logo search
№15-18 Боголюбов

Вопросы ш задания к документу

1. Приведите собственные примеры общечеловече­ских, расовых, классовых, групповых норм. 2. К ка­кому уровню общности можно отнести нормы: «не укради», «перед Новым годом мы' вместе идем в ба­ню», «раздельное обучение черных и белых», «соли­дарность рабочих всех стран»? 3. Что означает более высокий или более низкий уровень норм? Почему на

самом высоком уровне авторы помещают естественные права человека? 4. Почему в случае нарушения норм более высокого уровня необходимы наиболее реши­тельные действия государства? 5. Как проявляется со­циальный контроль в случае нарушения более низко­го уровня социальных норм? Почему? 6. Чем объяс­нить, что более демократичное общество предполагает перенос акцента с внешнего социального контроля на внутренний самоконтроль?

1 . Приведите примеры каждого вида социальных норм. 2. Что такое социальный контроль? 3. В чем состоит значение са­моконтроля? 4. Каковы причины отклоняющегося поведения? 5. В чем социальная опасность преступности? 6. Каковы по­следствия наркомании для личности, семьи, общества?

  1. К ак вы относитесь к высказыванию английского историка Г. Т. Бакла (1821 — 1862): «Общество готовит преступление, преступник совершает его»? Разъясните его на каком-либо примере, взятом из газет.

  2. Согласны ли вы с высказыванием французского драма­ турга Ж. Расина (1639—1699): «Крупным преступлениям все­ гда предшествуют мелкие. Никто никогда не видел, чтобы робкая невинность внезапно превратилась в безудержную распущенность»? Аргументируйте свой ответ.

  3. По вопросу о борьбе с преступностью возникла дискуссия. Одна сторона утверждала: «Нужно ужесточить наказания. По­ смотрите на Сингапур. Поймали тебя с наркотиками — выс­ шая мера наказания, с незаконным оружием, даже если ты его не применял,— тоже. В некоторых мусульманских странах по закону за воровство отрубают кисть руки. И там уже дав­ но никто не ворует». Другая возражала: «Жестокость наказа­ ний сделает преступность более жестокой. Главное — неот- вратимостьнаказания. Если все будут знать, что любое пре­ ступление будет раскрыто, преступность резко сократится».

А что по этому вопросу думаете вы? Свой ответ аргумен­тируйте.

4. В 1989 г, был проведен опрос 5861 учащегося школ и профтехучилищ об их отношении к наркотикам. 90,7% из них выразили уверенность, что наркотики оказывают вред­ ное влияние на здоровье человека, 70,1% — что они приво-

-I Q

дят к вырождению личности. Наркомана считали нормаль­ным человеком 5,9% опрошенных, больным — 44%, мораль­но опустившимся — 46,5%, преступником — 19,9%.

Как вы думаете, если бы опрос был проведен сегодня, то в каком направлении изменились бы ответы?

МЫСЛИ МУДРЫХ

«Преступление есть самый характерный,

бесспорный и для всех обязательный симптом

общественного неустройства».

Н. Я. Михайловский (1842—1904), русский

критик, публицист, социолог

\

£-1-7 Нации и межнациональные 917. отношения

Что составляет величие человека: национальность или культура? Может ли какая-либо нация осчастливить че­ловечество? Что такое национализм: любовь к своей нации или минное поле между нациями?

Примерно три тысячи различных народов составляют современное человечество. А государств на земле всего око­ло 200. Следовательно, почти все они многонациональные.

Благополучие, а нередко и сама жизнь людей, суще­ствование их сообществ во многом зависят от способности народов к взаимоуважению, к диалогу, направленному на взаимопонимание; толерантности общества и каждого из нас к особенностям, обычаям, нравам, взглядам других на­родов; уважения существующих между людьми различий.

ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ

Из курсов истории вы уже знаете об исторически сло­жившихся общностях людей — родах, племенах, народно­стях, нациях. Развитие этих общностей связано с ростом производительных сил, расширением хозяйственных свя­зей, особенностью формирования культуры народов. Род и племя характерны для первобытного общества. Народность складывается с усложнением социальной структуры обще­ства и возникновением государства. Капитализм активизи­рует экономические и культурные связи, создает единый национальный рынок, ликвидирует хозяйственную раз-

дробленность средневекового государства, сплачивает раз­личные живущие в нем народы в единое национальное це­лое. Возникает нация.

