Социальная защита интересов женщин.
Сущность и эволюция женского вопроса. Женский вопрос как социальное положение женщин во всех сферах общественной жизни. Социальное равенство мужчин и женщин как суть проблемы. Закрепление принципа равенства между мужчинами и женщинами в первой Конституции Советского государства (1924 г.). Реализация этого принципа в жизни: достижения и проблемы. Влияние российского законодательства на “женское” законодательство в других странах. Усиление социальной дискриминации женщин во второй половине 80-х – середине 90-х годов. Социальное положение женщин в России. Проблемы женского труда в стране в 90-е годы. Женщины в структурах власти. Сокращение продолжительности жизни. Ухудшение здоровья женщин. Падение рождаемости. Проблемы беременности. Положение женщин в сфере занятости. Обострение проблемы безработицы. Насилие над женщинами: распространенность, формы, причины.
Девиантное поведение как проблема социальной работы и социальной педагогики.
Понятие и виды девиантного поведения. Нестандартное, отклоняющееся от нормы поведение. Основные виды девиантного поведения. Причины социальной патологии: социальная ситуация общества, деградация морально-этических норм, окружающая среда и др. Формы проявления девиантного поведения. Наркомания и токсикомания. Пьянство и алкоголизм. Проституция. Суицидальное поведение. Девиантное поведение на почве сексуальных заболеваний. Правонарушения. Их содержательная характеристика, структура, социальные последствия. Формы социального контроля девиантного поведения.
Технология социально-педагогической защиты прав ребенка.
Социально-педагогическая защита права ребенка на воспитание в семье. Опека и попечительство. Документы, необходимые для оформления. Усыновление. Приемная семья. Государственные формы устройства детей.
Права воспитанников учреждений. Ограничение или лишение родителей несовершеннолетнего родительских прав. Деятельность социального педагога по разрешению споров о воспитании детей. Жестокое обращение с ребенком. Социальная защита прав ребенка на образование. Права несовершеннолетних на участие в трудовой деятельности.
Социально-педагогическая технология и ее специфика.
Понятие социально-педагогической технологии и ее специфика как технологии социального типа. Типы социально-педагогических технологий Субъектные, деятельностные и средовые технологии. .Алгоритм деятельности как элемент социально-педагогической технологии.
Методика социально-педагогической деятельности. Соотношение понятий «технология» и «методика».
Социально-психологические технологии. Социально-медицинские технологии. Технология социально-педагогической поддержки детей и подростков в кризисных ситуациях.
Социальная работа в сфере занятости.
Социально-экономические проблемы занятости в современных условиях России. Занятость и безработица как общественные явления. Рынок и занятость населения. Общие и специфические причины безработицы в стране. Понятие безработицы и ее основные формы. Проблема статистики безработных.
Государственная политика в области занятости населения. Ее цели, основные направления. Право на труд и его свободный выбор. Содействие в трудоустройстве социально слабым слоям населения. Закон “О занятости населения в РФ” и другие нормативные акты. Трактовка занятости, ее социальная значимость. Граждане, относящиеся к числу занятых. Стабилизация экономической ситуации, борьба с инфляцией как фундаментальное направление деятельности государства в решении проблем занятости, уменьшения тяжести безработицы.
Деятельность социальных служб по защите безработных. Негативные последствия безработицы. Нормативная и сверхнормативная безработица. Ситуация в России. Меры местных органов власти, руководителей организаций и учреждений по сдерживанию роста безработицы.
Основные категории и понятия социальной политики.
Политика. Социальная политика. Социальное положение. Субъект и объект социальной политики. Основные характеристики субъектов. Государственные и негосударственные субъекты социальной политики. Типы социальной политики.
Сущность, содержание, цели и принципы социальной политики.
Общество и его социальная структура. Понятие содержания. Типы и тенденции социального развития. Функции и основные задачи. Основные сферы осуществления социальной политики.
Основы семейной политики государства.
Особенности семейной политики в современных условиях. Сущность государственной семейной политики. Реализация государственной семейной политики в РФ. “Об основных направлениях государственной семейной политики (от 14 мая 1996 г.), Семейный кодекс РФ. Программы: “Дети России”, “Семья”, “Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”, “Развитие социального обслуживания семьи и детей”. Законы РФ “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей” и др. Положение “О приемной семье”. Региональные программы семейной политики.
Социально-экономическое положение детей в современной России.
Исторический анализ проблемы. Современное положение и состояние развития детей: здоровье, образование, отношение к детям в семье, материальное благосостояние, алкоголизм, наркомания, преступность детей в России, Карелии, Петрозаводске.
Станислав Теофилович Шацкий и концепция школы-центра воспитания социальной среде.
Основные этапы работы С.Т.Шацкого. Взаимосвязь воспитывающих и социализирующих факторов. Факторы воспитания. Методологические основы теории С.Т.Шацкого. Цели образования и воспитания. Средства образования. Общество “Сетлемент” (1905), общество “Детский труд и отдых” (1909). Детская колония “Бодрая жизнь” (1912). Первая опытная станция по народному образованию (1919-1932г.г.).
Современная система социальной защиты детства.
Содержание и принципы современной системы социальной защиты детства (всеобщность и доступность основных форм социальной защиты; многообразие форм и видов социальной защиты детства; единство и дифференциация социальной защиты детства и др). Формы и методы социальной защиты детства (постановления компетентных органов; программы; создание и развитие материальной базы, и др). Субъекты социальной защиты детства (государство; общественные организации; политические партии, др).
