0. Конт как родоначальник науки социологии. Роль разделения труда у о.Конта.
Термин "социология" ввел в научный оборот Огюст Конт в работе "Курс позитивной философии" в 1842 г.
Это было время крупных открытий в области естественных наук, что повлияло на мировоззрение ученых.
О. Конт придерживался принципа "порядок и прогресс", который он понимал по аналогии с физикой как симметричность и уравновешенность всех структурных элементов общества, а социологию - как источник знаний об обществе, которая необходима, прежде всего, для оптимизации отношений между людьми.
О. Конт считал, что новая наука должна рассматривать общество как структурный организм, в котором каждую клеточку нужно исследовать с точки зрения общественного блага. В связи с этим всю социологию он разделил на социальную статику и социальную динамику. О. Конт полагал, что можно законы механики использовать в изучении общества.
Для него был характерен эмпирический подход к социологическому знанию. Большого научного следа в социологии О. Конт не оставил, но чрезвычайно важна его мысль о том, что наука об обществе должна основываться на позитивных фактах, строиться по примеру наук естественных. Не случайно социологию вначале называли социальной физикой.
Огромное значение уделяется в социальной статике проблеме разделения труда. Если мы хотим вынести верное суждение о совокупной деятельности и разделении труда как существенных условиях всей социальной жизни, говорит Конт, надо понять их в широком философском смысле. Иными словами, применять их не только к материальным, а ко всем видам деятельности. И тогда участниками громадного разделения всеобщего труда предстают не только личности, профессиональные группы и классы, но и целые народы. Разделение труда приводит к обособлению отдельных родов труда, к обособлению занятий, к обособлению людей, которые принуждены специализироваться и сосредоточиваться на отдельных, обособленных отраслях труда. Конт вполне признает, что общественное разделение труда есть, вместе с тем, и разделение людей и их интересов. Он даже объявляет общественное разделение труда истинною причиною социального неравенства. И вместе с тем, Конт утверждает, что то же самое разделение труда создает и общественную солидарность; порождает сознание общих интересов среди обособившихся членов одного и того же общества, распавшегося под влиянием общественного разделения труда на ряд обособившихся общественных групп, неравных друг другу в самых различных отношениях.
Разделение труда, по Конту, есть настоящая основа всякой общественной организации. Общественная организация, по Конту, есть не что иное, как опять-таки то же разделение труда, которое породило всю существующую общественную иерархию. Эта общественная иерархия и есть, по Конту, основа всякого социального порядка, вытекающего из разделения труда. Общественная организация есть своего рода организм социальный, коллективный, есть известная система социальных функций, то есть известное соотношение обособившихся отраслей разделенного труда. И отношение членов одного и того же общества есть не что иное, как соотношение их занятий, которые Конт называет отдельными общественными функциями, каковы: функция рабочих как непосредственных производителей общественных богатств; функция капиталистов как хранителей общественных богатств; функция правителей как охранителей общественного "духа целого"; функция ученых и мыслителей как творцов общественного разума и общественной религии и т.д. Смотря на людей исключительно с точки зрения разделения труда и выполнения ими тех или иных функций коллективного организма, Конт объявляет всех членов любого человеческого общества общественно-должностными лицами, настоящими общественными чиновниками (veritable fonctionnaires publiques). Каждое частное лицо есть лишь орудие определенной общественной функции. Стоя на этой органической точке зрения, Конт отрицает и свободу личности и не признает за гражданином никакого другого права, кроме права выполнять свою обязанность, определенную опять-таки разделением труда. Конт особенно выставлял на вид, что его новая философия заменяет "определение прав определением обязанностей".