В науке утвердилось и понятие этнос. Это греческое слово означает «народ» и не имеет однозначной характери­стики. Под этносом, по мнению ряда ученых, понимается исторически сложившаяся на определенной территории со­вокупность людей, обладающих общностью культуры, язы­ка, сознанием своего единства.

Нация складывается в течение длительного времени в результате соединения, «сплавления» представителей различных (родственных и неродственных) племен и народ­ностей. Современные научные теории не дают однозначно­го ответа на вопрос о признаках этой общности.

В начале XX в. главными признаками нации счита­лась общность языка, территории, экономической жизни, психического склада. Один из теоретиков марксизма, К. Каутский (1854—1938), признаками нации считал тер­риторию и язык, общность экономической жизни и тради­ций. Каутский не абсолютизировал эти признаки, полагая, что при отсутствии одного или нескольких из них нация продолжает существовать. Но был и другой взгляд, утверждавший, что только при наличии всех указанных признаков можно говорить о нации.

Существенные сдвиги в понимании нации произошли в последней трети XX в. Современные ученые полагают, что на этапе формирования нации большое значение имеет территориальное, языковое и экономическое единство. В дальнейшем же под влиянием интеграционных и мигра­ционных процессов эти признаки нередко утрачивают оп­ределяющую роль, хотя и сохраняют свою значимость. Единство нации, считают исследователи, может поддержи­ваться как материальными, так и психологическими фак­торами, общностью духовных ценностей, происхождения и исторической судьбы.

Распространен и еще один подход, при котором нация рассматривается не как этническая общность, а как мно­гокультурная, политическая, гражданская, территориаль­ная общность, как сообщество (совокупность) граждан дан­ного государства. В дальнейшем мы будем употреблять слово «нация» в этнокультурном значении, т. е. как обо­значение высшей формы этнической общности. Термин на­циональность означает принадлежность человека к той или иной нации либо его государственную принадлеж­ность. В ряде стран мира определение национальной при­надлежности — личное дело каждого, неотъемлемое право личности, одно из условий ее свободы. Это право имеют и граждане России.

Великий источник национальной общности и нацио­нальной ответственности — историческая память.

В повести Чингиза Айтматова «Белый пароход» опи­сывается разговор одного из героев с мальчиком, в кото­ром выясняется, что каждый человек должен знать обяза­тельное колено семерых отцов:

«— Дед говорит, что если люди не будут помнить от­цов, то они испортятся.

Помнить об уроках прошлого, чтить предков, обере­гать вызреваемые столетиями национальные и общемиро­вые ценности, остерегаться ошибочных поступков, чувство­вать ответственность перед поколениями — это важные функции исторической памяти, помогающей сплачивать национальную общность.

Один из наиболее осязаемых результатов историческо­го пути — национальная культура, сохраняющая сказки, легенды, исторические повествования, песни, танцы, музы­ку, особое художественное мастерство, проявляющееся в храмовых постройках, иконах, домашней утвари. Это и на­родный эпос, где ярко выступают национальные отличия, это и творчество писателей, живописцев, композиторов, где находят свое отражение культурно-национальные тради­ции, верования, нравы, обычаи нации.

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ

Национальное самосознание является важным факто­ром, характеризующим нацию как общность и человека как члена этой общности.

Личность, полагая себя неотделимой частицей нации, осознает историю своего народа, общественно-националь­ные ценности, такие, как письменность, национальный язык, разнообразные достижения в духовной культуре, на­циональный менталитет, ценит вклад народа в мировую культуру, разделяет успехи нации и способствует ее разви­тию. Таким образом, национальное самосознание базирует­ся на исторической памяти, знании истории, традиций сво­его рода. Оно включает в себя также эмоционально-ценност­ную оценку прошлого своей нации, ее современного состояния, ее взаимосвязей с другими народами. Все это обогащает духовный мир личности, создает определенную

186

психологическую установку на цели и направленность дея­тельности.

История наций полна примеров единства вековых тра­диций и современных взглядов и поступков. Вот одно из свидетельств, отражающих психологические установки россиян в борьбе за Родину. Михаил Коряков, курсант во­енно-инженерного училища, оказавшись во время боев осе­нью 1941 г. в библиотеке одного из монастырей, записал в своем дневнике: «Рыться в книгах — мое любимое заня­тие. И гадать по книге, по случайно открытой странице. Попалось под руку «Слово о полку Игореве». Выпало: «О, стонати Русской Земли! Истекает кровью народ русский, стонет Русская Земля». Я не политик, и Россия для меня всегда есть Россия, независимо от того, какое в ней прави­тельство. Как бы то ни было, но мы сейчас должны не жа­леть своих сил, перевязывать раны народа, облегчать его страдания». Чувство патриотизма, национальной гордости за Россию стало психологической основой для деятельнос­ти во имя победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.

