logo search
kursovik

1.2. Деятельность социального работника с детьми, оставшимися без попечения родителей

Оказание помощи детям, по разным причинам оставшимся без попечения родителей, является важнейшим направлением социальной политики государства. Содержание социальной работы с этой категорией детей определяется приоритетами государственной политики[5,15].

Основное содержание социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключается в защите их прав, контроле за условиями их содержания, социальной реабилитации и адаптации, помощи в трудоустройстве и обеспечении жильем. Реали­зация этих задач возлагается на органы опеки и попечи­тельства. На них возлагаются обязанности по выявлению, учету и избранию форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также по контролю за условиями их содержания, воспитания и образования. Они обязаны в трехдневный срок со дня получения сообщения провес­ти обследование условий жизни ребенка и обеспечить его защиту и устройство. Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление/удочерение, под опеку/попечительство или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в соответствующие учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Законодательство отдает приоритет семейным формам устройства де тей, как наиболее отвечающим потребностям ребенка и создающим оптимальные условия для его социализации, воспитания и развития[22,220].

Основные субъекты и формы оказания социальной по­мощи. Социальная помощь детям-сиротам и детям, ока­завшимся без попечения родителей, осуществляется раз­ветвленной системой, которая включает в себя несколь­ко уровней: государство как основной субъект организации помощи; государственные социальные службы (федераль­ные и муниципальные) как территориальные структуры, непосредственно оказывающие такую помощь; смешанные службы — государственные и коммерческие структуры, ориентированные в основном на оказание социально-пси­хологической помощи; учреждения, созданные обществен­ными, благотворительными, религиозными и другими орга­низациями как благотворительные центры. Усилия каж­дого из названных субъектов направлены на социальную адаптацию детей-сирот, коррекцию их поведения, кото­рая связана с формированием ценностных ориентаций детей-сирот в условиях закрытого детского учреждения, коррекцию их отношения к родителям, которые, в случа­ях социального сиротства, оставили их, предупреждение и профилактику преступности, правовое просвещение и т. д. Назовем наиболее распространенные формы социаль­ной помощи детям-сиротам и детям, оказавшимся без по­печения родителей[22,221].

Передача детей-сирот, и детей, оказавшихся без по­печения родителей, в специализированные учреждения. К ним относятся: образовательные учреждения, в кото­рых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; уч­реждения социального обслуживания населения (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отста­лостью и физическими недостатками, социально-реабили­тационные центры помощи детям, оставшимся без попе­чения родителей, социальные приюты); учреждения здра­воохранения (дома ребенка) и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке.

Дети в возрасте от 0 до 3 лет помещаются в дома ребен­ка. По достижении возраста 3 лет сироты переводятся в детские дома для детей дошкольного и школьного возра­ста, специализированные интернаты для детей с физическими и умственными недостатками, закрытые интернаты для делинквентных детей и подростков. В России каждый пятый детский дом -это учреждение для умственно отсталых и физически неполноценных детей.

На каждого ребенка, определяемого в учреждение, направляющие органы (учреждения) представляют: реше­ние соответствующего государственного органа или орга­на местного самоуправления о направлении в учрежде­ние; направление в учреждение, выданное учредителем или ведомством, в ведении которого находится учреждение; свидетельство о рождении (подлинник), а при его отсут­ствии — заключение медицинской экспертизы, удостове­ряющее возраст ребенка; медицинские документы о со­стоянии здоровья; документы об образовании (для детей школьного возраста); акт обследования условий жизни ребенка; сведения о родителях или лицах, их заменяю­щих (копии свидетельства о смерти родителей, приговора или решения суда, справка о болезни или розыске роди­телей и другие документы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность воспитания ими своих де­тей); справка о наличии и местожительстве братьев, сес­тер и других близких родственников; опись имущества, оставшегося после смерти родителей, сведения о лицах, отвечающих за его сохранность; документы о закрепле­нии жилой площади, занимаемой несовершеннолетним или его родителями; пенсионная книжка ребенка, получаю­щего пенсию, копия решения суда о взыскании алимен­тов, ценные бумаги (при получении их на ребенка роди­телями или лицом, их заменяющим); заключение психолого-медико-педагогической консультации (для детей с отклонениями в развитии) [22,222].

