logo
Ionin_Sotsiologia_kultury

4.16. Консервативное решение?

Еще в 1916 г. Э.Трельч опубликовал статью 'Немецкая идея свободы', где трактовал свободу преимущественно в гегелевском духе - как сознательное и ответственное подчинение себя индивидуумом целому государства, пожалуй,

Цит.

Наряду со свободным принятием ответственности немецкая идея свободы включает в себя право духовных индивидуальностей и их взаимное уважение. Будучи перенесенным на мир народов это означает систему взаимного уважения и свободного развития народных индивидуальностей с правом ограничиваться тем, что необходимо для государственного существования и с взаимным уважением свободы развития в этих рамках' [180, с. 105]. 'Право народных индивидуальностей' противопоставлялось гегемонистским, универсалистским претензиям теории прогресса и мыслилось так же, как орудие революций двадцатого века, которые станут для каждого из народов 'открытием собственного духа' и пути к мирному сосуществованию народов, каждого на собственных основаниях.

Ясно, что в этом случае субъектами когнитивно-информационных прав оказываются не личности, а государства. И право на определение того, что есть собственная традиция, в чем заключается собственный фундамент, отходит государству. Фактически идея консервативной революции в ее интернациональном аспекте есть идея мирового сообщества как сообщества фундаментализмов. Либеральному фундаментализму в такой компании не ужиться.