Благодаря национальному самосознанию человек ост­ро чувствует интересы своего народа, сопоставляет их с ин­тересами других народов, мирового сообщества. Осознание национальных интересов побуждает личность к деятельно­сти, в процессе которой эти интересы реализуются.

Отметим две стороны национальных интересов. Во-пер­вых, необходимо сохранять свою особенность, неповтори­мость в потоке человеческой истории, уникальность своей культуры. Сохранять свои памятники, сохранять и обога­щать свой язык. Не только решительно противодействовать физическому исчезновению народа, но и стремиться к вос­полнению его естественной убыли, росту населения, обеспе­чивая достаточный уровень экономического развития на ба­зе имеющихся регионально-хозяйственных факторов. Во-вторых, интересы нации состоят и в том, чтобы психологически не отгораживаться от других наций и наро­дов, не превращать государственные границы в «железный занавес». Надо обогащать свою культуру контактами, заим­ствованиями из других культур, наполнять свой внутренний и культурны-й мир постижением общезначимых для челове­чества ценностей. Культурное многообразие является богат­ством страны.

Культурная политика нашего государства исходит из признания равного достоинства культуры, равных прав и свобод в области культуры всех проживающих в стране народов. Государство способствует созданию равных усло­вий для сохранения и развития этих культур, укрепления целостности российской культуры.

МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Научно-техническая революция предполагает как спе­циализацию производства, так и его широкую кооперацию, сотрудничество, ибо бурно растущим производительным си­лам тесно в рамках даже крупного государства. Идет про­цесс экономической интеграции, вместе с ним и процесс сближения народов.

Яркий пример — Европейский союз (ЕС), объединяю­щий ныне 25 государств, народы которых говорят по мень­шей мере на 40 языках. В мае 2004 г. ЕС расширился, за счет приема новых членов — постсоциалистических стран Центральной, Восточной Европы и Балтии. Намеча­ется дальнейшее расширение ЕС. Введены единое европей­ское гражданство, единая валюта — евро. Регулярно прово­дятся выборы в Европейский парламент, разработан и после активного обсуждения проекта подписан странами — участницами ЕС Основной закон ЕС. Разработано единое европейское право, поставившее межнациональные отноше­ния народов Западной Европы на твердую почву закона. Верховенство европейского права над национальным при­знают все государства ЕС. На случай конфликтов, для ре­шения сложных проблем организована «третья власть» — Суд европейских сообществ, решения которого обязательны для всех государств ЕС.

Существует и другой путь межнациональной интегра­ции. Так, в США нет административного деления страны на отдельные национальные образования. Государство на основе демократических законов гарантирует каждой на­ции национально-культурную автономию (самостоятель­ность) и охраняет право на свободу всех видов объедине­ний: экономических, партийных, профессиональных, воз­растных, национальных, по интересам и т. д. В условиях демократического государства люди разных национальнос­тей свободно сосуществуют и при желании свободно объе­диняются в различные сообщества соответственно их лич­ным потребностям и интересам, если, конечно, эти объеди­нения не носят криминального (преступного) характера. Всякая дискриминация (принижение, умаление, ущемле­ние прав) по национальному признаку считается наруше­нием прав человека и карается по законам демократичес­кого государства.

Путем межнациональной интеграции, признавая эт­нокультурные различия, успешно идут большинство демо­кратических государств Западной Европы, Канада, некото­рые развивающиеся страны с многонациональным населе­нием.

НАЦИОНАЛИЗМ. МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ Обращаясь к истории, мы видим, что за время суще-:твования наций и народностей отношения между ними не­редко были напряженными, даже трагическими. И сего-щя, к сожалению, межнациональные конфликты не ушли

г прошлое.

В межнациональных столкновениях гибнут люди, уничтожаются ценности. Причин тому много, и искать их зледует не только в спаде производства, в росте инфляции, цен, в безработице, в резком ухудшении экологической об­становки, в антидемократических законах и т. д. Особенно гяжелые последствия вызывает подавление нации (ущемле­ние прав людей по национальному признаку, преследова­ние национальной религии, культуры, языка) или прини­жение ее, пренебрежение национальными чувствами.

