3.Возникновение и классический период развития социологии
Настоящее развитие и признание социология получила только тогда, когда были разработаны и сформулированы основные научные концепции и появилась возможность создания теоретических основ изучения социальных явлений. Честь фактического «открытия» социологии принадлежит четырем выдающимся мыслителям, жившим и творившим в период с середины XIX и до начала XX в. Это немецкие ученые Карл Маркс и Макс Вебер, француз Эмиль Дюркгейм, а также англичанин Герберт Спенсер.
Творчество Карла Маркса. Значительный вклад в развитие социологии внес Карл Маркс (1818-1883). Идейными предпосылками творчества Маркса явились: идея Гегеля о противоречии как источнике развития общества; философия Фейербаха, благодаря которой у Маркса возникла концепция отчуждения труда; английская политэкономическая мысль, у которой Маркс заимствовал понимание труда, как основного источника стоимости продукта; идеи утопического социализма.
Одной из основных его заслуг по праву считается научный анализ современного ему капиталистического общества. В качестве инструмента такого анализа Маркс использовал классовую структуру общества: все индивиды принадлежат к определенным социальным классам, разделение на которые происходит по признаку владения средствами производства и размера вознаграждения, получаемого с этого владения. Разделение на классы основано на неравенстве, а это значит, что один класс (класс собственников средств производства) находится в более выгодном положении, чем остальные, и присваивает себе часть результатов труда другого класса (рабочего класса).
Герберт Спенсер (1820 – 1903), выдающийся английский мыслитель, создатель учения о социальной эволюции, внес существенный вклад в развитие мировой социологии. Немаловажное влияние оказала на него эволюционная теория Чарльза Дарвина. Спенсера считают основателем школы органической аналогии, он сравнивал общества с биологическими организмами, а отдельные части (государство, церковь, образование и т.д.) – с частями организма (сердцем, нервной системой и т.д.). Каждая часть несет какую-то пользу целому и выполняет жизненно-важные функции.
Основной закон социального развития, по Спенсеру – закон выживания наиболее приспособленных индивидов. Научное признание получила заложенная Спенсером теория социальной эволюции. Концепция выживания сильнейших, примененная к социальному миру, получила название социальный дарвинизм. Концепция социального дарвинизма Спенсера получила широкое распространение в Англии и США как теоретическая база, оправдывающая существование «дикого» капитализма.
Макс Вебер (1864-1920) - немецкий экономист, историк и социолог. Находясь под влиянием Маркса и Ницше, Вебер тем не менее разработал собственную социологическую теорию, которая и в настоящее время оказывает решающее воздействие на все научные социологические теории и на деятельность социологов во всех странах мира.
Взгляды Маркса и Вебера существенно различались. Маркс главным для прогресса считал экономические факторы, верил в историческую миссию пролетариата. Вебер превыше всего ставил индивида, причиной развития общества называл культурные ценности. Согласно Веберу, только индивид обладает мотивами, целями, интересами, сознанием. Коллективное сознание – скорее метафора, нежели точное понятие. Признавая в Марксе великого ученого, Вебер не приемлет предложенный им путь революционного преобразования капиталистического общества.
Социология, по Веберу, является «понимающей», поскольку изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл. В этом смысле взгляды Вебера принципиально отличались от взглядов Конта, Маркса и Дюркгейма, которые полностью игнорировали статистику и изучение мотивов поведения. Для того, чтобы выявить эти мотивы, социолог, по мнению Вебера, должен мысленно поставить себя на место того, кого он изучает, и разобраться, почему тот поступил так, а не иначе, что им руководило, какие цели он преследовал.
Одним из центральных пунктов его теории явилось выделение им элементарной частицы поведения индивида в обществе - социального действия, которое является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми.
Идеи Эмиля Дюркгейма. Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - основатель французской социологической школы. Он стремился, прежде всего, к автономии социологии, отделению ее предмета от предмета других наук об обществе, а также к объяснению всех феноменов общественной жизни исключительно с социологических позиций.
На начальных этапах своего научного творчества Дюркгейм во многом опирался на позитивистскую философию О. Конта, но пошел гораздо дальше и выдвинул принципы новой методологии: натурализм – понимание законов общества по аналогии с законами природы и социологизм – социальная реальность существует независимо от человека.
Дюркгейм – первый профессор социологии во Франции – сформулировал принципы в социологии, ставшие хрестоматийными.
По Дюркгейму, предмет социологии – социальные факты, составляющие систему социальной действительности.
Дюркгейм очень много внимания уделял изучению таких форм, а также видов поведения, отклоняющихся от общепринятых правил и норм. Введенный им в научны обиход термин «аномия» (от фр. anomie - беззаконие, неорганизованность) служит объяснению причин отклоняющегося поведения, дефектов социальных норм, позволяет подробно классифицировать типы такого поведения.
- 1.Объект, предмет, структура, основные функции и методы социологии.
- 2. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки
- 3.Возникновение и классический период развития социологии
- 4.Основные направления современного этапа развития зарубежной социологии
- 5. Русская социологическая мысль
- 6. Понятие общества. Общество как система
- 7. Социальные взаимодействия: формы типы, принципы
- 8.Социальные институты. Их виды, признаки, особенности и функции
- 9. Личность в социологии. Основные факторы ее развития
- 10. Социальные статусы и социальные роли
- 11. Социализация личности
- 12. Социальный контроль и девиация
- 13. Понятие Социальная группа. Виды социальных групп
- 1. В зависимости от характера взаимодействия — первичные и вторичные
- 2. В зависимости от способа организации и регулирования взаимодействия — формальные и неформальные.
- 3. В зависимости от принадлежности к ним индивидов - ингруппы и аутгруппы.
- 4. В зависимости от количественного состава и формы осуществления связей — малые и большие.
- 5. В зависимости от социально значимых признаков — реальные и номинальные.
- 15. Понятие социальной организации, механизмы ее образования и социальные свойства. Основные типы социальных организаций
- 16. Социальное неравенство и стратификация. Типы стратификационных систем
- 17. Социальная стратификация российского общества
- 18. Природа социальной мобильности и ее классификации
- 19. Понятие и виды социальных изменений
- 20. Основные социальные процессы
- 21. Социальный конфликт как процесс
- 1. По количеству участников конфликтного взаимодействия:
- 22. Природа и типы социальных движений
- 23. Постиндустриальное информационное общество
- 24. Глобализация социальной жизни и ее социальные издержки
- 25. Место России в мировом сообществе