logo search
Ionin_Sotsiologia_kultury

5.9. Этнополитика как орудие геополитической реконструкции

Иначе понимает этнополитику социолог и публицист Д.Драгунский. Для него этнополитика имеет позитивный смысл. Это

Цит.

процесс взаимодействия достаточно больших групп населения, каждая из которых характеризуется, с одной стороны, определенно артикулированной этнической идентичностью, с другой - определенными (реально наличествующими или желаемыми) институтами суверенитета. Таким образом, выражаемые этими группами этнические требования немедленно становятся политическими (расширение суверенитета), а политические, экономические или гуманитарные требования приобретают этническую окраску: при их реализации используются механизмы этнической мобилизации и т.п. [30, с. 40].

С точки зрения такого подхода этнополитический процесс не обязательно порождает конфликты. Как считает сам его автор, речь должна идти не только об этнической конкуренции, борьбе за суверенитет над территорией или контроль над ресурсами, за позиции, гарантирующие экономическое или политическое доминирование. 'Реальностями является также этнополитическое сосуществование в рамках сложившихся мультинациональных (т.е. обладающих этнофедеративными единицами) или мультиэтнических государств, этнополитическая кооперация в рамках федерации или даже поверх границ соседних государств, процессы интеграции различных этнических групп в единую нацию и т.д.' [30, с. 40].

У Драгунского получается совсем иной образ этнополитики. Условием его возникновения является смена 'угла рассмотрения', аналитической оптики. Говоря об этнополитике, надо не сосредоточиваться исключительно на конфликтах и противоречиях, а прослеживать процессы формирования новых, транснациональных мультиэтнических образований на постсоветском пространстве. В этом контексте этнополитика - не 'болезнь', а непременный аспект политики вообще в многонациональных или мультиэтничных социальных и государственных образованиях. Для России же позитивное рассмотрение этнополитики имеет особый смысл. Позитивная этнополитика - это условие ее, России, выживания как целого. Развитие этнополитических процессов, пишет Драгунский, может сыграть решающую роль в 'реконструкции Северной Евразии' [30, с. 40].

Реконструкция Северной Евразии (по сути дела, это все постсоветское пространство) - задача, вытекающая из необходимости консолидации 'Демократического Севера' планеты в соперничестве с мировым Югом, традиционно имеющим превосходящий человеческий потенциал, а в последнее время резко наращивающим технологический прогресс[1] Эта идея, на которой мы не останавливаемся подробнее, сформулирована в другой работе того же автора.. Практически создание Демократического Севера сводится (поскольку в остальном он уже существует и консолидирован - Европа, США, Канада) к реконструкции Северной Евразии под эгидой России. Под эгидой России потому, что все постсоветское пространство представляет собой 'объективную геополитическую общность'. Получается, что гарантией консолидации Демократического Севера должна стать нормализация этнополитических процессов на тех направлениях, на которых Россия стремится удержать свой контроль над Северной Евразией.

Выделяется три таких направления: Запад, Юго-Восток, Восток. На Западе три 'субнаправления': Беларусь; Украина; Прибалтика; Молдова и Калининград. Этнополитические проблемы на каждом из них имеют различный характер. В российско-беларусских отношениях именно характер этнополитических процессов сулит перспективное сотрудничество. В отношениях с Украиной есть несколько проблем, главные из которых - наличие в Украине нескольких зон национальной идентификации, что требует со стороны России проведения тонкой и дифференцированной этнической политики, а также территориальные проблемы (Крым, Донецкий регион). Для Прибалтики, Молдовы и Калининграда главной является проблема русского населения, которому предстоит либо установить институциональную связь с Россией, либо интегрироваться в иную национально-культурную и политическую среду.

На Юго-Востоке этнополитические процессы несравненно сложнее, ибо в данном случае, в отличие от западного направления, речь идет о взаимодействии с этносами, обладающими иными не только культурно-религиозными, но и цивилизационными (разнящимися по линии 'деревня-город') параметрами. Здесь два 'субнаправления': 'Черноморско-Каспийские ворота' (Закавказье, Северный Кавказ и Юг России) и 'Оренбургский коридор' (Северный Казахстан, российские территории Башкортостан и Татария). В первом случае контроль 'ворот' со стороны России - защита консолидирующегося Демократического Севера от экспансии юго-восточных цивилизаций[2] 'История показывает, как долго и с каким тщанием Россия строила здесь заграждения. Впрочем, и сейчас эти ворота служат достаточно надежно. Армения, например, перекрывает возможность Турции соприкоснуться с Азербайджаном, что не позволяет создать пантюркистскую конфедерацию на реалистичной основе... Россия заинтересована не только в контроле Черноморско-Каспийских ворот в направлении 'с Севера на Юг', то есть в контроле миграции и распространения иноэтнической криминальной активности, в поддержании путей сообщения и т.д. Россия также заинтересована в контроле региона 'с Запада на Восток', поскольку в этом направлении проходят магистральные трубопроводы из закаспийских регионов в Европу'. Чеченская война России и целый набор связанных с нею этнополитических и геополитических конфликтов как раз и порождены проблемами контроля России над Черноморско-Каспийскими воротами.. Во втором случае - 'удержание' Оренбургского коридора - это 'нейтрализация' Казахстана, который способен стать форпостом тюркско-исламской экспансии в Европейскую Россию. Казахстан от Башкортостана, в свою очередь граничащего с Татарстаном (национально-территориальные единицы тюркского этноса, исповедующего ислам), отделяет узкий (всего в 100 километров) коридор русской Оренбургской губернии. Этот район может стать зоной острого и глубокого этнополитического конфликта[3] 'Собственно, попытки продвижения Казахстана на Север (точнее, попытки смещения его центра к Северу) наблюдаются уже сейчас - это решение о переносе столицы из Алматы в Акмолу [расположенную в непосредственной близости границы с Россией. - Л.И.], а также миграция русского и русскоговорящего населения из Казахстана в Россию'.. Драгунский перечисляет конкретные этнополитические проблемы, связанные с Оренбургским коридором: статус русского и тюркских народов в северном Казахстане, Башкортостане и Татарстане, распределение этносоциальных ниш, потенциальные зоны этнического соперничества, миграция, в том числе вопрос о 'репатриации' башкир и татар в свои республики, этнодемографическая композиция Оренбургской области.

Наконец, Восток. Здесь главная проблема - экономическое и демографическое давление Китая.

Можно констатировать, что на всех направлениях перед Россией стоят серьезные этнополитические проблемы, являющиеся следствием крупнейших геополитических преобразований последнего времени. Их решение - залог геополитической стабилизации в глобальном масштабе.

1. Эта идея, на которой мы не останавливаемся подробнее, сформулирована в другой работе того же автора. 2. 'История показывает, как долго и с каким тщанием Россия строила здесь заграждения. Впрочем, и сейчас эти ворота служат достаточно надежно. Армения, например, перекрывает возможность Турции соприкоснуться с Азербайджаном, что не позволяет создать пантюркистскую конфедерацию на реалистичной основе... Россия заинтересована не только в контроле Черноморско-Каспийских ворот в направлении 'с Севера на Юг', то есть в контроле миграции и распространения иноэтнической криминальной активности, в поддержании путей сообщения и т.д. Россия также заинтересована в контроле региона 'с Запада на Восток', поскольку в этом направлении проходят магистральные трубопроводы из закаспийских регионов в Европу'. Чеченская война России и целый набор связанных с нею этнополитических и геополитических конфликтов как раз и порождены проблемами контроля России над Черноморско-Каспийскими воротами. 3. 'Собственно, попытки продвижения Казахстана на Север (точнее, попытки смещения его центра к Северу) наблюдаются уже сейчас - это решение о переносе столицы из Алматы в Акмолу [расположенную в непосредственной близости границы с Россией. - Л.И.], а также миграция русского и русскоговорящего населения из Казахстана в Россию'.