Несмотря на то, что в данной области происходят за­метные позитивные изменения (дифференциация детских домов, появление социальных приютов и социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, центров помощи и т. д.), проблема формирования личности ребенка в условиях закрытого учреждения остается весьма острой и актуальной. Исследования показывают, что лишение материнской заботы ведет к задержке развитии ребенка и может проявляться симптомами психических и физических заболеваний. Изоляция ребенка от матери от 0 до 3 лет обычно приводит к тяжелым последствиям для интеллекта и личностных функций, которые не поддаются исправлению. Постоянная смена микросоциаль­ной среды (дом ребенка — дошкольный детский дом — детский дом для детей школьного возраста) наносит су­щественный ущерб психике ребенка, ухудшает его здоро­вье. Дети, воспитывающиеся в интернатных учреждени­ях, в своем большинстве отстают от сверстников в психо­физическом развитии. Они позже начинают ходить и говорить, чаще болеют, хуже учатся. Только 20% воспи­танников сиротских учреждений могут учиться по про­граммам массовых школ. Отечественная система воспи­тания в сиротских учреждениях основана на том, что дети, как правило, живут и учатся в одном и том же учрежде­нии. Эта «прикованность» к одному месту, изолирован­ность детских домов усиливают зависимость детей от уч­реждения и не способствуют формированию навыков са­мостоятельной жизни. Нередко выпускники интернатных учреждений не имеют элементарных бытовых навыков: приготовить поесть, купить что-либо, организовать сво­бодное время и т. д. Все это необходимо учитывать в со­циальной работе с детьми, воспитывающимися в сирот­ских учреждениях. При организации новых детских до­мов, перестройке воспитательного процесса следует уделять внимание следующим задачам; приведение детского дома в соответствие нормативам для определенного количества детей и возможности разделения их на небольшие груп­пы; создание социального и эмоционального окружения, близкого к семейному; организация небольших групп семейного типа, где воспитатели и дети живут как бы са­мостоятельными «семьями», поощрение внимания к пси­хоэмоциональным нуждам ребенка; предельное ограни­чение переходов детей из одного детского дома в другой по возрасту; неразделение братьев и сестер по разным уч­реждениям; укрепление связей между детьми и их роди­телями (в случаях социального сиротства); развитие у детей умений, бытовых и общественных навыков, необходимых в будущей самостоятельной жизни. Не менее важно ре­шать вопросы проживания и трудоустройства будущих выпускников[1,171].

Усыновление (удочерение) ребенка это государствен­ный акт, в связи с которым между усыновленными и их потомством, а также усыновителями и их родственниками возникают такие же права и обязанности, которые по закону существуют между родителями и детьми. Усыновлен­ные дети утрачивают личные неимущественные и имуще­ственные права и обязанности по отношению к своим ро­дителям (родственникам). Усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка, при обязательном участии органов опеки и попечительства. Усыновителями могут быть совершеннолетние дееспособные лица обоего пола, кроме лиц, которые, не име­ют права на усыновление (лишены родительских прав, отстранены от обязанностей опекуна по состоянию здоро­вья и т. д.). Разница в возрасте между усыновителем и усыновленным должна быть не менее 16 лет, однако по причинам, признанным судом уважительными, она мо­жет быть сокращена. Для усыновления ребенка, достиг­шего возраста 10 лет, требуется его согласие, за исключе­нием случаев, специально оговоренных законом. Проце­дурные вопросы усыновления подробно регламентированы в «Положении о порядке передачи детей», утвержденном Постановлением Правительства РФ 15 сентября 1995 г. № 917. Закон гарантирует тайну усыновления ребенка. Разглашение тайны усыновления является уголовным пре­ступлением. Уголовным преступлением также является незаконное усыновление[22,225].

Опека (попечительство) -форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а так­же для защиты их прав и интересов; опека устанавлива­ется над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечи­тельство — над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Опеку­ны являются представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки. Попечители дают согласие на совершение тех сделок, ко­торые граждане, находящиеся под попечением, не вправе совершать самостоятельно. Обязанности по опеке (попе­чительству) исполняются безвозмездно. На содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных Правительством РФ. Некоторые специалисты считают, что опека в ряде случаев более предпочтительна. Например, в некоторых случаях утраты попечения родителей (болезнь, длительное отсутствие) опекун может быть назначен па­раллельно с ними, приходить в семью, забирать ребенка к себе[8,24]. Опекун обязан воспитывать ребенка, заботиться с его здоровье. Он вправе требовать по суду возврата ребен­ка от любых лиц, включая близких родственников, если они удерживают его незаконно. Однако он не имеет пра­ва препятствовать общению ребенка с его родными и близ­кими.

Приемная семья это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основа­нии договора между органами опеки и попечительства и приемными родителями о передаче ребенка (детей) на воспитание (супругами или отдельными гражданами, жела­ющими взять детей на воспитание в семью) на срок, уста­новленный договором. Согласно Положению о приемной семье, утвержденному Правительством РФ в 1996 г., в такой семье должно быть не более 8 детей. Приемные ро­дители выполняют функции воспитателей и получают оплату за свой труд. Между ними и приемными детьми нет алиментных, родственных и других правоотношений, подобных отношениям между родителями и детьми, ко­торые могут возникнуть в случае усыновления приемных детей. Государство и органы местного самоуправления выделяют денежные средства на содержание каждого при­емного ребенка и предоставляют соответствующие льго­ты, установленные законодательством. Органы опеки и попечительства обязаны оказывать приемной семье не­обходимую помощь, способствовать созданию нормальных условий для жизни и воспитания детей, а также вправе осуществлять контроль за выполнением возложенных на приемных родителей обязанностей по содержанию, вос­питанию и образованию детей[8,26].

Передача ребенка в приемную семью в возрасте старше 10 лет требует его согласия. Запрещается, как и при усы­новлении, разъединять братьев и сестер, за исключением случаев, когда разъединение допустимо в интересах ребенка. По разным подсчетам, в приемных семьях в настоя­щее время воспитывается от 5 до 10% детей-сирот[22,226].

По первой главе мы можем сделать вывод, что проблема сиротства как в нашей стране, так и в мире по-прежнему является актуальной. С сожалением приходиться констатировать, что беспризорность и сиротство - явление не новое для России. Однако особо угрожающие масштабы сиротство приобрели в наши дни. Существуют разветвленная сеть специализированных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. К ним относятся: образовательные учреждения, учреждения социального обслуживания населения, учреждения здравоохранения и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке.