Лекция 14. Алкоголизм как форма проявления девиантного поведения детей
Проблема алкоголизма. Особенности детского алкоголизма. Причины и последствия детского алкоголизма. Уровни вовлеченности детей в употребление спиртных напитков. Проблема алкоголизма
Детский алкоголизм является сегодня одной из серьезнейших социально-педагогических проблем. Эта проблема имеет глубокие культурные, политические и социально-экономические корни, и для принятия эффективных мер ее преодоления необходимо знать историю этой проблемы.
Употребление спиртных напитков началось свыше восьми тысяч лет назад. Открытие арабским химиком и врачом Альбуказисом Коза этилового спирта - продукта брожения различных растительных веществ — повлекло за собой распространение и употребление этого вещества. Изобретение водки относят к VI веку, и оно приписывается монахам-бенедектинцам, которые распространили этот напиток во всей системе существующих монастырей.
На Руси употребление спиртных напитков началось с момента создания Киевского государства и было развито среди всех слоев населения: князей, бояр, духовенства, простого люда, но приготовление и продажа спиртных напитков находились в руках князей и высших сословий. Ни робкие начинания Иоанна Калиты по предупреждению народного пьянства, ни потопление кабатчиков в Волхове Василием III, ни жесткие постановления Стоглавого Собора при Иоанне Грозном и запреты на торговлю спиртным Бориса Годунова, ни уничтожение кабаков Екатериной II, ни возникновение обществ трезвости и антиалкогольного движения не привели ни к исчезновению спиртных напитков, ни к исчезновению самой проблемы алкоголизации населения.
Этому способствовал ряд причин. Во-первых, пьянство как социальное явление отвлекает народ от существующих в обществе проблем. Во-вторых, торговля спиртным приносила и приносит ощутимую прибыль государству. Производство алкоголя всегда было и остается одной из ведущих отраслей промышленности и экспорта любой страны. Производство и потребление алкоголя в нашей стране постоянно растет. Так, по подсчетам статистиков, в 1980 г. по сравнению с 1950 г. оно выросло в 10,4 раза. И это без учета «домашних вин», Самогона и других спиртосодержащих жидкостей, потребление которых, по мнению социологов, составляет 100% к алкоголю, произведенному государством.
Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, потребление алкоголя свыше 8 литров на душу населения в год ведет к изменению генофонда нации, так как детей с психическими и физическими отклонениями от нормы при таком положении рождается больше, чем здоровых. Особенно тревожным фактором является раннее приобщение и быстрое привыкание к спиртному детей и подростков. Существует несколько определений алкоголизма. С медицинской точки зрения алкоголизм — это хроническое заболевание, характеризующееся неодолимым влечением к спиртным напиткам. С социальных позиций алкоголизм — форма девиантного поведения, характеризующаяся патологическим влечением к спиртному и последующей социальной деградацией личности.
Начальная стадия развития алкоголизма, отличающаяся особым болезненным состоянием человека, которое развивается в результате неумеренного и систематического употребления спиртных напитков, называется пьянством.
Особенность пьянства и алкоголизма как форм отклоняющегося поведения состоит в том, что эти явления предопределяют взаимосвязанные с ними другие социальные отклонения: преступность, правонарушения, социальный паразитизм, аморальное поведение, самоубийства.
- "Социальная педагогика: курс лекций (введение в профессию "социальный педагог", основы социальной педагогики, основы социально-педагогической деятельности)"
- Введение в профессию «социальный педагог» лекция 1. Культурно-исторические предпосылки возникновения социальной педагогики в россии
- Милосердие и благотворительность как культурно-исторические традиции социально-педагогической деятельности.
- Этапы развития благотворительности в России.
- Лекция 2. Профессиональная деятельность социального педагога
- Структура профессиональной деятельности
- Многообразие функций деятельности социального педагога обусловливает и многообразие ее средств.
- Лекция 3. Система профессиональной подготовки социальных педагогов
- Подготовка социальных педагогов в средних профессиональных учебных заведениях
- Основы социальной педагогики лекция 4. Социальная педагогика как наука и как сфера практической деятельности
- Социальная педагогика и социальная работа
- Лекция 5. Развитие ребенка в социуме
- Биологические факторы
- Социальные факторы
- Влияние среды на развитие ребенка
- Лекция 6. Понятие нормы и отклонения от нормы в социальной педагогике
- Типы отклонений
- Лекция 7. Категории социальной педагогики
- Социально-педагогическая деятельность
- Социальное обучение
- Лекция 8. Принципы социальной педагогики
- Принцип природосообразности
- Принцип культуросообразности
- Лекция 9. Социально-педагогическое исследование
- Сущность научного исследования
- Задачи научного исследования в социальной педагогике
- Этапы и методы социально-педагогического исследования
- Основы социально-педагогической деятельности лекция 10. Методика и технологии социально-педагогической деятельности
- Сущность методов социально-педагогической деятельности
- Социально-педагогические технологии
- Лекция 11. Социально-педагогическая деятельность с семьей
- Социальный статус семьи и ее типология
- Формы социально-педагогической помощи семье
- Лекция 12. Социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей
- Попечение сирот в современных условиях
- Социально-педагогическая деятельность с приемной семьей
- Социально-педагогическая деятельность с приемной семьей
- Социально-педагогическая деятельность в учреждениях государственного попечения
- Лекция 13. Девиации как социально-педагогическая проблема
- Типы девиаций
- Причины девиантного поведения подростков
- Концепции девиации
- Лекция 14. Алкоголизм как форма проявления девиантного поведения детей
- Особенности детского алкоголизма
- Причины и последствия детского алкоголизма
- Лекция 15. Наркомания как форма проявления девиантного поведения детей
- Классификация и типы наркотиков
- Особенности подростковой наркомании
- Причины и последствия подростковой наркомании
- Уровни вовлеченности подростков в употребление наркотических веществ
- Лекция 16. Проституция как форма проявления девиантного поведения детей
- Особенности детской проституции
- Причины и последствия детской проституции
- Типология проституции
- Лекция 17. Преступность как форма проявления делинквентного поведения детей
- Проблема преступности несовершеннолетних
- Специальные учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних правонарушителей
- Лекция 18. Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения
- Основные подходы к профилактике девиантного поведения подростков
- Социально-педагогическая реабилитация подростков девиантного поведения
- Лекция 19. Социально-педагогическая деятельность с подростками, склонными к употреблению алкоголя
- Структура социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к употреблению алкоголя
- Дети дошкольного и младшего школьного возраста
- Подростки
- Юношество
- Методы антиалкогольного воспитания старшеклассников делятся на основные и вспомогательные.
- Лекция 20. Социально-педагогическая деятельность с несовершеннолетними правонарушителями
- Индивидуальное профилактическое воздействие на личность несовершеннолетнего правонарушителя
- Структура и содержание индивидуальной профилактической программы работы с несовершеннолетним правонарушителем
- Уровни воспитательно-профилактического воздействия на личность несовершеннолетнего правонарушителя
- Лекция 21. Социально-педагогическая деятельность в конфессиях
- Христианские конфессии как субъект социально-педагогической деятельности
- Истоки социально-педагогической деятельности в христианстве
- Социальное воспитание в христианстве.
- Социальное воспитание в ранней церкви.
- Социальное воспитание в средние века.
- Социальное воспитание под влиянием реформации.
- Особенности осуществления социально-педагогической деятельности в различных христианских конфессиях
- Протестантизм.