logo search
№15-18 Боголюбов

§ 18. Семья и быт

Почему люди живут семьями? Кто в семье голова? Что мы оставляем в наследство детям? Где границы наше­го дома?

Вы уже познакомились с понятием социального инсти­тута. В этом параграфе речь пойдет о таком социальном институте, как семья. Многие исследователи считают его базовым, так как социальный институт семьи реализует жизненно важную функцию самосохранения общества.

Семья является предметом изучения многих общест­венных наук: демографии, социальной психологии, исто­рии, социальной антропологии, экономики, юриспруден­ции, педагогики, социологии. Обобщающее представление о семье дает социологическая наука, рассматривающая ее одновременно как социальный институт и как малую соци­альную группу.

Семья как малая группа — это основанное на браке, кровном родстве или усыновлении объединение людей, свя­занных общностью быта, взаимопомощью и взаимной от­ветственностью.

Семья как социальный институт — это объединение, которое характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимо­отношения между супругами, родителями, детьми и други­ми родственниками.

СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Семья — один из наиболее древних социальных инсти­тутов. Он возник в условиях первобытного общества и на разных ступенях общественного развития приобретал раз­личные формы. Так, от общества к обществу, от эпохи к эпохе варьировались социальные нормы, предписываю­щие правила выбора и количество супругов, роль главы се­мейства, права и обязанности родственников, место поселе­ния молодой семьи. Под влиянием экономического и поли-

тического развития общества, культурных и национальных традиций менялись и основные характеристики семьи. Но с течением времени не изменяется сама социальная не­обходимость семьи. На всех этапах общественного развития она обусловлена потребностью общества в физическом и ду­ховном воспроизводстве.

С институтом семьи тесно связан другой социальный институт — институт брака. Брак — признанная общест­вом форма отношений между мужчиной и женщиной с це­лью создания семьи. Институт брака регулирует отноше­ния между супругами и определяет их права и обязаннос­ти по отношению ко всем членам семьи.

Каждая семья — это своеобразный мир, основанный на преемственности, традициях, эмоциях, чувствах, опре­деленных ценностях.

Семья играет огромную роль в общественном прогрес­се. Благодаря ей осуществляется непосредственная преем­ственность поколений. Из девочки семья готовит будущую жену и мать, из мальчика — отца и мужа.

ФУНКЦИИ СЕМЬИ

Семья всегда выполняет целый ряд социальных функ­ций, среди которых прежде всего выделяют репродуктив­ную и воспитательную.

Репродуктивная функция (от лат. productio — произ­водить) обусловлена необходимостью продолжения челове­ческого рода. Чтобы через 30 лет население страны не уменьшилось, детей в каждой семье должно быть не мень­ше, чем родителей. К сожалению, в настоящее время насе­ление России ежегодно сокращается примерно на 750 тыс. человек.

Экономический спад повлиял на рождаемость. В боль­шинстве городских семей всего один ребенок. Сегодня в России не осуществляется даже простое воспроизводство населения.

По статистике, включающей бездетные семьи и несе­мейных людей, для поддержания воспроизводства населения России необходимо, чтобы 50% семей имело троих детей.

Несколько подробнее остановимся на воспитательной функции семьи, так как общественная ценность семьи состоит прежде всего в духовном воспроизводстве жизни, т. е. в воспитании детей. Воспитание детей в семье — боль­шой ежедневный труд, и физический (например, когда уха­живают за малышами), и умственный (когда, заботясь о духовном развитии ребенка, беседуют с ним, поощряют проявление и развитие определенных нравственных ка­честв). Благодаря семье ребенок получает первые трудовые

и нравственные навыки: учится, оказывать помощь по до­му, заниматься самообслуживанием, вести себя по опреде­ленным правилам, заботиться о родителях и старших чле­нах семьи.

Важнейшее средство воспитания ребенка — личный пример родителей. Характер их отношений, степень взаим­ного согласия, любви, внимания, чуткости и уважения, способы решения различных проблем, тон и характер раз­говоров — все это воспринимается ребенком и становится образцом для его собственного поведения.

