Профессиональный портрет социального работника.
Социальная работа - это сложный процесс, требующий прочных знаний в области теории управления, экономики, психологии, социологии, педагогики, медицины, правоведения и т.д. Ее эффективность во многом зависит от самого социального работника, его умений, опыта, личностных особенностей и качеств.
Профессиональные качества социального работника рассматриваются как проявление психологических особенностей личности, необходимых для усвоения специальных знаний, умений и навыков, а также для достижения существенно приемлемой эффективности в профессиональном труде.
Для описания социального работника можно избрать язык способностей как проекцию определенных черт личности, отвечающих требованиям социальной деятельности и определяющих ее успешность, может быть, следующих: умение слушать других; понимать их; самостоятельность и творческий склад мышления; быстрая и точная ориентировка, организаторские способности, моральные качества и др.
Сформулирован оптимальный набор личностных качеств, необходимых социальному работнику, таких как ответственность, принципиальность, наблюдательность, коммуникабельность, корректность (тактичность), интуиция, личностная адекватность по самооценке и оценке других, способность к самообразованию, оптимистичность, мобильность, гибкость, гуманистическая направленность личности, сочувствие к проблемам других людей, терпимость.
Таким же образом выявлены психологические «противопоказания» к социальной работе. К ним относятся: отсутствие интереса к другим людям (эгоизм), вспыльчивость, резкость суждений, категоричность, несобранность, неумение вести диалог с оппонентом, конфликтность, агрессивность, неумение воспринимать чужую точку зрения на предмет.
Не каждый человек пригоден для социальной работы; основным определяющим фактором здесь является система ценностей кандидата, которая в конечном счете определяет его профессиональную пригодность и эффективность практической деятельности. Представление об абсолютной ценности каждого человеческого существа переходит здесь из разряда философского понятия в категорию базисного психологического убеждения как основы всей ценностной ориентации индивида.
Социальная работа была и остается одной из самых трудных профессий. Она не всегда адекватно воспринимается общественным мнением. Но социальная работа является одним из самых одухотворенных и благородных видов деятельности человека.
Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностью его личностных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, оказывает решающее воздействие на систему отношений, которую он формирует не только с клиентами, но и со своими коллегами, подчиненными и начальством.
Раскрывая личностные качества социального работника можно поделить их на три группы:
первая - психологические характеристики, являющиеся составной частью способности к данному виду деятельности;
вторая - психолого-педагогические качества, ориентированные на совершенствование социального работника, как личности;
третья - психолого-педагогические качества, направленные на создание эффекта личного обаяния.
8. Принципы социальной работы.
Методологические принципы, специфические принципы (основные правила деятельности в сфере оказания социальных услуг населению).
1) Принцип универсальности – исключает дискриминации при оказании помощи по любым принципам;
2) Принцип охраны социальных прав – оказание помощи клиенту не может быть обусловлено требованием к нему отказаться от своих социальных прав или от части из них;
3) Принцип социального реагирования (принцип индивидуального подхода) – действие в соответствии с конкретными обстоятельствами социальной ситуации – индивидуально, не ограничиваясь стандартным набором мероприятий, ориентация на единичного клиента;
4) Принцип клиентоцентризма – признание права клиента приоритетными, во всех случаях, кроме тех, где это противоречит правам или интересам других людей;
5) Принцип опоры на собственные силы клиентом, клиент должен сам занимать активную позицию при разрешении проблем, роль соц. работника – консультация, содействие в оказание помощи, содействие в выборе стратегии поведения;
6) Принцип максимизации социальных ресурсов – социальный работник прилагает усилия для привлечения дополнительных возможностей оказания помощи клиенту помимо гарантируемого минимума;
7) Принцип конфиденциальности;
8) Принцип толерантность + терпимости;
9) Принцип гуманизма;
10) Принцип добровольности – клиент сам принимает решение о необходимости обращаться за помощью к соц. раб.
- Вопросы на зачет
- Социальные проблемы и социальная работа. Объективное и субъективное понимание социальной проблемы.
- Основные этапы исторического развития социальной работы за рубежом.
- Основные этапы исторического развития социальной работы в России.
- Понятие социальной работы. Взгляды на определение понятия социальной работы.
- Социальная работа и смежные сферы научной и профессиональной деятельности (психологическая, социологическая, педагогическая, правовая и другие).
- Профессиональная этика социального работника. Основные проблемы профессиональной этики социального работника.
- Профессиональный портрет социального работника.
- Методы социальной работы.
- Функции социальной работы.
- Понятийный аппарат социальной работы.
- 12.Социальная работа с малообеспеченными гражданами.
- 13.Социальная работа с многодетными семьями.
- 14. Социальная работа с «неблагополучными» семьями.
- 15.Социальная работа с педагогически несостоятельными семьями.
- 16.Социальная работа с «трудными» детьми.
- 17.Социальная работа с одаренными детьми.
- 18.Социальная работа с пожилыми и престарелыми людьми.
- 19.Социальная работа с безработными гражданами.
- 20. Социальная работа с инвалидами.
- 21.Социальная работа с осужденными.
- 22.Социальная работа в сфере досуга населения.
- 23.Социальная работа на предприятиях.
- 24. Основные субъекты социальной работы в современном обществе.
- 25.Социальная служба как один из субъектов социальной работы.