19.Архаический ритуал и его функции в дописьменных обществах.
Следует за примитивной. Включает неолитические религии значительной части Африки, Полинезии, религии бронзового века. При архаич.форме появляется организация религиозной деятельности в виде культа, с комплексом богов, жрецов, богослужений и жертвоприношений, часто с обожествляемой или первосвященнической царской властью. Комплекс мифов и ритуалов, присущих примитивной религии, сохраняется в структуре религии архаической, но по-новому разрабатывается и систематизируется. Жречество – особая социальная группа, одно из проявлений социальной дифференциации. (Усложнение верований и ритуалов, жертвоприношения потребовали наличия специалистов в этом деле). Как символическая система религия архаическая отличается от примитивной тем, что, хотя по-прежнему священное и мирское воспринимаются как различные способы организации единого мироздания, все же дистанция между человеком и божеством увеличивается. Если в примитивной религии участник ритуала вступает в контакт с божеством, воспринимая его и на него оказывая воздействие, то в архаической религии ритуал, включенный в упорядоченную систему культа, устанавливает эту дистанцию и создает потребность в особых ритуалах, нацеленных на уменьшение разрыва между людьми и их божествами, прежде всего - посредством жертвоприношений.
Изменяются при этом: моральный порядок общества, характер власти, ритуал становится опосредованным, персонифицированный в царе, вожде, первосвященнике, верования начинают приобретать авторитарный характер: многие из них принимаются на основе доверия к их источнику - личности или группе, включаются в отношения господства и подчинения. Это прототип институциональных идеологий.
- Социокультурные предпосылки возникновения социологии религии.
- 6. Социология религии в России
- 8. Принцип социологизма у учение э. Дюркгейма о социальной природе религии….
- 17.Символическое упорядочивание мира человеком: структура социального пространства и времени в категориях религиозно-символической системы.
- 18. Тетрадь у Даши!!!
- 19.Архаический ритуал и его функции в дописьменных обществах.
- 20. Архаический ритуал как символическая система и его типы.
- 24. Социологическая теория магии, проблема проведения разграничения между религией и магией (м.Мосс, б.Малиновский, м.Дуглас).
- 25.Священство, пророчество, царство как социорелигиозные функции (к.Доусон «Религия и культура»).
- 27 Работа м.Вебера «Протестантская этика и дух капитализма»
- 28.Религия и генезис западного капитализма (в свете теоретических установок к.Маркса и м.Вебера).
- 30. Религия и социальная стратификация.
- 33. Формы взаимоотношений между государством и религиозными организациями
- Протестантский фундаментализм
- Католический фундаментализм
- Православный фундаментализм
- Исламский фундаментализм
- Иудейский фундаментализм
- Индуистский фундаментализм
- 39. Теории секуляризации (с.)
- 40.Секуляризация и «религиозное возрождение».
- 41. Процессы секуляризации в истории России.
- Признаки «тоталитарной секты» согласно а. Л. Дворкину
- 45. «Гражданская религия» и ее социальные функции в обществе современного типа (исследование «гражданской религии сша» р.Беллы).