Воспитательное влияние семьи на растущего в ней ре­бенка в целом определяется семейными нормами, ценностя­ми, интересами. Сохраняются ли в семье память, реликвии, традиции? Знают ли молодые люди историю своего рода, свои корни? Какими дорогами идут родители и дети: парал­лельными или пересекающимися? Сколько точек пересече­ния у этих дорог? Каково отношение взрослых к людям, к жизни? Что проявляется чаще: цинизм или гуманность, оптимизм или пессимизм, эгоизм или внимание к окружа­ющим, трудолюбие или стремление вести праздный образ жизни? Что царит в семье: окрик, придирчивость, матери­альное вознаграждение за каждый шаг ребенка, чрезмерные поблажки или ограничение свободы; а может быть, любовь, внимание и забота, авторитет родителей, нравственная оценка поступков? Жизнь каждой семьи дает ответы на та­кого рода вопросы. И она определяет развитие привычек и нравственных качеств ребенка, как положительных, так и отрицательных. Они составляют «социальное наследство», которое родители передают детям: стиль поведения и обще­ния с людьми, моральные нормы и жизненные ценности. Здоровье нового поколения, как духовное, так и физичес­кое, тем крепче, чем больше в семье супружеской и роди­тельской любви.

К другим функциям семьи относят хозяйственную (ведение домашнего хозяйства), экономическую (материаль­ное обеспечение семьи), эмоциональную (обеспечение вза­имной психологической поддержки и защищенности каж­дого члена семьи), социально-статусную (наследование принадлежности индивида к тому же классу, расе, этносу, религиозной группе, к которым принадлежит семья), пер­вичного социального контроля (определение норм поведе­ния членов семьи в различных сферах), духовного общения и досуга (проведение семейных праздников, походов, вече­ров отдыха, организация семейного чтения и др.).

В разные периоды жизни семьи приоритетное место занимает то одна, то другая функция. Так, для молодой се­мьи в числе приоритетных — репродуктивная функция, для пожилой — функция духовного общения.

СЕМЬЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

На мир семьи оказывает влияние целый ряд факторов, идущих от общества. К ним в первую очередь относятся пра­во, религия, общественное сознание, традиции, а также ха­рактер социальной поддержки семьи обществом и государст­вом. Состояние семьи обусловлено общественным развитием. Поэтому не случайно семью часто представляют как ячейку общества.

В современном обществе семья переживает качествен­ные изменения. Они связаны с глобальными социальными процессами индустриализации, урбанизации, несвойствен­ными доиндустриальному (традиционному, аграрному) об­ществу. Традиции, нормы поведения, характер отношений между супругами, родителями и детьми проходят провер­ку жизнью, отметающей устаревшее и несоответствующее общественному развитию.

Далее остановимся подробнее на сущности тех эволю­ционных изменений, которые переживает семья в совре­менном обществе. Рассмотрим конкретные примеры этих изменений.

В начале XX в. группа экономистов изучала бюджеты семей в России. Выяснилось, что, за редким исключением, деньгами в семье безраздельно распоряжался мужчина. В 1920-е гг. повторили такое исследование и увидели, что в 15% семей бюджетом стала заведовать женщина. А вот данные конца XX в.: в двух семьях из трех всеми матери­альными средствами распоряжается жена. В 10% семей муж считает себя только «зарплатоносителем». Эти данные наглядно свидетельствуют об изменении положения жен­щины в семье.

Учитывая сказанное выше, нетрудно сделать вывод: изменение положения женщины в семье связано с измене­нием положения женщины в обществе. Увеличивается про­фессиональная и общественная занятость женщин. Растет их образованность, расширяются интересы. В нашей стра­не во всех категориях работающих более половины — жен­щины. При этом следует отметить, что среди специалистов с высшим и средним специальным образованием женщин свыше 60%.

Экономическая и социальная самостоятельность жен­щин несовместима с авторитарными отношениями семьи старого типа — патриархальной семьи. Вспомните: в пат­риархальной семье основная власть принадлежит главе се­мейства — отцу. Все остальные члены семьи беспрекослов­но выполняют его волю. Роль женщины сводится к рожде­нию и воспитанию детей, работе по дому без ведения денежных дел.

