав человека и карается по законам демократического государства.
Путем межнациональной интеграции, признавая этнокультурные различия, успешно идут большинство демократических государств Западной Европы, Канада, некоторые развивающиеся страны с многонациональным населением.
НАЦИОНАЛИЗМ. МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ Обращаясь к истории, мы видим, что за время суще-:твования наций и народностей отношения между ними нередко были напряженными, даже трагическими. И сего-щя, к сожалению, межнациональные конфликты не ушли
г прошлое.
В межнациональных столкновениях гибнут люди, уничтожаются ценности. Причин тому много, и искать их зледует не только в спаде производства, в росте инфляции, цен, в безработице, в резком ухудшении экологической обстановки, в антидемократических законах и т. д. Особенно гяжелые последствия вызывает подавление нации (ущемление прав людей по национальному признаку, преследование национальной религии, культуры, языка) или принижение ее, пренебрежение национальными чувствами.
Национальные чувства очень уязвимы. По наблюдениям психологов, проявления национального насилия вызывают у людей состояние глубокого пессимизма, отчаяния, безысходности. Сознательно или бессознательно они ищут поддержку в национально близкой среде, полагая, что именно в ней обретут душевное равновесие и защиту. Нация как бы уходит в себя, самоизолируется, замыкается.
История свидетельствует, что в таких случаях нередко возникает желание найти виновного во всех бедах. А поскольку их истинные, глубинные причины часто остаются скрытыми от массового сознания, то главным виновником чаще всего представляются люди другой национальности, проживающие на данной или соседней территории, или «свои», но «предатели», «переродившиеся». Постепенно складывается «образ врага» — опаснейшее социальное явление. Разрушительной силой может стать и националистическая идеология. Национализм, как вы знаете из курса истории, по-разному проявляет свою социально-политическую направленность. Так, движения, связанные с идеями национализма, сыграли немаловажную роль в антиколониальной борьбе народов Африки и Азии.
Однако, как свидетельствует исторический опыт, особенно XX в., национализм из идеологии и политики борьбы против национального угнетения все чаще превращается в утверждение словом и делом превосходства и даже исключительности «своей» нации.
Свое крайнее выражение политика национализма получила в странах с фашистским режимом. Человеконенавистническая идея искоренения «неполноценных» рас и народов вылилась в практику геноцида — истребления целых групп населения по национальному признаку.
М
Из курса истории вы знаете, что фашистский диктатор А. Гитлер, придя к власти в Германии в 1933 г., сделал частью государственной политики уничтожение еврейского населения. С этого времени и за период Второй мировой войны было расстреляно, сожжено и уничтожено в специальных лагерях смерти (Треблинка, Освенцим, Бухенвальд и др.) около 6 млн человек — почти половина всего еврейского народа. Эту величайшую трагедию называют теперь греческим словом Холокост, которое означает «всеуничто-жение через сожжение».
К числу «неполноценных» гитлеровцы относили и славянские народы, планируя колонизацию «восточного пространства» с одновременным сокращением численности проживающего там населения и превращением оставшихся в рабочую силу для «высшей расы».
В начале параграфа говорилось о толерантности. Здесь подчеркнем: толерантность, т. е. терпимость, по самой своей сути непримирима к человеконенавистническим взглядам и действиям, к фашизму, терроризму, религиозному фанатизму.
Мыслители, прогрессивные политики ведут напряженный поиск путей выхода из многочисленных современных этнических кризисов. Передовой частью мирового сообщества осознана и признана ценность гуманистического подхода к этническим проблемам. Суть его состоит, во-первых, в приверженности идее мира и согласия, в уважении к национальному достоинству, в добровольном поиске согласия (консенсуса) по спорным межнациональным вопросам, в отказе от национального насилия во всех его видах и формах, а во-вторых, в последовательном развитии демократии, правовых начал в жизни общества. В обеспечении прав и свобод личности независимо от национальной принадлежности заключается одно из главных условий свободы любого народа. Овладение культурой межнациональных отношений — одно из средств предупреждения и преодоления межнациональных конфликтов. Культура межнациональных отношений определяет ценностные ориентации, особенности сознания и поведения личности, больших групп населения, представителей органов власти. Она требует безусловной реализации прав и свобод лиц любой национальной принадлежности, уважения самобытности, их национального самосознания, языка,, обычаев, исключает малейшее проявление национального недоверия, вражды.
Значительный вклад в предупреждение и ликвидацию национальных конфликтов, особенно носящих религиозный оттенок, могут внести церкви различных конфессий. Вспомним слова видного представителя православного ду-
ховенства Александра Меня: «Понимание, терпимость — плоды высшей культуры... Оставаясь христианами и мусульманами, не оскорбляя друг друга, подать руки — вот наш путь».
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Национальная политика, являясь составной частью политической деятельности государства, призвана регулировать межнациональные отношения в различных сферах жизни общества.
