Особенности работы социального педагога с семьями “группы риска”.
Типология, в основе которой способность семьи решать возникающие перед ней нормативные и ненормативные кризисы.
Типология семей по ее функциональной состоятельности.
Типология семьи, учитывающая специфику десоциализирующего влияния, оказываемого семьей на своих членов: с прямым десоциализирующим влиянием, криминально-аморальные семьи, асоциально-аморальные с косвенным десоциализирующим влиянием, конфликтные, педагогически несостоятельные семьи.
Типология семьи по типу воспитательных ошибок.
Особенности работы социального педагога с малообеспеченными семьями, семьями безработных, многодетными семьями и др. (на выбор). Основные проблемы семей, основные направления социально-педагогической работы с семьями.
Методология и методы социально-педагогических исследований.
Сущность научного исследования. Задачи научного исследования в социальной педагогике. Социально-педагогическое исследование, этапы, основные методы. (наблюдение, опросные методы, социально-педагогический эксперимент, др.).
Основы коммуникативной деятельности социального педагога.
Понятия: коммуникативная культура, коммуникативная компетентность.
Уровни общения: умения и навыки устной и письменной речи; вербальные и невербальные средства общения.
Социально-педагогическая диагностика и её значение в социально-педагогической деятельности, принципы, основные методы.
Понятие: диагностика.
Педагогическая диагностика. Социально-педагогическая диагностика.
Значение и принципы социально-педагогической диагностики.
Содержание работы на диагностическом этапе социально-педагогической деятельности.
Основные методы социально-педагогической диагностики.
Технология социально-педагогической профилактики дезадаптации несовершеннолетних.
Основные понятия: профилактика, социальная профилактика, адаптация, дезадаптация, переадаптация.
Содержание профилактической функции социального педагога.
Задачи профилактики.
Уровни социальной профилактики.
Основные направления профилактики дезадаптивного поведения.
Принципы социально-педагогической работы по предупреждению нарушений социальной адаптации несовершеннолетних.
Социально-педагогическая виктимология.
Понятие о виктимологии. Виды и типы жертв неблагоприятных условий социализации.
Виктимогенность, виктимизация и виктимность. Факторы виктимизации человека. Субъективные предпосылки превращения человека в жертву неблагоприятных условия социализации.
Индивидуальный и личностный уровень виктимизации. Социально-педагогическая виктимология как отрасль знания, ее задачи.
Особенности деятельности социального педагога в школе.
Социальные задачи школы. Школа как открытая социально-педагогическая система. Система деятельности. Школа – центр воспитательной работы в микрорайоне. Социально-педагогический комплекс “Школа-микрорайон”. Особенности работы социального педагога в микрорайоне. Основные направления социально-педагогической деятельности в общеобразовательном учреждении. Содержание работы социального педагога. Социально-педагогическая служба школы (цель, задачи, принципы, функции). Школа как фактор социализации школьников. Права ребенка в образовательном учреждении.
Социально-педагогическая деятельность Я.Корчака.
Основная идея – полноценность ребенка как человека и самоценность детства как подлинного, а не предварительного этапа жизни. Право ребенка на уважение и признание за ним права “быть тем, что он есть”. Осознание и признание ребенка наиболее важным звеном в цепи субъектов воспитания. Создание в семье или коллективе атмосферы доброжелательности, взаимного доверия и любви – предпосылка эффективного воспитательного процесса. Главная цель воспитания – полное, свободное и гармоничное развитие внутренних сил и способностей каждого конкретного ребенка, формирование личности и уважение к добру, к красоте, к свободе; личности, свободной от конформизма и эгоцентризма.
Критикует две крайности в воспитании: педагогику долженствования и запретов и практику вседозволенности.
Социально-педагогические идеи А.Дистервега.
Фридрих Адольф Дистервег – немецкий педагог (1790 – 1866). Главными в воспитании считал принципы природосообразности и культуросообразности, которые необходимо соотносить с состоянием современного общества. Выдвигал идею общечеловеческого воспитания. Принципы воспитания связывал с дидактикой развивающего обучения, одним из основоположников он является. Решающую роль в воспитании и обучении отводил учителю, который должен принимать участие в общественной жизни, работе кружков и других учреждений, содействующих распространению культуры.
История развития благотворительности в России.
Этапы благотворительности на Руси. Благотворительность на Руси в X – XIII веках.
Благотворительная деятельность русских князей. “Русская правда” – первый юридический документ на Руси о социальной политике. О милосердии и благотворительности на Руси в средние века. Личная и государственная благотворительность. Мирское и общественное призрение детей на Руси. Детское призрение в России в 18 веке. Влияние политики Петра I на российскую семью. Семейное воспитание в 18 веке. Образование русской женщины. Переход от государственной благотворительности к частной (с 60-х г.г. 19 века до начала 20 века). Уничтожение частной собственности в 1917 году и попытка государственного решения социальных проблем (с 1917 года до середины 80-х годов 20 века). Современный этап.
- Социальная работа как особый вид деятельности. Системный характер социальной работы.
- Социальная защита интересов женщин.
- Психолого-педагогическая характеристика различных категорий семей.
- Проблемы социально-педагогической реабилитации детей-сирот.
- Педагогические проблемы социальной реабилитации беспризорных детей и подростков в специализированных учреждениях.
- Особенности работы социального педагога с семьями “группы риска”.
- Профессиональная культура социального педагога.
- Проблемы социализации личности в педагогических взглядах в.В. Зеньковского, н.Н. Иорданского, п.П. Блонского.