1QQ

Число патриархальных семей в настоящее время со­кращается. Традиционные роли, когда женщина ведет до­машнее хозяйство и воспитывает детей, а муж является хо­зяином, собственником и обеспечивает экономическую са­мостоятельность семьи, меняются. Наблюдается тенденция к установлению равноправия, взаимной ответственности супругов в семье. Развивается семья партнерского типа, в которой возрастает авторитет женщины как личности, ма­тери, жены. Такая семья предполагает совместное ведение супругами домашнего хозяйства, воспитание детей, взаим­ную поддержку. Быт такой семьи организуется при учас­тии всех ее членов.

В связи с процессами урбанизации ослабевают связи между родственниками. Разрушается многопоколенная (расширенная, родственная) семья — семья, включающая наряду с супругами и детьми других родственников (бабу­шек, дедушек и др.), где представители 2—3 поколений ве­дут совместное хозяйство и организуют повседневный быт. В настоящее время в России около 40 млн семей. Пример­но 80% из них состоят из супругов с детьми, т. е. являют­ся нуклеарными (от лат. nucleus — ядро).

Происходит разделение институтов брака и семьи. В настоящее время единство семьи все меньше зависит от давления общества (законов, нравов, обычаев, обществен­ного мнения, традиций, разработанных ритуалов) и все больше от межличностных отношений, взаимной привязан­ности, взаимопонимания. Уменьшается число лиц, вступа­ющих в законный брак. Растет количество фактических, но юридически не оформленных «свободных» семейных со­юзов и рожденных в них детей.

Внимание, которое уделяется материальному обеспече­нию детей в семье (пищей, одеждой и т. п.), значительно превосходит то, что направлено на духовное развитие. Взрослые мало общаются с детьми — им некогда и далеко не всегда у них есть такое желание. Профессиональные ин­тересы мужчин и женщин становятся серьезным конкурен­том семейным интересам.

Ухудшается здоровье людей. По оценке экспертов, 10—15% взрослого населения не способны иметь детей по состоянию здоровья (прежде всего из-за аморального обра­за жизни, болезней, плохого питания, экологии).

Растет количество разводов, повторных браков, не­полных семей и число брошенных детей. Среди причин разводов исследователи в первую очередь выделяют не­подготовленность к браку. В первые годы семейная жизнь особенно уязвима. В это время формируются су­пружеские отношения: решается вопрос о распределении ролей, складываются духовные связи. Этот период не-

прост, так как молодые супруги воспитывались на раз­ных традициях, у каждого может быть свой взгляд на брак, семью, ведение хозяйства, организацию досуга, воспитание детей. Не всегда любовь помогает преодолеть возникающие конфликтные ситуации. Согласно статис­тике, самые непрочные браки — ранние (вступление в брак до 21 года). К иным причинам разводов относят грубость, пьянство, физическое насилие, супружескую измену и др.

Государство в современном обществе заинтересовано в укреплении семьи. С этой целью правительства ряда стран принимают специальные меры, направленные на увеличение или сокращение рождаемости, поддержку семьи.

Государственная поддержка семьи ведется и в России: учреждены дополнительные отпуска (в связи с рождением ребенка, по уходу за маленькими или больными детьми и др.), установлены денежные пособия (например, по ухо­ду за ребенком, по беременности и родам), введены особые льготы (например, перевод беременных женщин, а также женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, в соответ­ствии с медицинскими требованиями на более легкую ра­боту без уменьшения заработной платы) и др.

БЫТОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

В процессе повседневной жизни людей складываются бытовые отношения. Бытовые отношения — это устойчи­вая система повседневных непроизводственных связей между людьми по поводу удовлетворения их первоочеред­ных нужд (в пище, одежде, жилье, поддержании здоровья, уходе за детьми, а также общении, отдыхе, развлечении, физическом и культурном развитии).

На основе своего жизненного опыта вы можете приве­сти примеры бытового общения и совместных дел соседей, молодых людей или людей пожилого возраста, живущих в одном дворе, и, конечно, членов семьи.

Один из аспектов научного изучения быта — исследо­вание затрат времени на удовлетворение бытовых нужд.

В среднем на домашнее приготовление пищи одному человеку требуется около 300 ч в год. У женщин это заня­тие отнимает 40% времени, идущего на ведение домашне­го хозяйства. Велики затраты времени на стирку белья и глажение (в среднем 58 ч в год), на покупку товаров для семьи (около 500 ч в год).

