logo search
социология+религии_для+социологов

19.Архаический ритуал и его функции в дописьменных обществах.

Следует за примитивной. Включает неолитические религии значительной части Африки, Полинезии, религии бронзового века. При архаич.форме появляется организация религиозной деятельности в виде культа, с комплексом богов, жрецов, богослужений и жертвоприношений, часто с обожествляемой или первосвященнической царской властью. Комплекс мифов и ритуалов, присущих примитивной религии, сохраняется в структуре религии архаической, но по-новому разрабатывается и систематизируется. Жречество – особая социальная группа, одно из проявлений социальной дифференциации. (Усложнение верований и ритуалов, жертвоприношения потребовали наличия специалистов в этом деле). Как символическая система религия архаическая отличается от примитивной тем, что, хотя по-прежнему священное и мирское воспринимаются как различные способы организации единого мироздания, все же дистанция между человеком и божеством увеличивается. Если в примитивной религии участник ритуала вступает в контакт с божеством, воспринимая его и на него оказывая воздействие, то в архаической религии ритуал, включенный в упорядоченную систему культа, устанавливает эту дистанцию и создает потребность в особых ритуалах, нацеленных на уменьшение разрыва между людьми и их божествами, прежде всего - посредством жертвоприношений.

Изменяются при этом: моральный порядок общества, характер власти, ритуал становится опосредованным, персонифицированный в царе, вожде, первосвященнике, верования начинают приобретать авторитарный характер: многие из них принимаются на основе доверия к их источнику - личности или группе, включаются в отношения господства и подчинения. Это прототип институциональных идеологий.