logo search
ТехСР с семьей

1. Государственная политика Республики Башкортостан в отношении молодых семей.

В категории семей, нуждающихся в особой помощи, на первое место выдвигается молодая семья. Потребовалось немало усилий и времени, чтобы в современном обществе утвердился сам термин «молодая семья». Это не означает, что сформировался какой-то особый тип семьи. Ее проблемы входят составной частью в круг проблем современной семьи. Поэтому отношение к молодой семье определяется той социальной политикой, которая проводится в отношении института семьи в целом.

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Башкортостан «О государственной поддержке молодых семей в Республике Башкортостан» от 24 июля 2002 года, молодая семья - семья, возраст супругов в которой не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного и более детей.

Ежегодно в Башкортостане появляется около 30 тысяч молодых семей: в 2010 году зарегистрировано 34 819 браков, из них более 80 % приходятся на молодые семьи.

Ранний возраст вступления в брак, как правило, связан с материальной необеспеченностью молодоженов, отсутствием собственного жилья и в результате - с зависимостью от родителей.

Сегодня у многих молодых людей создание семьи и рождение детей часто отодвигаются на второй план. Как показали социологические исследования, в качестве основных причин, по которым молодые семьи не желают иметь детей, назывались две: отсутствие перспектив получения (приобретения) жилья и низкий уровень доходов.

Работа с молодыми семьями является одним из направлений молодежной политики, однако, проводимая в данной сфере деятельность государственных органов практически не затрагивает проблемы формирования семьи, ограничиваясь помощью уже имеющимся молодежным семьям. Это утверждение справедливо и для семейной политики государства, в рамках которой осуществляется поддержка уже сложившихся семей.

На основании этого система мер по укреплению и поддержке молодой семьи представляется недостаточно эффективной и неполной, о чем свидетельствует высокий уровень разводов в нашей стране, в том числе и среди молодых семей, достаточно широкое распространение сожительств, снижение рождаемости и другие признаки. Заметным ее недостатком является отсутствие систематической работы с молодежью, предшествующей созданию семьи.

Основой для формирования законодательства Башкортостана в сфере государственной поддержки молодых семей являются:

- Конституция Российской Федерации и Конституция Республики Башкортостан,

- Федеральный закон от 28.06.1995 № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»

- Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2012 года», утвержденной постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2002 года № 858;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 27 января 2011 года «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы

- Распоряжение Правительства РФ от 18.12.2006 №1760-р «Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации»

- Закон Республики Башкортостан от 12.11.1991 №ВС-9/74 «О молодежной политике в Республике Башкортостан»

- Закон Республики Башкортостан от 24.07.2002 №350-з «О государственной поддержке молодых семей в Республике Башкортостан»

- Закон Республики Башкортостан от 31.10.96 №53-з «О государственной поддержке деятельности детских, подростковых молодежных клубов и центров»

- Закон Республики Башкортостан от 23.03.1998 №151-з «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав в Республике Башкортостан» и др.

- Республиканская программа «Развитие малоэтажного жилищного строительства в Республике Башкортостан «Свой дом» на 2007-2010 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29 декабря 2007 года № 408;

- Постановление Правительства Республики Башкортостан от 28 апреля 2011 г. № 131 «О Республиканской программе государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2011-2015 годы» и др.

Государственная поддержка молодых семей представляет собой совокупность экономических, социальных и правовых мер, принимаемых органами государственной власти Республики Башкортостан, направленных на стимулирование создания и сохранения молодых семей, защиту их прав и улучшение демографической ситуации в Республике Башкортостан;

Ее целями являются:

- обеспечение условий и стимулов для создания, укрепления и сохранения молодых семей;

- повышение рождаемости и улучшение демографической ситуации в Республике Башкортостан;

- создание правовых и социальных гарантий для молодых семей в целях обеспечения защиты их прав и законных интересов;

- материально-техническое, финансовое, кадровое и научно-методическое обеспечение деятельности государственных органов по поддержке молодых семей;

- содействие деятельности органов и организаций по поддержке молодых семей, взаимодействие с ними.

В 2010 году государственная поддержка молодых семей осуществлялась в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы и Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2003-2010 годы. За время реализации республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2003-2010 годы, поддержку получили более 11875 молодых семей:

2171 молодая семья получила льготные кредиты,

1602 семьи – квартиры на льготных условиях,

3343 семьи – социальные выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства,

4759 семей – субсидии при рождении (усыновлении) ребенка (детей) (распоряжением Правительства РБ дополнительно на данный вид поддержки выделено 150 млн. рублей, что позволит предоставить субсидии 600 молодым семьям, у которых родились дети в 2008-2010 годах)

Несмотря на достигнутые результаты, проблема обеспечения жильем молодых семей остается актуальной. Сегодня в очередях на улучшение жилищных условий находятся более 28 тысяч молодых семей. Отсутствие отдельного жилья является одним из основных факторов распада молодых семей. В течение 1-года года после свадьбы около 20 % молодых семей распадаются.

Важным направлением Государственной молодежной политики является социальное обслуживание населения, в том числе молодых семей.