Другой аспект изучения быта — обязанности супру­гов. Среди молодых супружеских пар 17% мужей готовят обед (20 лет назад этого никто из них не делал), 55% сти-

рают белье, 35% гуляют с детьми, 16% сопровождают де­тей в детский сад или ясли, 80% закупают продукты, 58% моют посуду, 9% посещают школу и проверяют уроки у де­тей. Это говорит о наметившейся тенденции более активно­го участия мужчин в домашних делах. В то же время про­должительность домашнего труда женщин в среднем не­сравненно выше, чем мужчин. 36 ч в неделю посвящают домашнему труду женщины и всего 13 ч — мужчины. Каждый третий из молодых мужей и каждый пятый сре­ди супругов среднего возраста не занимается домашними делами. Эти цифры заставляют задуматься. Ведь справед­ливое распределение домашних обязанностей между супру­гами, взаимная помощь в быту — одна из важнейших нравственных основ существования современной семьи.

Во многих семьях возникает проблема ответственного участия детей в домашних делах: приготовлении обеда, уборке квартиры и т. п. Исследования доказывают: лишь при активном участии детей в организации быта семьи происходит становление их личности, усвоение принципов уважения, равенства, взаимной поддержки. Взаимопомощь в процессе бытового труда дает членам семьи ощущение общности, «чувство локтя», ответственности друг за друга и за семью в целом.

Бытовые отношения зависят от способов ведения до­машнего хозяйства. В современном обществе наметилась тенденция сокращения затрат труда и времени на удовле­творение бытовых потребностей за счет применения совре­менной бытовой техники. Это характерно и для городской, и для сельской семьи, несмотря на значительные различия быта селян и горожан. В отличие от сельской местности в городах более развиты предприятия, учреждения и органи­зации бытового обслуживания, или, другими словами, сфе­ра бытовых услуг. К ней можно отнести комбинаты быто­вого обслуживания с филиалами и приемными пунктами, различные павильоны бытового назначения, ремонтные ма­стерские, прокатные пункты, швейные ателье, химчистки, прачечные, парикмахерские, фотоателье.

Сфера быта теснейшим образом переплетается со сфе­рами торговли, здравоохранения, транспорта, досуга, соци­ального обеспечения, коммунальных и других услуг. В со­временных условиях домашний быт и сфера услуг состав­ляют взаимосвязанные и взаимодополняющие друг друга области. И если в узком смысле термин «быт» употребля­ется как синоним домашнего быта, то, быт в широком смысле слова — это внепроизводственная область повсед­невной жизни, непосредственно связанная с удовлетворени­ем материальных и духовных потребностей, воспроизводст­вом человека, этноса, населения страны в целом.

Когда-то из домашнего быта в производственную сфе­ру ушло хлебопечение. Частично перекладывается на сфе­ру общественных бытовых услуг приготовление пищи, стирка белья, уборка, пошив одежды и некоторые другие бытовые заботы. Все более распространенной становится покупка частично приготовленной пищи — полуфабрика­тов. Сегодня основные блага, используемые в быту,— ре­зультат общественного производства.

Налаженный быт улучшает здоровье и настроение, ос­вобождает время для совместного отдыха на природе, посе­щения театров, кино, выставок, повышения профессио­нального уровня, духовного и физического совершенствова­ния взрослых и юных членов семьи.

Жизнь современного человека усложнена техническим прогрессом, увеличившим ритм жизни, усилившим нерв­ное напряжение, умственные нагрузки. Большую часть времени человек проводит в замкнутом помещении, а это отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье. Необходима более совершенная организация удовлетворения бытовых потребностей человека. Развитие сферы быта становится важной социальной задачей.

ДОМ, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ

Дом в жизни каждой семьи значит нечто большее, чем просто крыша над головой. Дом — это отношения между живущими в нем людьми. Это традиции, привычки. Это события, происшествия, встречи, расставания. Дом — это особая сфера культуры.

Читая литературу о среде обитания человека, о его ближайшем социальном окружении, вы можете встретить понятие культура топоса. Словом «топос» стали обозна­чать место жительства. Следовательно, культура топоса оз­начает культуру нашего места жительства.

