logo
kursovik

. Понятия «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей»

Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько само человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родите­лей, вследствие чего дети становились сиротами. Видимо, с возникновением классового общества ответвляется и так называемое социальное сиротство, когда дети лиша­ются попечения родителей в силу нежелания или невоз­можности осуществлять последними родительские обя­занности, когда родители отказываются от ребенка или устраняются от его воспитания[22,216].

Сиротство — это социальное понятие, которое отражает положение детей-сирот. Сиро­той считается ребенок, который временно или постоянно либо лишен своего семейного окружения, либо не может оставаться в таком окружении и имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемую государством. Основанное на положениях ст. 121 Семейного кодек­са законодательное определение терминов «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» дано Зако­ном «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Дети-сироты лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель (прямые сироты) [22,217].

Дети, оставшиеся без попечения родителей — лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения един­ственного или обоих родителей. К этой категории относят детей, у которых нет родителей или они лишены родитель­ских прав. Сюда же относится ограничение в родительских правах, признание родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находя­щимися в лечебных учреждениях, объявлением их умер­шими, отбыванием ими наказания в учреждениях, испол­няющих наказание в виде лишения свободы, нахождени­ем в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Дети считают­ся сиротами в связи с уклонением родителей от их воспи­тания или от защиты их прав и интересов, отказом роди­телей взять своих детей из воспитательных, лечебных уч­реждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях при­знания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. Основную по численно­сти категорию детей-сирот составляют дети, родители ко­торых в результате антиобщественного поведения лише­ны родительских прав (социальное сиротство).

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей— лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умер­ли оба или единственный родитель, а также те, которые ос­тались без попечения единственного или обоих родителей[22,218].

Отсутствие родителей должно быть подтверждено соответствующими документами:

  1. Копии свидетельства об их смерти.

  2. Копии решений суда о лишении родительских прав, отобрании ребенка, признании безвестно отсутствующими, объявлении умершими, признании их недееспособными.

  3. Копии приговора суда об осуждении родителей.

  4. Медицинский документ о длительной болезни родителей, препятствующий выполнению ими своих обязанностей.

  5. Документ, подтверждающий то, что ребенок был подкинут.

  6. Материалы о розыске родителей и другие.

Эти документы являются юридическим основанием для предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, материального обеспечения и льгот.

В тех случаях, когда имеется документ, подтверждающий лишение ребенка родительского попечения. Только в отношении одного родителя, а другой родитель длительное время не принимает участия, в содержании и воспитании ребенка, и последний был устроен на воспитание и содержание, в детское интернатное учреждение или под опеку (попечительство), то эти дети относятся к числу детей, фактически оставшихся без попечения родителей

Дети-сироты – проблемная группа и не только в психологическом плане, лишены эмпатийного общения в семье, с близкими людьми, перенесшие жестокое обращение, это то, что можно считать частью начального капитала, сопровождающего стартовые позиции. В обычных случаях, как правило, начальный адаптационный потенциал дает семья: социальный статус, воспитание, здоровье, образование и многое другое. Что не всегда можно измерить, описать, а иногда даже уловить, например, психологические характеристики.

Одна из важнейших проблем России третьего тысячелетия - проблема обездоленных детей.

Детство - особый период в жизни человека - помимо того, что ценно само по себе, оно не только во многом определяет будущее конкретной личности, а значит и завтрашний день государства в целом.

Человек, по своей сути, всегда есть и будет существом социальным, которое с первых дней своего существования окружено и включено во взаимодействие с другими людьми. В ходе этого взаимодействия усвоение человеком социального опыта происходит не пассивно, а активно, в процессе сначала совместной деятельности с взрослым, затем в процессе активной деятельности самого ребенка – общения, предметной, игровой, учебной, трудовой и других видов практической деятельности .

На сегодняшний день дети составляют более четверти населения России. Ответственность за счастье детей лежит на взрослых. Они призваны создавать благоприятные условия для их выживания и развития, охранять их интересы и защищать права детей, но как показывает практика, именно взрослые чаще всего ущемляют и нарушают эти права.

Анализ теоретических исследований, статистических и практических данных свидетельствует о том, что в настоящее время дети России находятся в очень тяжелом положении.

За последние 10 лет налицо депопуляция населения: на свет появляется меньше людей, чем уходят из жизни. Значительная часть детей сегодня находиться вне сферы заботы государства: они не получают того, что им гарантируют Конвенция ООН о правах ребенка и Конституция Российской Федерации, а также многочисленные законы, национальные планы и программы в сфере социального обеспечения, образования, здравоохранения,тсоблюдения их прав. Беспризорных детей, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством, в России от 2 до 3 млн. Увеличивается число преступлений со стороны несовершеннолетних: если в 1990 г. Было зарегистрировано 164 тыс., то в 2000 г. - 195 тыс. В России 2 млн. неграмотных детей. На фоне общего неблагополучия в детской среде особенно острым является вопрос о сиротстве. Дети, живущие без родителей, более чем кто-либо нуждаются в опеке и защите со стороны государства.

Подавляющее большинство трудных детей сегодня составляют те, кого называют социальными сиротами, — дети, родители которых лишены родительских прав, оказались в местах лишения свободы, чье социальное поведение привело к их гибели или дети, от которых отказались родители.

Проблемы социализации социальных сирот отличаются особой сложностью. Для включения социальных сирот в нормальную жизнь, для их приобщения к социальным ценностям и нормам необходимо изменить сам образ жизни этих детей, их отношение к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, отношение к ближайшему окружению и обществу в целом.

Сложнее всего подготовить социальных сирот за время жизни в интернатном учреждении к самостоятельному и ответственному решению своих собственных проблем. При этом надо учитывать, что они не могут на этапе жизненного старта рассчитывать на поддержку семьи, а зачастую — и родственников вообще. Каждый взрослый может представить себя в 15— 17 лет — а это обычный возраст выпуска из интернатных учреждений — и оценить собственную подготовленность к решению проблем взрослой жизни.