В настоящее время осуществляются четыре основные формы государственной помощи молодым семьям:

- денежные выплаты семьям на детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей;

- трудовые, налоговые, жилищные и др. льготы;

- бесплатные натуральные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, питание беременным женщинам и т.д.);

- социальное обслуживание молодых семей (оказание конкретной психологической, юридической помощи, консультирование, социальные услуги).

Система социальной защиты молодежи в субъектах РФ имеет следующую структуру учреждений социального обслуживания.

1. Обязательный минимум для каждого города, района, куда входят:

а) центр социального обслуживания (отделения: социальной помощи на дому, дневного, временного пребывания, срочной социальной помощи);

б) центр социальной помощи семье и детям;

в) социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних;

г) социальная гостиница;

д) социальный приют для детей и подростков.

2. Дополнительная сеть в городах и районах, куда входят:

а) центр психолого-педагогической помощи;

б) центр экстренной психологической помощи по телефону;

в) реабилитационные центры для лиц с ограниченными возможностями (в том числе для детей и подростков).

3. Республиканские, краевые, областные, окружные, межрайонные учреждения, куда входят:

а) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

б) дома-интернаты: детские, психоневрологические, специальные;

в) общежития для лиц с ограниченными возможностями.

Необходимо, в связи с этим, выделить основные формы и методы социальной работы данных учреждений с молодыми семьями.

1. Информационная работа: выявление, сбор, обобщение и доведение до заинтересованных отделов и учреждений официальной статистики и оперативной информации, полученной из различных источников (поликлиник, больниц, диспансеров, школ, органов внутренних дел, социального обеспечения, медвытрезвителей, суда, службы занятости, жилищно-эксплуатационных контор, почты и т.д.), о молодых семьях, нуждающихся в социальной помощи, или о фактах, требующих вмешательства социальной службы; организация телефонной «горячей линии» для экстренного обращения граждан в случаях, требующих письменной консультации специалистов; создание «банка данных» о молодых семьях и отдельных людях, нуждающихся в социальном патронаже.

2. Работа по обеспечению занятости членов молодых семей, изучение рынка труда, информирование о наличии вакансий для трудоустройства, организации профессиональной подготовки и переподготовки.

3. Методическая работа: изучение инновационных эффективных форм и методов деятельности сотрудников отделов и учреждений по социальной работе, ее обобщение и распространение в трудовом коллективе; повышение квалификации сотрудников, ознакомление их с передовым отечественным и зарубежным опытом социальной работы; сбор и систематизация информационных материалов, литературы по социальным вопросам, законодательных и иных правовых актов, организация пользования ими.

4. Рекламно-пропагандистская работа: реклама услуг, предоставляемых отделами и учреждениями по социальной работе, задач и содержания оказываемой им социальной помощи; пропаганда в местных средствах массовой информации укрепления и поддержки молодой семьи; издание листовок, пособий и т.д. в помощь молодой семье по различным вопросам ее жизнедеятельности.

5. Аналитико-прогностическая работа: изучение демографической ситуации, тенденций и причин социального и семейного неблагополучия, мнения населения о качестве и спектре оказываемой социальной помощи молодым семьям, актуальной и перспективной потребности в ней; разработка на этой основе предложений по корректировке и совершенствованию социальной работы, планированию социального развития, учету демографических факторов и показателей при строительстве жилья и социально-культурных объектов.

6. Медико-социальная работа: индивидуальная работа по предупреждению вредных привычек (пьянства, курения, употребления наркотиков, малоподвижном образа жизни и т.д.), подготовке членов молодых семей к рождению ребенка, профориентация молодежи с учетом состояния их здоровья;

7. Социально-педагогическая работа: социальный патронаж молодых семей, имеющих неблагополучные психологические и социально-педагогические условия, оказание помощи в семейном воспитании, в преодолении родителями педагогических ошибок и конфликтных ситуаций с детьми, семейных конфликтов.

8. Создание условий для формирования среды общения и досуга молодежи, стимулирования развития семейного, молодежного туризма, развитие современных форм воспитания личности. К таким службам относятся центры досуга, бюро путешествий и туризма, женские и молодежные клубы, клубы деловых встреч и т.п.

9. Социальная реабилитация и адаптация членов молодых семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, вернувшихся из мест лишения свободы, специальных учебно- и лечебно-воспитательных учреждений, длительное время не работающих и не учащихся, алкоголиков, наркоманов и т.п.; социальное становление членов молодых семей с недостатками в физическом и умственном развитии, инвалидов и др. Для этого создаются службы или центры социальной реабилитации и адаптации, приюты, убежища, социальные общежития, социальные гостиницы и т.п.

10. Информирование и консультирование по вопросам прав, ответственности и обязанностей членов молодых семей в различных видах деятельности, знакомство с льготами, законодательными и нормативными документами. Информацию и консультацию можно получить в центрах документации и информации, юридических службах и т.п.

В Республике Башкортостан реализуется система мероприятий по подготовке молодых людей к семейной жизни. Так, Региональное отделение Национального общественного комитета «Российская семья» выступила инициатором разработки Памятки для новобрачных всем молодым парам, подающим заявление о государственной регистрации брака. В Памятке содержится полезная информация: о мерах социальной поддержки семьи и детей в России и Республике Башкортостан, советы, интересные сведения из истории брачного законодательства.