logo
Влияние детско-родительских отношений на социально-психологическое благополучие ребенка

ГЛАВА 3. МОНОТИПИЯ КАК МЕТОД СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ

Семья -- важнейший институт социализации подрастающих поколений. Это персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе; технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни; демографический определяется структурой семьи. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.

Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Значительная часть подростков отдаляется от родителей.

Для оценки характера влияния родителей на своих детей в г. Балаково, в течение месяца проводилось социологическое исследование, целью которого было выявление проблем внутрисемейного взаимодействия.

База исследования: школьники 10 класса «Б» МОУ СОШ № 22 (26 человек, из них 19 девушек и 7 юношей в возрасте 16-17 лет) и их родители (26 человек).

В исследовании были использованы методики: теоретический анализ проблемы исследования; эмпирический: методика диагностики родительского отношения Варга-Столина, тест на диагностику отношения детей к родителям «Определение положения в семье детей и родителей».

С целью выявления в этих семьях детско-родительских взаимоотношений был проведен тест-опрос по Варга-Столина, проанализировав ответы, мы получили следующую картину родительского отношения к детям. В 38,4% семей наиболее выраженным является параметр «гиперсоциализация». В 15,4% семей не наблюдается каких-либо отклонений в детско-родительских взаимоотношениях. В 15,4% семей наиболее выраженным параметром является параметр «симбиоз». В 15,4% семей наиболее выражен параметр «инфантилизация». В 7,7% семей со стороны родителей наиболее выраженным параметром является «кооперация».В 7,7% семей со стороны родителей выражен параметр «отвержение».

Рис. 3. Показатели родительского отношения в семьях учащихся

Преобладающим параметром у родителей является гиперсоциализация. Результаты теста-опросника подтвердили, что со стороны многих родителей наблюдаются такие специфические черты, как отвержение ребенка, симбиоз, авторитарная гиперсоциализация, инфантилизация, социально желательный образ.

Исследовав особенности детско-родительских отношений, установлено, что только в 15,4 % семей наблюдается гармоничный тип воспитания, или, как он еще обозначен, «без особенностей». В остальных случаях имели место те или иные нарушения детско-родительских отношений, что выразилось в воспитании по типу гипер- и гипопротекции, повышенной моральной ответственности, эмоционального отвержения. Многие родители данной выборки используют в воспитательных целях высокий уровень контроля, часто применяют строгие меры наказания, да же тогда, когда сильно выражено принятие своего ребенка. Прослеживается недостаточное применение сотрудничества, признание прав своего ребенка, частое присутствие воспитательной конфронтации в семье, стремление родителей к инфантилизации ребенка.

Исходя из анализа, можно заключить, что позиции родителей играют немаловажную роль в психическом благополучии ребенка. Результаты, полученные при подсчетах, подтверждает выводы, сделанные в ходе эмпирического анализа. Анализируя результаты теста на диагностику отношения детей к родителям, установлено, что только 15 % опрошенных школьников видят свою семью благополучной. Отмечены также признаки тревожности, конфликтности, чувства неполноценности и одиночества в семейном кругу у части детей. Анализ результатов по данной методике показал следующее: конфликтность проявляется в 85% семей, но наиболее высокий уровень этот параметр имеется в 15% семей.

При сопоставлении полученных показателей мы получили следующую картину соотнесения стиля родительского отношения и степени отношения детей к родителям. Анкетирование показало, что в 7,7% семей присутствует отвержение ребенка, это определилось по шкале «принятие-отвержение». Это говорит о том, что взрослый испытывает к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду и даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует своего ребенка. Родитель не уважает ребенка, не доверяет ему.

В 7,7% семей обнаружились низкие баллы по шкале «кооперация». Это является признаком того, что взрослый не проявляет интереса к делам и планам ребенка, низко оценивает его интеллектуальные и творческие способности, не поощряет самостоятельность и инициативу ребенка. Родитель не учитывает точку зрения ребенка в спорных вопросах Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - Кн.3: Психология образования. - С. 507..

Посредством анкетирования у 15,4% родителей обнаружились низкие баллы по шкале «симбиоз». Это говорит о том, что родитель устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем. Взрослый не старается быть ближе к своему ребенку, не удовлетворяет его основные потребности, не стремится оградить его от трудностей и неприятностей жизни.

У 38,4% родителей выявились отклонения в родительском отношении по шкале «контроль». Такие родители ведут себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Они навязывают детям почти в всем свою волю, родители не в состоянии встать на его точку зрения. Взрослый пристально следят за социальными достижениями своего ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами. Это не всегда может быть полезно для воспитания детей.

У 15,4% родителей определились высокие баллы по шкале «инфантилизация ». Это является признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Родитель приписывает ему личную и социальную несостоятельность, видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю несерьезными, и он игнорирует их. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - Кн.3: Психология образования. - С. 508..

Анализ проведенного тестирования подростков на предмет отношения к родительскому влиянию «Определение положения в семье детей и родителей» выявил следующие результаты:

- По параметру «Полный контроль» выделено 34,6% опрашиваемых;

- У 26,95% детей не было выявлено признаков негармоничного отношения к себе со стороны родителей.

- По шкале «Нет взаимопонимания и моральной поддержки» выявлено 15,4% детей;

- По шкале «Родители очень критичны» - 11,5% опрашиваемых;

- Параметр «Родители не справедливы» выявился у 7,7% детей;

- По параметру «Заняты только собой» выявилось у 7,7% детей.