49. Теории девиации. Маргинальность
Отклонение от нормы не является свойством, внутренне присущим человеческому поведению, но свойством, обусловленным социальными определениями. Рассмотрим четыре наиболее распространенных социологических подхода к проблеме девиации: теорию аномии, теорию культурного переноса, теорию конфликта и теорию стигматизации.
Отправной точкой для создания социологических теорий девиации послужила теория аномии Э. Дюркгейма. Аномия – это общественное состояние, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом всего общества, его социальных институтов, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализации для большинства. Люди обнаруживают, что им трудно координировать свое поведение в соответствии с нормами, которые в данный момент становятся слабыми, неясными или противоречивыми.
Таким образом, состояние аномии возникает тогда, когда «старые нормы» уже не представляются подходящими, а новые, зарождающиеся нормы, слишком туманны и нечетко сформулированы, чтобы служить эффективными ориентирами в поведении. В такие периоды можно ожидать резкого возрастания количества случаев девиации.
На практике дюркгеймовские понятия применил американский социолог Р. Мертон, разработавший аномическую теорию девиации. В основу типологии поведения людей Мертон кладет отношение личности к социально одобряемым целям и институциональным средствам их достижения. Согласно Мертону, разрыв между теми и другими как раз и порождает состояние аномии, порождающее девиацию.
Конформизм имеет место, когда члены общества принимают как культурные цели достижения материального успеха, а также утвержденные обществом средства для их достижения. Подобное поведение составляет опору стабильного общества.
Инновация наблюдается, когда индивиды твердо придерживаются культурно установленных целей, но отвергают одобренные обществом средства их достижения. Такие люди способны торговать наркотиками, подделывать чеки, мошенничать, присваивать чужое имущество, воровать, участвовать в кражах со взломом и в разбойных ограблениях или заниматься проституцией, вымогательством и покупать символы успеха.
Ритуализм имеет место, когда члены общества отвергают культурные цели или принижают их значимость, но при этом механически используют одобренные обществом средства для достижения таких целей. Например, цели организации перестают быть важными для многих ревностных бюрократов, однако они культивируют средства в качестве самоцели, фетишизируя правила и бумажную волокиту.
Ретритизм состоит в том, что индивиды отвергают и культурные цели, и признанные средства их достижения, ничего не предлагая взамен. Например, алкоголики, наркоманы, бродяги и опустившиеся люди становятся изгоями в собственном обществе; «они живут в обществе, но не принадлежат к нему».
Бунт состоит в том, что бунтари отвергают культурные цели общества и средства их достижения, но при этом заменяют их новыми нормами. Такие индивиды порывают со своим социальным окружением и включаются в новые группы с новыми идеологиями, например, радикальные общественные движения.
Теория культурного переноса. Ряд социологов подчеркивает сходство между способом выработки девиантного поведения и любого другого поведения. Одним из первых к такому выводу пришел французский социолог Габриель Тард. В конце XIX в. Тард сформулировал теорию подражания для объяснения девиантного поведения. Он утверждал, что преступники, как и «порядочные люди», имитируют поведение тех индивидов, с которыми они встречались в жизни, которых знали или о которых слышали. Но в отличие от законопослушных граждан они имитируют поведение преступников. Таким образом, молодые люди становятся правонарушителями, потому что общаются и заводят дружбу с теми подростками, у которых криминальные модели поведения уже укоренились.
Эдвин Г. Сазерленд разработал теорию дифференциальной ассоциации, в соответствии с которой девиантное поведение приобретается на основе не только подражания, но и научения; очень многое зависит от того, чему именно и от кого учатся индивиды. В связи с этим тюремное заключение может привести к явно отрицательным последствиям, если поместить юных правонарушителей в одну камеру с закоренелыми преступниками.
Теория навешивания ярлыков (Labelling theory). - девиация содержится не столько в самом действии, сколько в реакции других на это действие. Второе положение утверждает, что само навешивание ярлыков продуцирует или распространяет девиацию.
Ярлык преступника заставляет человека мнить себя попавшим в сеть преступных организаций, то есть обрести криминальную идентичность. Каждый последующий шаг по этому пути все более укрепляет у них ощущение, что они уже стали какими-то иными – не такими, как все, и не такими нормальными, как прежде. Иногда такой процесс называют стигматизацией (от греч. stigma – укол, пятно). В социологическом смысле стигма – это социальный признак, дискредитирующий индивида или целую группу.
Теория конфликта. Основу конфликтологического подхода к теории девиации заложил Карл Маркс. Согласно ей, правящий класс капиталистов эксплуатирует и грабит народные массы и при этом избегает возмездия за свои преступления. Трудящиеся – жертвы капиталистического угнетения – в своей борьбе за выживание вынуждены совершать проступки, которые правящий класс клеймит как преступные. Такие типы девиантного поведения, как алкоголизм, наркомания, проституция и насилие в семье являются продуктами моральной деградации, основанной на беспринципной погоне за наживой и угнетении бедняков, женщин, представителей этнических меньшинств.
