Технология первичной беседы с ребенком
Общая характеристика.
Цель технологии:
Выяснить право клиента на получение социальных услуг.
Задачи технологии:
1)получение информации о клиенте;
2)демонстрация методов и форм работы;
3)договоренность о методах работы с клиентом;
4) ознакомление и анализ документов ребенка.
Объект технологии:
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей
Субъект технологии:
Специалисты детского дома «Приют» города Барнаула
Принципы реализации технологии:
- гуманистический характер воздействия. Стараться быть доброжелательным, чтобы создать свободную непринужденную атмосферу;
- принцип системности – существование алгоритма работы и использование возможностей всех основных направлений деятельности при изучении личности ребенка;
- принцип индивидуального подхода. Работа направлена на выявление индивидуальных особенностей личности формирующегося человека, поиск способов его индивидуального развития и коррекции, решение индивидуальных проблем и трудностей в учении и поведении;
- принцип объективности, т.е. непредвзятое рассмотрение объекта, исключающее любые искажения действительности в чьих-то интересах; - комплексный подход. При диагностике конкретные данные всегда нужно увязывать со всем комплексом существующих проблем;
-исключение оценочных суждений. Осознать опасность оценочных суждений;
Инвентаризация технологии:
При работе с клиентами социальному работнику и педагогу следует придерживаться следующих рекомендаций:
- необходимо обладать знанием и пониманием явных и тайных причин поведения человека;
- иметь навык межличностного общения;
- умело задавать вопросы;
- пытаться устранить барьеры общения, приводящие к непониманию.
Условия внедрения технологии:
- беседа-интервью с ребенком;
- тесты по выяснению интересов и возможностей;
- индивидуальный подход к ребенку.
Апробация технологии:
Технология реализуется на базе детского дома «Приют» города Барнаула в течение функционирования.
Внедрение технологии:
1 этап. Инвентаризация.
происходит тщательная подготовка к реализации технологии, специалисты изучают биографический портрет ребёнка: существуют ли какие-то физические или психологические отклонения в его развитии, если есть семья, то изучают ее портрет, собирают информацию о родственниках, изучают документы ребенка.
2 этап. Конструирование ситуаций.
реализация технологии включает в себя мероприятия диагностического процесса. Создание комфортной обстановки при беседе-интервью для достижения более эффективного результата.
3 этап. Достижение фиксируемых результатов.
наблюдение за состоянием ребёнка во время беседы. Контроль за психолого-эмоциональным состоянием ребёнка.
4 этап. Тренинговый.
тренинги по социально бытовой ориентации, общение в стандартных социокультурных ситуациях.
5 этап. Самоконтроль
специалисты подводят итоги проведённой работы с ребёнком.
6 этап. Подведение итогов
анализ результатов работы специалистов с ребёнком по данным, полученным из беседы-интервью, тестов по выяснению интересов и возможностей, а также по психо-эмоциональному состоянию ребенка и его возможному изменению в процессе беседы.
Приложение В
Технология профессиональной ориентации воспитанников детского дома.
Общая характеристика.
Цель технологии:
Эффективное профориентационное сопровождение воспитанников детского дома, обеспечивающей её успешную самореализацию в структуре социально-экономических отношений.
Задачи технологии:
Реализация технологии воспитанникам детского дома:
узнать свои профессиональные склонности и способности;
ознакомиться с современным рынком труда и миром профессий;
подобрать себе профессию и работу в соответствии с собственными интересами, возможностями и потребностями рынка труда;
составить и осуществить план своей профессиональной карьеры;
эффективно трудоустроиться.
Объект технологии:
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей
Субъект технологии:
Специалисты детского дома «Приют» города Барнаула совместно с краевым государственным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "Алтайский краевой центр профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения».
Принципы реализации технологии:
-принцип последовательности и комплексности. Работа проводится со всеми воспитанниками детского дома в тесной взаимосвязи и единстве.
- принцип системности – существование алгоритма работы и его последовательная реализация;
- принцип индивидуального подхода. Работа направлена на выявление индивидуальных особенностей личности ребенка и учет этих особенностей при выборе подходящей профессии;
- принцип объективности, т.е. непредвзятое рассмотрение объекта;
- принцип своевременности – любое воздействие должно быть проведено вовремя и в наиболее благоприятных для его высокой эффективности условиях; - комплексный подход. При диагностике конкретные данные всегда нужно увязывать со всем комплексом существующих проблем.
Инструментарий технологии:
-групповые занятия и тренинги;
- беседы с представителями различных профессий;
- ролевая модель;
- индивидуальные беседы и диагностика;
- тестирование на определение типа темперамента и склонностей к видам профессиональной деятельности.
Условия внедрения технологии:
Технология профессиональной ориентации проводится на базе Барнаульского детского дома «Приют» совместно со специалистами центра профессиональной ориентации как в групповой, так и в индивидуальной форме.
Апробация технологии:
Технология реализуется на базе детского дома «Приют» города Барнаула в течение функционирования.
Внедрение технологии:
1 этап.
Происходит тщательная подготовка к реализации технологии, специалисты проводят разработку и подбор программ для различных возрастных групп, формируют группы.
этап.
Реализация технологии включает в себя мероприятия ознакомительного, обучающего, диагностического характера.
- Проведение бесед с детьми о мире профессий, ознакомление с различными понятиями («специальность», «профессия» и т.д.),
- Организация знакомства детей с представителями различных профессий,
- Ознакомление с наиболее востребованными профессиями в Алтайском крае и учреждениях, в которых их можно получить,
- Тестирование детей, помогающее выявить их склонности к той или иной профессии и возможностям.
3 этап.
-Наблюдение за поведением ребенка и проявлениями интереса к той или иной профессии
-Анализ и обработка полученных данных тестирований и диагностики детей
-Стимулирование ребенка к самостоятельности при выборе профессии с учетом рекомендаций
-Контроль за психо-эмоциональным состоянием ребенка.
4 этап.
- Содействие в разыгрывании ролевой модели на тему профессий, способствующих закреплению полученных знаний;
- Проведение игр с участием тех или иных профессий;
- Тренинги по профессиональной ориентации.
5 этап.
-Специалисты подводят итоги проделанной работы,
-Оформляют карты индивидуального профопределения воспитанника на основе полученных данных,
-В индивидуальном порядке составляют перечень профессиональных училищ, колледжей и других учебных заведений, в которых выпускники детского дома могут получить образование.
6 этап.
-Анализ результатов работы специалистов.
-Анализ карт индивидуального профессионального определения воспитанников.
-Оценка результатов технологии по достижениям ребенка (удовлетворенность выбором той или иной профессии, проведение индивидуальных бесед с воспитанниками и выпускниками ,поступление в выбранное учебное заведение)
-При необходимости проведение консультаций по возможностям трудоустройства и оказание помощи выпускникам.
- Содержание:
- Глава 1. Теоретические основы социальной работы в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
- . Понятия «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей»
- 1.2. Деятельность социального работника с детьми, оставшимися без попечения родителей
- Глава 2. Социально-психологическая адаптация воспитанников детских домов.
- 2.1 Социальная адаптация как цель воспитательной работы в детском доме
- 2.2.Проблемы социальной адаптации детей в условиях детского дома
- 3. Особенности технологии социально-психологической адаптации выпускников детского дома «Приют» города Барнаула к самостоятельной жизни
- 3.1 Деятельность специалистов детского дома по формированию социально-психологической адаптации воспитанников
- 3.2. Особенности социально-психологической адаптации детей на примере Барнаульского детского дома «Приют».
- Технология первичной беседы с ребенком