2.1 Социальная адаптация как цель воспитательной работы в детском доме
Целью воспитательной работы в детском доме является социальная адаптация[19].
Адаптация – процесс приспособления живого организма к окружающим условиям .
Социальная адаптация– постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды. Важным аспектом социальной адаптации является принятие индивидом социальной роли. Этим обусловлено отнесение социальной адаптации к социализации личности .
Существует множество определений понятия «социальная адаптация». Кроме того, различные науки – философия, социальная психология, социальная педагогика, социология также имеют свои варианты трактовки этого понятия. Суммируя общее, что имеется в них можно вывести такое определение этого понятия: социальная адаптация – это процесс и результат активного приспособления к условиям социальной среды. Социальная адаптация – один из ведущих механизмов социализации личности .
Социальная адаптация ребенка – процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а так же процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы .
Социальная адаптация осуществляется путем усвоения норм и ценностей данного общества. Основные проявления социальной адаптации – взаимодействие человека с окружающим миром и его активная деятельность. Важнейшим средством достижения социальной адаптации являются общее образование и воспитание, трудовая и профессиональная подготовка. Процесс социальной адаптации проходит каждый человек в ходе своего индивидуального развития и профессионально трудового становления[25].
Специалисты отмечают основные типы адаптации человека [15]:
1) через приспособление к существующим обстоятельствам путем врастания в среду или изменения себя (активность человека в этом случае направляется на лучшее и все более полное приспособление к среде за счет своих собственных резервов и личностных ресурсов);
2) самоустранение, уход из среды, если невозможно принять ценности окружения как свои и не удалось изменить и покорить окружающий мир. Крайняя форма ухода из среды (полное самоустранение) – самоубийство.
Социальная адаптация может рассматриваться и как процесс и как результат. Основной целью (результатом) целенаправленной работы по социальной адаптации в совремённых условиях можно считать формирование социально активной личности, способной к творческой деятельности, нацеленной на самореализацию, установившую устойчивую гармоничную систему отношений к другим людям, обществу, труду, к себе.
Социальная адаптация детей-сирот, является одним из основных компонентов социальной защиты и показателем социальной защищенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Социальная адаптация полагает успешное освоение воспитанниками социальных ролей в системе общественных отношений[25]. Процесс социальной адаптации происходит через формирование и развитие навыков ведения домашнего хозяйства, самообслуживания, трудовых умений и навыков.
Процесс социальной адаптации состоит из нескольких этапов:
Первый этап – подготовительный. Он протекает до момента включения воспитанника в социальную группу и связан с определением его статуса, проведением социальной диагностики, предполагающей ознакомление с его личностными особенностями.
Второй этап – включение в социальную группу, предполагающее помощь новому воспитаннику в адаптации к реальным условиям учреждения.
Третий этап – усвоение социально полезных ролей через участие в социальной деятельности, приобретение нового социального опыта, знаний, умений и навыков.
Четвертый этап – устойчивая социально – психологическая адаптивность, характеризующаяся способностью разрешить любую проблемную ситуацию, возникающую в естественных условиях социальной среды[19].
Антонимом социальной адаптации является понятие социальная дезадаптация.
Социальная дезадаптация - это неспособность или невозможность индивида приспосабливаться к условиям и требованиям социального окружения. Она обусловлена тем, что в наиболее значимые периоды личностного развития ребенок не сумел использовать механизмы адаптации, соответствующие характеру социальных влияний и отношений. Результат дезадаптации - нарушение равновесия в отношениях с социумом, искажение содержания целей, мотивов, ценностных ориентации, диффузия социальных ролей вплоть до принятия тех из них, которые не позволяют бесконфликтно решать проблемы, удовлетворять потребности ("вор", "хулиган" "бродяга" и пр.). Именно принятие на себя той или иной социальной роли является показателем адаптации или дезадаптации личности [25].
Детский дом – это государственный социальный институт, призванный хоть в какой-то мере заменить ребёнку семью. Детский дом должен выполнять важнейшую функцию приобщения ребёнка к социальной жизни (то есть социально-адаптивную функцию) .
Детский дом для воспитанников – временное место пребывания, после окончания обучения ребята выпускаются в самостоятельную жизнь. От того, насколько сумеет подготовить детский дом выпускников к этой самостоятельной жизни, и будет зависеть успешность их дальнейшего жизненного пути.
Вне семьи у ребенка формируются специфические черты характера, поведения, личности, про которые часто нельзя сказать, хуже они или лучше, чем у обычного ребенка, – они просто другие[15].
Существующая система воспитания детей-сирот несовершенна и не способна решить проблему их адаптации в совремённом социуме, не достигается психологическая готовность каждого ребёнка к преодолению жизненных трудностей.
Социально-психологическими причинами неблагоприятного развития являются:
неправильная организация общения взрослых с детьми, несостоятельность тех его форм, которые доминируют в детских учреждениях, особенно в домах ребёнка и дошкольных детских домах;
в непостоянстве, частой сменяемости взрослых, воспитывающих детей;
в недостаточной работе по формированию игры, особенно в дошкольных детских домах;
в бедности конкретно-чувственного опыта детей, проистекающей из чрезвычайной сужености окружающей среды;
в недостаточно психолого-педагогичеcкой подготовленности воспитателей детских домов, их безучастном отношении к детям;
в недостатках программ воспитателя и обучение, по не компенсирующих дефектов развития, вызванных отсутствием семьи;
в недифференцированном подходе к детям в процессе их воспитания и обучения: помещение детей с разной степенью задержек в психическом развитии в одну группу и обучение их по одним программам.
В качестве основных подходов, влияющих на адаптацию воспитанников в детском доме и позволяющих избегать дезадаптации, можно предложить следующие:
общая гуманистическая ориентация персонала детского учреждения;
понимание детства как особой ценности, того, что ребенок нуждается в защите, воспитании, обучении и имеет право на материальное обеспечение. Просто потому, что он еще маленький, остался без родителей и его защищает закон;
установка на помощь детям в «трудной жизненной ситуации»;
четкое понимание возрастных особенностей не на житейском уровне, а на научном; по данному вопросу исписаны тома; знание новообразований, ведущей деятельности, возрастных задач, типичных поведенческих проявлений детей разного возраста необходимо для правильного воспитания;
понимание того, что общение со взрослым – необходимое условие психического и личностного развития ребенка[3];
выявление и социально-психологическая работа с личностными трудностями ребенка;
целенаправленное формирование окружения ребенка, как взрослого, так и детского, на основе духовных и социальных ценностей;
своевременность социальной, педагогической и психологической помощи ребенку.
- Содержание:
- Глава 1. Теоретические основы социальной работы в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
- . Понятия «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей»
- 1.2. Деятельность социального работника с детьми, оставшимися без попечения родителей
- Глава 2. Социально-психологическая адаптация воспитанников детских домов.
- 2.1 Социальная адаптация как цель воспитательной работы в детском доме
- 2.2.Проблемы социальной адаптации детей в условиях детского дома
- 3. Особенности технологии социально-психологической адаптации выпускников детского дома «Приют» города Барнаула к самостоятельной жизни
- 3.1 Деятельность специалистов детского дома по формированию социально-психологической адаптации воспитанников
- 3.2. Особенности социально-психологической адаптации детей на примере Барнаульского детского дома «Приют».
- Технология первичной беседы с ребенком