Цели и направления национальной политики зависят от общей направленности политики государства. Мы уже говорили о политике разжигания национальной ненависти и геноцида, проводившейся фашистскими государствами. На противоположных принципах строится национальная политика в демократическом обществе. В ее основе — уважительное отношение к людям всех наций, формирование толерантности, установка на сотрудничество и сближение наций. Главной ценностью признается жизнь человека, его права и свободы независимо от национальной принадлежности.
Национальная политика призвана создать наиболее благоприятные условия для свободного развития всех народов и каждого человека в отдельности. Смысл гуманистической, демократической национальной политики — максимально согласовать интересы разных народов, реализовать их с позиций уважения каждого народа, каждого человека. Важная задача национальной политики — предупреждать, преодолевать возможные конфликты на национальной почве.
Для нашей многонациональной страны проведение продуманной демократической национальной политики очень важная задача. Дела в этой области надо вести так, чтобы, с одной стороны, обеспечить развитие культурной самобытности каждого народа, с другой — сохранять исторически сложившуюся целостность Российского государства.
Документами, определяющими национальную политику в нашей стране, являются Конституция РФ, а также принятая в 1996 г. «Концепция национальной политики Российской Федерации».
Основными принципами государственной национальной политики в России согласно этой концепции являются:
равенство прав и свобод человека и гражданина не зависимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и об щественным объединениям;
запрещение любых форм ограничения прав граж дан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
сохранение исторически сложившейся целостности Российской Федерации;
равноправие всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государст венной власти;
гарантия прав коренных малочисленных народов в соответствии с Конституцией Российской Федерации, обще признанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федера ции;
право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуж дения;
содействие развитию национальных культур и язы ков народов Российской Федерации;
своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов;
запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расо вой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;
защита прав и интересов граждан Российской Фе дерации за ее пределами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и раз витии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с Родиной в соответствии с норма ми международного права.
Реализация последнего принципа приобрела ныне особую остроту. После распада СССР около 25 млн наших соотечественников оказались за рубежами России. В некоторых государствах они испытывают национальную дискриминацию: ограничены в использовании русского языка, фактически (кое-где и официально) лишены гражданских прав, не могут устроиться на работу. Россия стремится помочь соотечественникам получить равные права с гражданами тех стран, где они находятся.
Последовательная реализация этих принципов отвечает интересам всех народов, проживающих в России, всего общества.
лц помните, всю свою жизнь, где оы вы ни находились — I у себя на родине или на территории другого государства,— вы всегда будете встречаться, общаться, работать, отдыхать, дружить, сотрудничать или соперничать с людьми самых разных национальностей.
2 Постарайтесь усвоить простейшие, но вечные истины: — природа сотворила людей разными, но равными в своем достоинстве и правах;
нет наций плохих или хороших, есть плохие или хоро шие люди, а точнее — плохие или хорошие поступки;
национальное происхождение не является ни достоин ством, ни недостатком, это просто игра случая, судьбы.
3 Постарайтесь понять, что смысл патриотизма состоит не в ксенофобии (навязчивой неприязни к «чужим»), не в примитивных рассуждениях о «неполноценности» других народов, не в шумных демонстрациях любви к «своим», не в оскорблениях и преследованиях «чужих». Патриотизм — высоконравственное чувство гражданина. И не следует кричать о своих чувствах, выставлять их напоказ, тем более что речь идет об особом чувстве — о любви к Родине. Патриотизм — в вашем честном труде на благо Отечества, в глубоком знании его корней, культуры, традиций, в вашем стремлении сберечь дарованную судьбой землю, родную природу, окружающую среду.
4 Постарайтесь также осознать, что все межнациональные конфликты, даже самые тяжелые и затяжные, начинаются с внутреннего состояния личности, ее поведения.
Знание этих истин само по себе, возможно, не сделает вас счастливыми, но очень поможет вашим добрым отношениям с окружающими, вашей личной репутации порядочного человека.
Документ
Из работы современного российского ученого-этнолога А. П. Садохина «Этнология»,
Этнические процессы в Российской Федерации
Социально-экономический кризис общества... отразился на этнических процессах Российской Федерации. После распада СССР она унаследовала многонациональный состав населения...
Превращение... бывших союзных республик в независимые... государства... изменило этническую ситуацию в Российской Федерации. Прежде всего, это значительно повысило экономический, политический и культурный статус группы бывших автономных республик, таких, как Татарстан, Башкирия, Чувашия, Якутия и др. Их новое положение... стимулировало развитие их этнического самосозна-
ния и самооценки. В целом это усилило процесс этнической дифференциации и проявилось в стремлении расширить суверенитет, придать родным языкам статус государственного в границах... субъектов, повышении значения... традиционной культуры... Усиление этнической дифференциации имело... следствием также и усиление межэтнической напряженности... Политологи и социологи делают заключение, что в ближайшее время этническая ситуация будет определяться развитием этих процессов.
Отмеченные... процессы стали причиной появления этнической миграции... русскоязычного населения на жительство в Россию... Если учесть, что... в ближайшем зарубежье проживает более 23 млн русских, то этническая миграция будет продолжаться.