В заключении следует подчеркнуть, что ни одна теория объяснения причин девиантного поведения не является абсолютной и применимой ко всем случаям девиации.
маргинальность
Феномен нахождения индивида или социальной группы на гране двух общностей, как бы между двумя культурами, связанный с социальными перемещениями, называется маргинальностью (позднелат. marginalis - находящийся на краю). Часто маргинализация индивида возникает в результате горизонтальной мобильности, прежде всего при миграциях. Попав из привычной среды в новую, человек не способен отказаться от прежних установок, ценностей, образцов поведения и долгое время (а может и всегда) не может освоить новые. Характерные черты маргинала: беспокойство, эгоцентричность, агрессия, честолюбие, чувствительность.
Маргинал - это человек находящийся между несколькими социальными статусами, между двумя культурами. Это перемещение в неопределенном социальном пространстве называется маргинальностью. Маргинал - человек, лишенный прежнего статуса, но не сумевший адаптироваться к новой социокультурной среде другой страты. Огромное количество людей являются маргинальными личностями. Это эмигранты, те, кто быстро приобрел тот или иной социальный статус, лица, обращенные в новую религию.
Характерный пример маргинальности - эмигрантские кварталы Нью-Йорка: китайский Чайна-Таун и русский Брайтон-Бич. Тысячи эмигрантов в силу сложившегося менталитета оказываются за бортом американского общества, не в силах интегрироваться в него и принять новые ценности. Другой пример - маргиналы как подкласс российского общества, возникший в результате «ломки» старых и появления новых социально-экономических отношений в 90-е годы XX века. Причем к числу маргиналов тогда относились представители обоих полюсов социального неравенства: низшие слои общества («социальное дно») и, так называемые, «новые русские».
Маргинальность в целом приводит к появлению чувства растерянности и беспокойства, в значительной степени увеличивает возможность отклонений от групповых норм и появления кризиса доверия у индивидов.
- Социология как наука. Объект, предмет, функции социологии.
- Уровни социологического знания. Структура социологии
- 0. Конт как родоначальник науки социологии. Роль разделения труда у о.Конта.
- Органическая школа в социологии.
- Интеракционизм. "Зеркальное" я.
- Э. Дюркгейм как методолог социологии.
- М. Вебер как социолог капитализма. Бюрократия по м.Веберу. «Понимающая» социология
- К. Маркс – родоначальник теории конфликтного развития общества.
- П. Сорокин. Интеграция американской и европейской тенденций.
- Структурный функционализм (Парсонс, Мертон).
- Прикладные социологические исследования: понятие, виды и основные этапы
- Программа и план в социологическом исследовании
- Основные методы эмпирической социологии. Достоинства, недостатки и взаимодополняемость.
- Выборочные методы исследования. Ошибки репрезентативности.
- Личность в социологии. Развитие личности и жизненные кризисы
- Ролевая теория личности. Социальный статус.
- Социальное поведение. Основные теории и виды.
- Социализация. Факторы и механизмы.
- Социальные нормы.
- Культура. Ее роль в социализации. Субкультура, контркультура.
- Элементы культуры. Культурные универсалии. Формы и функции культуры.
- Этноцентризм и культурный релятивизм. Взаимодействие культур. Культурные конфликты
- Социальные общности. Основные виды и характеристики.
- Социальная группа. Типы групп. Малая группа.
- Публика. Толпа
- 26. Основные групповые процессы. Динамика группы (к.Левин)
- 27.Социальные связи: контакты, действия.
- 28. Связи. Социальное взаимодействие
- 29. Социальный контроль
- 30. Формы массового поведения.
- 31. Формы организованного протеста
- 32. Типология социальных движений
- 33. Формы социального взаимодействия: кооперация, конкуренция, конфликт.
- 34. Обмен как форма социального взаимодействия
- 35. Этнические общности
- 36. Общество как социальная общность. Типологии обществ
- 37. Социальный эволюционизм. Генезис и функционирование общества
- 38. Модели общественного развития
- 39. Социальная структура общества
- 40. Социальная стратификация, неравенство
- 41. Средний класс. Его роль в общественном развитии России
- 42.Социальная стратификация и мобильность в современном Российском обществе.
- 43. Социальная мобильность. Формы, виды, каналы, факторы
- 44. Социальные институты. Условия функционирования, функции.
- 45. Типы социальных институтов
- 46. Социология семьи
- 47.Социология религии
- 48. Типы отклоняющегося поведения. Девиантное поведение
- 49. Теории девиации. Маргинальность
- 50. Общественное мнение: понятие, сущность, причины формирования