logo search
социология моё

Интеракционизм. "Зеркальное" я.

Интеракционизм (англ. interaction — взаимодействие) — направление в современной социальной психологии, базирующееся на концепциях американского социолога и психолога Дж. Г. Мида. Под социальным взаимодействием в И. понимается непосредственная межличностная коммуникация ("обмен символами"), важнейшей особенностью которой признается способность человека "принимать роль другого", представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа ("генерализованный другой"), и соответственно интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия. Развитие личности с точки зрения И. происходит в процессе взаимодействия с другими людьми в обществе, которое трактуется как система непосредственных коммуникаций, причем структура личности содержит компоненты, обеспечивающие ее активность, а также контроль над собственным поведением в соответствии с социальными нормами, ролями и социальными установками партнеров по взаимодействию. В И. изучены структура личности, процессы социализации, ролевое поведение, функции референтной группы и др.

Теория “зеркального “я” - одна из первых концепций личности, исходившая не из внутренних характеристик человека, а из признания решающей роли взаимодействия индивидов. Представители: Джордж Мид (1863-1931), Чарлз Хортон Кули (1864-1929).

Основные положения теории:

1. Социальное “я” человека сводится к тому, каким признают данного человека окружающие.

2. Обязательным условием существования социального “я” является общение с другими людьми и усвоение их мнений о себе.

3. Человек имеет столько социальных “я”, сколько существует лиц и групп, о мнении которых он заботится.

4. Сознательные действия всегда социальны: человек соотносит свои действия с теми представлениями о его “я”, которые складываются у других людей. Другие люди - это зеркала, в которых формируется образ “я” человека.

5. Личность представляет собой совокупность психических реакций человека на мнение о нем окружающих. В зависимости от мнений окружающих у человека возникает или гордость (самоуважение) или унижение. “Я” выступает синтезом социального и индивидуального в человеке.

Кули исходит из признания изначального единства личности и общества. Социальное сознание группы и сознание индивида так же бессмысленно рассматривать по отдельности, как противопоставлять музыку всего оркестра звучанию отдельных инструментов. Личность понимается не как абстрактный индивид, а как социальное существо, принадлежащее к определенным социальным группам и выполняющее какие-то социальные роли.