logo search
№15-18 Боголюбов

Вопросы и задания к документу

1. Найдите в тексте аргументы, которые свидетельству­ют о коренном изменении этнической ситуации в Рос­сийской Федерации. 2. Как вы понимаете выражение «этническая дифференциация»? Почему она усилилась в бывших автономных республиках и в чем проявляет­ся? 3. Объясните смысл фразы: «...Этническая мигра­ция русскоязычного населения на жительство в Рос­сию». Чем вызвано ее появление? 4. Объясните, каким образом национальная политика российского прави­тельства поможет решить проблемы, описанные в доку­менте.

1. Какие признаки характерны для нации как наиболее раз­витой формы общности людей? 2. Что такое толерантность в межнациональных отношениях? 3. Раскройте функции ис­торической памяти и национального самосознания в форми­ровании и сплочении в современной жизни нации., 4. Оха­рактеризуйте основные черты современного межнациональ­ного сотрудничества. 5. Каковы наиболее типичные причины межнациональных конфликтов? 6. Почему национализм оце­нивается в науке неоднозначно? В чем опасность национа­лизма? 7. Что такое, геноцид? Приведите известные вам примеры геноцида. 8. В чем суть гуманистического подхода к этническим проблемам? 9, Какие документы определяют в Российской Федерации национальную политику и каковы ее основные положения?

  1. Как вы считаете, затрагивает ли проблема межнацио­ нальных отношений каждого из нас? Ответ аргументируйте.

  2. Весной 2002 г. молодая русская женщина Татьяна Сапу­ нова, проезжая по одной из самых оживленных трасс Под­ московья — Киевскому шоссе, увидела на обочине плакат с призывом к убийству евреев. Его миновали сотни машин, но только Татьяна Сапунова остановилась и попыталась со­ рвать позорный плакат. Однако плакат оказался заминиро­ ван, и женщина сильно пострадала от взрыва, но, к счастью, осталась жива. Позже Указом Президента РФ она была на­ граждена орденом Мужества. В некоторых СМИ установку плаката назвали фашистской вылазкой.

Как вы объясните, почему Татьяна Сапунова не проехала мимо плаката? Выскажите вашу оценку: а) действий и позиций тех, кто установил плакат; б) тех, кто спокойно проезжал мимо; в) тех, кто отвечал за порядок на этом участке дороги; г) заявлений, сделанных в СМИ.

  1. Ученые утверждают: агрессивный национализм характе­ рен для малообразованных слоев населения и часто связан с антиинтеллектуализмом; в сущности, он является спосо­ бом агрессивного самооправдания собственной неспособ­ ности к политическому мышлению. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Свой ответ мотивируйте конкретными исто­ рическими примерами.

  2. Новый Закон «О противодействии экстремистской дея­ тельности» запрещает пропаганду национальной исключи­ тельности и национального превосходства, а также пропа­ ганду расовой, национальной или религиозной неполно­ ценности граждан; он запрещает любые действия, направленные на возбуждение социальной, расовой, на­ циональной или религиозной вражды. Кроме того, закон запрещает пропаганду и демонстрацию подобной атри­ бутики и символики.

Уже при обсуждении этого закона со стороны объедине­ний, называющих себя «патриотическими» или «национально-патриотическими», зазвучали заявления о том, что закон яко­бы «ущемляет» патриотические чувства, призывает к «травле инакомыслия», ведет к «удушению свободы слова и печати».

Какие аргументы вы могли бы высказать таким «крити­кам»? Почему патриотизм нельзя смешивать с национализ­мом, который базируется на чувствах национальной «исклю­чительности» и национального «превосходства» либо «не­полноценности других народов»?

МЫСЛИ МУДРЫХ

«Нация есть душа, духовный принцип... Как и индивидуум, нация является целью многих усилий

и жертв*.

Ж. Ренан (1823—1892), французский писатель