Национальные чувства очень уязвимы. По наблюдени­ям психологов, проявления национального насилия вызы­вают у людей состояние глубокого пессимизма, отчаяния, безысходности. Сознательно или бессознательно они ищут поддержку в национально близкой среде, полагая, что именно в ней обретут душевное равновесие и защиту. На­ция как бы уходит в себя, самоизолируется, замыкается.

История свидетельствует, что в таких случаях нередко возникает желание найти виновного во всех бедах. А посколь­ку их истинные, глубинные причины часто остаются скрыты­ми от массового сознания, то главным виновником чаще все­го представляются люди другой национальности, проживаю­щие на данной или соседней территории, или «свои», но «предатели», «переродившиеся». Постепенно складывается «образ врага» — опаснейшее социальное явление. Разруши­тельной силой может стать и националистическая идеология. Национализм, как вы знаете из курса истории, по-раз­ному проявляет свою социально-политическую направлен­ность. Так, движения, связанные с идеями национализма, сыграли немаловажную роль в антиколониальной борьбе народов Африки и Азии.

Однако, как свидетельствует исторический опыт, осо­бенно XX в., национализм из идеологии и политики борь­бы против национального угнетения все чаще превращает­ся в утверждение словом и делом превосходства и даже ис­ключительности «своей» нации.

Свое крайнее выражение политика национализма по­лучила в странах с фашистским режимом. Человеконена­вистническая идея искоренения «неполноценных» рас и народов вылилась в практику геноцида — истребления целых групп населения по национальному признаку.

М

Из курса истории вы знаете, что фашистский диктатор А. Гитлер, придя к власти в Германии в 1933 г., сделал ча­стью государственной политики уничтожение еврейского населения. С этого времени и за период Второй мировой войны было расстреляно, сожжено и уничтожено в специ­альных лагерях смерти (Треблинка, Освенцим, Бухенвальд и др.) около 6 млн человек — почти половина всего еврей­ского народа. Эту величайшую трагедию называют теперь греческим словом Холокост, которое означает «всеуничто-жение через сожжение».

К числу «неполноценных» гитлеровцы относили и сла­вянские народы, планируя колонизацию «восточного про­странства» с одновременным сокращением численности проживающего там населения и превращением оставшихся в рабочую силу для «высшей расы».

В начале параграфа говорилось о толерантности. Здесь подчеркнем: толерантность, т. е. терпимость, по самой своей сути непримирима к человеконенавистническим взглядам и действиям, к фашизму, терроризму, религиоз­ному фанатизму.

Мыслители, прогрессивные политики ведут напряжен­ный поиск путей выхода из многочисленных современных этнических кризисов. Передовой частью мирового сообще­ства осознана и признана ценность гуманистического под­хода к этническим проблемам. Суть его состоит, во-первых, в приверженности идее мира и согласия, в уважении к на­циональному достоинству, в добровольном поиске согласия (консенсуса) по спорным межнациональным вопросам, в от­казе от национального насилия во всех его видах и фор­мах, а во-вторых, в последовательном развитии демокра­тии, правовых начал в жизни общества. В обеспечении прав и свобод личности независимо от национальной при­надлежности заключается одно из главных условий свобо­ды любого народа. Овладение культурой межнациональ­ных отношений — одно из средств предупреждения и пре­одоления межнациональных конфликтов. Культура межнациональных отношений определяет ценностные ори­ентации, особенности сознания и поведения личности, больших групп населения, представителей органов власти. Она требует безусловной реализации прав и свобод лиц лю­бой национальной принадлежности, уважения самобытнос­ти, их национального самосознания, языка,, обычаев, ис­ключает малейшее проявление национального недоверия, вражды.

Значительный вклад в предупреждение и ликвидацию национальных конфликтов, особенно носящих религиоз­ный оттенок, могут внести церкви различных конфессий. Вспомним слова видного представителя православного ду-

ховенства Александра Меня: «Понимание, терпимость — плоды высшей культуры... Оставаясь христианами и му­сульманами, не оскорбляя друг друга, подать руки — вот наш путь».

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Национальная политика, являясь составной частью политической деятельности государства, призвана регули­ровать межнациональные отношения в различных сферах жизни общества.