Разделение труда, по Конту, есть основа нравственности, вытекающей из понимания дела, обусловленного опять-таки разделением труда между членами одного и того же общественного организма. В какой-то степени и сама основанная Контом социологическая религия человечества есть лишь орудие принуждения людей беспрекословно покоряться участи, уготованной им разделением труда, которое создало и современную общественную иерархию, и правительство, охраняющее всеми силами "социальную субординацию". Социальная субординация, по Конту, необходима для правильной жизни социального организма, все устройство которого покоится на определенной системе разделения труда. Вследствие этого правительство, т.е. особая группа людей, выполняющая особую функцию управления всей нацией, естественным образом прорастает на вершине социальной пирамиды.
"Социальная иерархия, - утверждает Конт, - должна представлять собой... самопроизвольное продолжение биологической лестницы царства животных в том смысле, что особенности, отделяющие друг от друга различные общественные классы, должны быть...существенным образом подобны тем особенностям, которые отличают друг от друга различные ступени лестницы животных".
В то же время разделение труда составляет главное основание общественной солидарности и непрерывно воспроизводит все возрастающее усложнение общественного организма, который в конечном счете охватывает, вбирает в себя весь человеческий род.
Итак социальная статика, будучи важнейшим разделом социологической системы Конта, предполагает "с одной стороны, анатомический анализ структуры общества на конкретный момент, а с другой - анализ элемента или элементов, определяющих консенсус, т.е. превращающих совокупность индивидов или семейств в коллектив, делающих из множества институтов единство".
- Социология как наука. Объект, предмет, функции социологии.
- Уровни социологического знания. Структура социологии
- 0. Конт как родоначальник науки социологии. Роль разделения труда у о.Конта.
- Органическая школа в социологии.
- Интеракционизм. "Зеркальное" я.
- Э. Дюркгейм как методолог социологии.
- М. Вебер как социолог капитализма. Бюрократия по м.Веберу. «Понимающая» социология
- К. Маркс – родоначальник теории конфликтного развития общества.
- П. Сорокин. Интеграция американской и европейской тенденций.
- Структурный функционализм (Парсонс, Мертон).
- Прикладные социологические исследования: понятие, виды и основные этапы
- Программа и план в социологическом исследовании
- Основные методы эмпирической социологии. Достоинства, недостатки и взаимодополняемость.
- Выборочные методы исследования. Ошибки репрезентативности.
- Личность в социологии. Развитие личности и жизненные кризисы
- Ролевая теория личности. Социальный статус.
- Социальное поведение. Основные теории и виды.
- Социализация. Факторы и механизмы.
- Социальные нормы.
- Культура. Ее роль в социализации. Субкультура, контркультура.
- Элементы культуры. Культурные универсалии. Формы и функции культуры.
- Этноцентризм и культурный релятивизм. Взаимодействие культур. Культурные конфликты
- Социальные общности. Основные виды и характеристики.
- Социальная группа. Типы групп. Малая группа.
- Публика. Толпа
- 26. Основные групповые процессы. Динамика группы (к.Левин)
- 27.Социальные связи: контакты, действия.
- 28. Связи. Социальное взаимодействие
- 29. Социальный контроль
- 30. Формы массового поведения.
- 31. Формы организованного протеста
- 32. Типология социальных движений
- 33. Формы социального взаимодействия: кооперация, конкуренция, конфликт.
- 34. Обмен как форма социального взаимодействия
- 35. Этнические общности
- 36. Общество как социальная общность. Типологии обществ
- 37. Социальный эволюционизм. Генезис и функционирование общества
- 38. Модели общественного развития
- 39. Социальная структура общества
- 40. Социальная стратификация, неравенство
- 41. Средний класс. Его роль в общественном развитии России
- 42.Социальная стратификация и мобильность в современном Российском обществе.
- 43. Социальная мобильность. Формы, виды, каналы, факторы
- 44. Социальные институты. Условия функционирования, функции.
- 45. Типы социальных институтов
- 46. Социология семьи
- 47.Социология религии
- 48. Типы отклоняющегося поведения. Девиантное поведение
- 49. Теории девиации. Маргинальность
- 50. Общественное мнение: понятие, сущность, причины формирования