Разговор о месте жительства начнем с нескольких бы­товых зарисовок:

  1. Мужчина, возвращаясь с работы домой, перед сво­ ей дверью докуривает сигарету и бросает окурок себе под ноги. Гасит его ногой, открывает ключом дверь и входит в квартиру.

  2. Одна из соседок энергично сметает песок с коври­ ка у своих дверей на середину лестничной площадки.

  3. Модно одетая девушка брезгливо переворачивает мусорное ведро и просыпает часть мусора мимо мусоросбор- ной камеры.

  4. Нерколько подростков греются зимой в одном из подъездов. Пьют пиво, шумят, оставляют после себя пус­ тые бутылки.

Что объединяет все эти зарисовки? Вероятно, вы уже

догадались: все события происходят рядом с теми кварти­рами, в которых живут действующие в этих ситуациях лю­ди. И поведение как взрослых, так и молодых людей от­нюдь не выражает заботу о своем месте жительства.

В этот же ряд можно поставить сцены из жизни сосе­да-алкоголика, свидетельства вандализма по отношению к детским площадкам и скамейкам во дворе, орущие маг­нитофоны, хозяева которых меньше всего думают о сосе­дях, надписи и рисунки в лифте, на стенах подъезда, от­ражающие нравственный облик жильцов дома.

Всем нам приходилось наблюдать что-то из этого ря­да. И вероятно, многие из нас сами если и не вели себя подобным образом, то попустительствовали тем, кто так «украшает» наш быт. Разберемся, почему это проис­ходит.

Быт — это сфера, наиболее скрытая от социального контроля. Чаще всего мы отвечаем за свои поступки толь­ко перед своей совестью. Именно это обстоятельство может породить раздвоенность морали: человек по-разному ведет себя в производственном или учебном коллективе и у себя дома, в магазине, на отдыхе. И никто не заставит остано­виться, оценить свое поведение, кроме себя самого. (Заду­майтесь: как вы ведете себя в быту? Сделайте выводы. Сформулируйте задание самому себе для самосовершенст­вования.)

Не случайно, отвечая на вопрос: «Где ты живешь?», мы называем улицу, дом и только затем квартиру. Так что же является местом нашего жительства? И как мы к это­му месту относимся? В каком состоянии наша улица и двор, подъезд и лифт, телефон-автомат на углу дома? Мо­жет ли место, где мы живем, быть более благоустроенным, чистым, красивым, зеленым? Подумайте: что в этом благо­устройстве зависит от наших собственных усилий?

Современные архитекторы, строители решают задачу создания нового типа жилья и новой застройки жилых районов. Они стремятся облегчить ведение домашнего хо­зяйства и обеспечить культурно-бытовое обслуживание лю­дей. Многие трудоемкие хозяйственные функции концент­рируются в блоках обслуживания и других помещениях, находящихся в непосредственной близости от жилого дома. Понятие «квартира» с ее функциональным многообразием как бы расширяется. Отдельные функции квартиры начи­нают выполнять оборудованные дворовые площадки, скве­ры. Но никто, кроме нас самих, не в силах обеспечить бе­режное отношение к тому месту, где мы живем. Только мы сами сможем придать красоту нашему большому дому и научить этому наших детей.

1 Будущее российского народа во многом зависит от то­го, сколько детей появится в каждой новой молодой семье и какими они вырастут. Среди этих молодых семей, вероятно, через несколько лет окажется и ваша семья. И вы лично сможете внести свой вклад в будущее поко­ление страны, его нравственный облик.

2 Постарайтесь осознать тот факт, что именно на вас ле­жит ответственность за связь поколений. Тому, что яв­ляется семейной ценностью, суждено жить исключитель­но при вашем бережном отношении, передаваемом впос­ледствии вашим детям. В их личности, в их будущих семьях продолжится ваша жизнь и жизнь ваших родите­лей.

ЗМир вокруг может стать лучше, если каждый из нас станет заботиться о его красоте и нравственной чис­тоте. А начинается это с малого: создания порядка и уюта в подъезде, лифте, озеленения своего двора, береж­ного отношения к новой детской площадке, столам и ска­мейкам, поставленным у дома... В ваших силах заметить еще очень много важных вещей, где нужны заботливые руки и теплые сердца.