logo
ответы на соц

Профессиональный портрет социального работника.

Социальная работа - это сложный процесс, требующий прочных знаний в области теории управления, экономики, психологии, социологии, педагогики, медицины, правоведения и т.д. Ее эффективность во многом зависит от самого социального работника, его умений, опыта, личностных особенностей и качеств.

Профессиональные качества социального работника рассматриваются как проявление психологических особенностей личности, необходимых для усвоения специальных знаний, умений и навыков, а также для достижения существенно приемлемой эффективности в профессиональном труде.

Для описания социального работника можно избрать язык способностей как проекцию определенных черт личности, отвечающих требованиям социальной деятельности и определяющих ее успешность, может быть, следующих: умение слушать других; понимать их; самостоятельность и творческий склад мышления; быстрая и точная ориентировка, организаторские способности, моральные качества и др.

Сформулирован оптимальный набор личностных качеств, необходимых социальному работнику, таких как ответственность, принципиальность, наблюдательность, коммуникабельность, корректность (тактичность), интуиция, личностная адекватность по самооценке и оценке других, способность к самообразованию, оптимистичность, мобильность, гибкость, гуманистическая направленность личности, сочувствие к проблемам других людей, терпимость.

Таким же образом выявлены психологические «противопоказания» к социальной работе. К ним относятся: отсутствие интереса к другим людям (эгоизм), вспыльчивость, резкость суждений, категоричность, несобранность, неумение вести диалог с оппонентом, конфликтность, агрессивность, неумение воспринимать чужую точку зрения на предмет.

Не каждый человек пригоден для социальной работы; основным определяющим фактором здесь является система ценностей кандидата, которая в конечном счете определяет его профессиональную пригодность и эффективность практической деятельности. Представление об абсолютной ценности каждого человеческого существа переходит здесь из разряда философского понятия в категорию базисного психологического убеждения как основы всей ценностной ориентации индивида.

Социальная работа была и остается одной из самых трудных профессий. Она не всегда адекватно воспринимается общественным мнением. Но социальная работа является одним из самых одухотворенных и благородных видов деятельности человека.

Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностью его личностных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, оказывает решающее воздействие на систему отношений, которую он формирует не только с клиентами, но и со своими коллегами, подчиненными и начальством.

Раскрывая личностные качества социального работника можно поделить их на три группы:

первая - психологические характеристики, являющиеся составной частью способности к данному виду деятельности;

вторая - психолого-педагогические качества, ориентированные на совершенствование социального работника, как личности;

третья - психолого-педагогические качества, направленные на создание эффекта личного обаяния.

8. Принципы социальной работы.

Методологические принципы, специфические принципы (основные правила деятельности в сфере оказания социальных услуг населению).

1) Принцип универсальности – исключает дискриминации при оказании помощи по любым принципам;

2) Принцип охраны социальных прав – оказание помощи клиенту не может быть обусловлено требованием к нему отказаться от своих социальных прав или от части из них;

3) Принцип социального реагирования (принцип индивидуального подхода) – действие в соответствии с конкретными обстоятельствами социальной ситуации – индивидуально, не ограничиваясь стандартным набором мероприятий, ориентация на единичного клиента;

4) Принцип клиентоцентризма – признание права клиента приоритетными, во всех случаях, кроме тех, где это противоречит правам или интересам других людей;

5) Принцип опоры на собственные силы клиентом, клиент должен сам занимать активную позицию при разрешении проблем, роль соц. работника – консультация, содействие в оказание помощи, содействие в выборе стратегии поведения;

6) Принцип максимизации социальных ресурсов – социальный работник прилагает усилия для привлечения дополнительных возможностей оказания помощи клиенту помимо гарантируемого минимума;

7) Принцип конфиденциальности;

8) Принцип толерантность + терпимости;

9) Принцип гуманизма;

10) Принцип добровольности – клиент сам принимает решение о необходимости обращаться за помощью к соц. раб.