Защита прав ребенка – основное направление социально- педагогической деятельности.
Социальный педагог как субъект защиты детства. Основные документы по защите прав ребенка. Международная Конвенция ООН о правах ребенка. Основные идеи. Краткое содержание. Законы РФ, направленные на защиту детства в РФ. Сферы деятельности социального педагога. Социально-педагогическая деятельность и профессиональные роли социального педагога.
Социальная педагогика: теория и практика. Предмет и задачи социальной педагогики.
Сущность и содержание социальной педагогики как специфического знания, теории и практики. Основные категории, функции и задачи социальной педагогики. “Социальная педагогика” и “социальная работа”. Связь социальной педагогики с другими науками.
Основные принципы социальной педагогики.
Принцип природосообразности. Принцип индивидуальной обусловленности. Принцип гуманизма. Принцип личностной обусловленности. Принцип культуросообразности. Принцип социальной обусловленности. Принцип средовой обусловленности.
Социально-педагогический процесс и пути его совершенствования.
Понятие, сущность и содержание социально-педагогического процесса. Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса.
Адаптация, дезадаптация и реадаптация человека.
Адаптация человека, ее место в социальном развитии. Дезадаптация человека, ее причины, предупреждение. Взаимосвязь адаптации и социализации; дезадаптации и десоциализации; их учет в работе с детьми и подростками.
Человек в процессе социализации. Факторы социализации.
Определения: социализация, десоциализация, ресоциализация. Виды социализации. Этапы (стадии) социализации. Педагогический смысл понятия “социализация”.
Мегафакторы: космос, планета, мир.
Макрофакторы: страна, этнос, общество, государство.
Мезофакторы: регион, средства массовой информации, субкультура, тип поселения.
Микрофакторы: семья, соседство, сверстники, религиозные организации, воспитательные организации
Социальное воспитание – ключевая проблема социальной педагогики.
Цель и задачи, принципы социального воспитания. Передача социальной культуры как цель воспитания. Социальный заказ воспитания. Содержание социального воспитания и формирование личности (нравственных, эстетических, трудовых знаний, чувств, привычек, поведения). Формирование ценностей. Методы и формы социального воспитания. Социальные технологии воспитания. Методы убеждения, анализа и коррекции поведения. Индивидуальные, групповые, массовые формы организации.
Детская субкультура и социокультурный мир ребенка.
Субкультура. Детская субкультура. Социокультурный мир ребенка и факторы, влияющие на него: “возрастная” культура; родители, воспитатели, старшие, сверстники; среда жизнедеятельности; целенаправленная деятельность; личные усилия самого ребенка. Детская субкультура: содержание, функции, значение в культуре.
Социальные отклонения, их причины и пути преодоления.
Понятия “норма” и “отклонения от нормы” в социальной педагогике, в социальном развитии человека. Физические и психические отклонения от нормы. Социально-педагогические отклонения от нормы. Причины социальных отклонений. Основные направления социально-педагогической деятельности по профилактике и преодолению девиантного поведения детей и подростков.
Трудновоспитуемые дети: сущность, причины, проблемы. Понятие «трудновоспитуемые» в социальной педагогике. Типичные группы трудновоспитуемых и особенности воспитательной работы с ними. Формы проявления трудновоспитуемости.
Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности.
Социокультурная среда семьи. Воспитательная деятельность родителей (факторы). “Детский” фактор. Семейное воспитание. Семейные взаимоотношения. Авторитет родителей. Воспитательные возможности семьи.
Технология работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.
Определение понятия “трудная жизненная ситуация” для детей в российском законодательстве. Типология ситуаций. Дети, оставшиеся без попечения родителей. Основные виды попечения детей-сирот в РФ. Деятельность социального педагога с приемной семьей. Государственные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Основные направления профессиональной деятельности социального педагога.
Специфика профессиональной деятельности социального педагога. Структура профессиональной деятельности. Социальный педагог как субъект профессиональной деятельности. Личностные качества социального педагога. Профессиональная компетентность. Квалификационная характеристика. Этический кодекс социального педагога. Сферы профессиональной деятельности.
Классификация стилей семейного воспитания.
Понятия: установка личности, стили воспитания. Признаки, лежащие в основе определения стилей воспитания.
Типы неправильного воспитания. Классификация типичных нарушений правил семейного воспитания (Н.Штирман, А.Л.Личко, Э.Г.Эйдемиллер и др.). Линии развития семейных отношений, тактики семейного воспитания, промежуточные модификации и варианты (Петровский А.В.). Типичные модели взаимоотношений между взрослыми и детьми в зависимости от методов воспитания, преобладающих у родителей (Р.В.Овчарова). Проблемы современной семьи, специфика воспитания ребенка в ее условиях (Л.В.Загик, Т.А.Маркова, В.К.Котырло, В.А.Петровский).
- Социальная работа как особый вид деятельности. Системный характер социальной работы.
- Социальная защита интересов женщин.
- Психолого-педагогическая характеристика различных категорий семей.
- Проблемы социально-педагогической реабилитации детей-сирот.
- Педагогические проблемы социальной реабилитации беспризорных детей и подростков в специализированных учреждениях.
- Особенности работы социального педагога с семьями “группы риска”.
- Профессиональная культура социального педагога.
- Проблемы социализации личности в педагогических взглядах в.В. Зеньковского, н.Н. Иорданского, п.П. Блонского.