Цели и направления национальной политики зависят от общей направленности политики государства. Мы уже гово­рили о политике разжигания национальной ненависти и ге­ноцида, проводившейся фашистскими государствами. На противоположных принципах строится национальная поли­тика в демократическом обществе. В ее основе — уважитель­ное отношение к людям всех наций, формирование толерант­ности, установка на сотрудничество и сближение наций. Главной ценностью признается жизнь человека, его права и свободы независимо от национальной принадлежности.

Национальная политика призвана создать наиболее бла­гоприятные условия для свободного развития всех народов и каждого человека в отдельности. Смысл гуманистической, демократической национальной политики — максимально согласовать интересы разных народов, реализовать их с по­зиций уважения каждого народа, каждого человека. Важная задача национальной политики — предупреждать, преодоле­вать возможные конфликты на национальной почве.

Для нашей многонациональной страны проведение про­думанной демократической национальной политики очень важная задача. Дела в этой области надо вести так, чтобы, с одной стороны, обеспечить развитие культурной самобыт­ности каждого народа, с другой — сохранять исторически сложившуюся целостность Российского государства.

Документами, определяющими национальную полити­ку в нашей стране, являются Конституция РФ, а также принятая в 1996 г. «Концепция национальной политики Российской Федерации».

Основными принципами государственной национальной политики в России согласно этой концепции являются:

Реализация последнего принципа приобрела ныне осо­бую остроту. После распада СССР около 25 млн наших со­отечественников оказались за рубежами России. В некото­рых государствах они испытывают национальную дискри­минацию: ограничены в использовании русского языка, фактически (кое-где и официально) лишены гражданских прав, не могут устроиться на работу. Россия стремится по­мочь соотечественникам получить равные права с гражда­нами тех стран, где они находятся.

Последовательная реализация этих принципов отвеча­ет интересам всех народов, проживающих в России, всего общества.

лц помните, всю свою жизнь, где оы вы ни находились — I у себя на родине или на территории другого государ­ства,— вы всегда будете встречаться, общаться, работать, отдыхать, дружить, сотрудничать или соперничать с людь­ми самых разных национальностей.

2 Постарайтесь усвоить простейшие, но вечные истины: — природа сотворила людей разными, но равными в своем достоинстве и правах;

3 Постарайтесь понять, что смысл патриотизма состо­ит не в ксенофобии (навязчивой неприязни к «чу­жим»), не в примитивных рассуждениях о «неполноцен­ности» других народов, не в шумных демонстрациях любви к «своим», не в оскорблениях и преследованиях «чужих». Патриотизм — высоконравственное чувство гражданина. И не следует кричать о своих чувствах, вы­ставлять их напоказ, тем более что речь идет об особом чувстве — о любви к Родине. Патриотизм — в вашем че­стном труде на благо Отечества, в глубоком знании его корней, культуры, традиций, в вашем стремлении сбе­речь дарованную судьбой землю, родную природу, окру­жающую среду.

4 Постарайтесь также осознать, что все межнациональ­ные конфликты, даже самые тяжелые и затяжные, на­чинаются с внутреннего состояния личности, ее поведе­ния.

Знание этих истин само по себе, возможно, не сделает вас счастливыми, но очень поможет вашим добрым отношениям с окружающими, вашей личной репутации порядочного человека.

Документ

Из работы современного российского ученого-этнолога А. П. Садохина «Этнология»,

Этнические процессы в Российской Федерации

Социально-экономический кризис общества... отразился на этнических процессах Российской Федерации. После распада СССР она унаследовала многонациональный состав населения...

Превращение... бывших союзных республик в независи­мые... государства... изменило этническую ситуацию в Рос­сийской Федерации. Прежде всего, это значительно повы­сило экономический, политический и культурный статус группы бывших автономных республик, таких, как Татар­стан, Башкирия, Чувашия, Якутия и др. Их новое положе­ние... стимулировало развитие их этнического самосозна-

ния и самооценки. В целом это усилило процесс этничес­кой дифференциации и проявилось в стремлении расши­рить суверенитет, придать родным языкам статус государ­ственного в границах... субъектов, повышении значения... традиционной культуры... Усиление этнической дифферен­циации имело... следствием также и усиление межэтниче­ской напряженности... Политологи и социологи делают за­ключение, что в ближайшее время этническая ситуация бу­дет определяться развитием этих процессов.

Отмеченные... процессы стали причиной появления эт­нической миграции... русскоязычного населения на жи­тельство в Россию... Если учесть, что... в ближайшем за­рубежье проживает более 23 млн русских, то этническая миграция будет продолжаться.