logo search
ответы на соц

Социальная работа и смежные сферы научной и профессиональной деятельности (психологическая, социологическая, педагогическая, правовая и другие).

Социальная работа и психология.

Эта дисциплина тесно связана с социальной работой. Психологи, изучая

индивидов, пытаются понять механизмы их развития, важные факторы, влияющие на их психику и поведение, а также психологию коллективов.

Для выяснения различий между социальной работой и психологией целесообразно использовать определение первой как профессии, связанной с отношениями между людьми и их окружением. Из этого определения следует, что социальные работники должны использовать знания и социологии, и психологии, чтобы оценить проблемы клиентов и осуществить планы необходимого вмешательства.

При этом социальные работники не могут сосредоточиться только на индивиде, как это делают психологи, или на социальном окружении, как социологи, — они изучают различные аспекты того и другого круга проблем, способствуют выработке конструктивного их решения.

Социальная работа и правоведение.

Еще одной смежной дисциплиной, необходимой при получении профессии социального работника, является правоведение. Без знания законодательных актов, основания теоретических и практических аспектов семейного и уголовного права, пенсионного обеспечения и т.д. сложно давать консультации клиенту, помогать ему в решении его жизненных проблем, отстаивать его интересы.

Социальная работа и социология.

Рассматривая взаимосвязь социальной работы с социологией, от-

метим следующее: социология изучает общество, поведение и убеждение специфических групп — семей, детей, мужчин; женщин, лиц девиантного поведения, пожилого возраста и др. Познания в области социологии позволяют социальному работнику исследовать социальные проблемы, обеспечивать владение интерперсональными навыками и техниками. Например, основной навык специалиста социальной сферь) — это интервьюирование, предполагающее знания того, как разговаривать с человеком, имеющим ту или иную проблему, чтобы он смог раскрыться, довериться и Сочувствовать себя в безопасности. Собрав информацию и проанализировав ее, социальный работник намечает план действия, обеспечивая таким образом аналитический подход к решению проблемы. Итак, знания социологии, особенно прикладной, полезны для социальной работы, но не подменяют ее. Поэтому смешение двух этих понятий в обыденном сознании населения неправомерно.

Социальная работа и педагогика.

Педагогика все больше рассматривается как средство социального проектирования и создания нового вида общества, отдельных его сфер с помощью соответствующей обучающе-воспитательной деятельности по формированию новых образов знания, мышления и чувств, форм индивидуального и общественного поведения. Иными словами в любом своем проявлении социально‑педагогическая деятельность была и остается общественно необходимым видом деятельности. Ее возникновение и развитие, как и деятельности вообще, связано в конечном счете не с добрыми пожеланиями власть имущих или каких-то иных социальных групп, а с потребностями общества на каждом этапе его существования. Это необходимо для обеспечения преемственности, постоянного совершенствования, которое может быть эффективно только при условии непрерывного улучшения социального функционирования членов общества. В зависимости от уровня экономического, политического и духовного развития общества различные социальные группы могут увеличивать или уменьшать масштаб, формы и содержание социально‑педагогической деятельности, но не могут полностью отказаться от нее.

Любой социальный работник (рядовой работник, руководитель, любой специалист социальной работы) должен быть подготовлен и в социально-педагогическом отношении: такого рода знания, умения и навыки являются необходимым компонентом, обеспечивающим его профессиональную состоятельность. Социальный работник должен, по крайней мере, не упускать педагогические аспекты свой деятельности, не забывать об использовании педагогических средств для решения социальных проблем. Он должен научиться давать педагогическую оценку происходящим в его области процессам и предвидеть социальные последствия педагогических технологий, иными словами – владеть основами социально‑педагогической деятельности.