logo
TekhSR_s_semyey_2

Государственная политика в отношении семей с ребенком-инвалидом.

Статус «ребенка-инвалида» был впервые официально введен в СССР в ходе проведения Международного года ребенка, объявленного ООН в 1979 году.

В соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов» ребенок-инвалид - лицо, признанное инвалидом, при условии, что возраст лица до 18 лет. Лица с возрастом от 18 лет признаются инвалидами и им устанавливается группа инвалидности.

«Инвалидность» в детском возрасте можно определить, как «состояние стойкой социальной дезадаптации, обусловленное хроническими заболеваниями или патологическими состояниями, резко ограничивающими возможность включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы, в связи, с чем возникает необходимость в постоянном дополнительном уходе за ним, помощи или надзоре».

На конец 2010 года в России зарегистрировано около 595 тыс. детей-инвалидов в возрасте до 18 лет.

По данным Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, на 1 января 2011 года в Башкортостане зарегистрировано 332428 инвалидов, в том числе 14120 детей-инвалидов.

Снижавшиеся в 2008-2009 годах показатели детской инвалидности на современном этапе вновь стали расти: с 13 226 человек в 2009 году до 13 602 человек в 2010 году. Дети-инвалиды являются одним из источников количественного роста инвалидов среди взрослого населения, поэтому данный показатель существенен для планирования программных мероприятий

Основными причинами, способствующими инвалидности детей, являются

- высокий уровень хронических наследственных заболеваний родителей;

- болезни новорожденных, вызванные состоянием здоровья матери;

- запоздалое выявление болезней;

- неблагоприятные условия труда женщин;

- ухудшение экологической обстановки и многое другое.

Понятие семьи ребенка-инвалида в нашем обществе еще не институализировалось. В рамках государственно-правовой основы социальной защиты лиц с ограниченными возможностями, в том числе и семей с ребенком-инвалидом, сделано следующее:

1) закрепление прав детей-инвалидов в главных сферах жизнедеятельности в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка (Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ об образовании», Указ Президента РФ «О мерах по формированию доступной для инвалидов сферы жизнедеятельности», Федеральная программа «Дети России», Президентская программа «Дети Республики Башкортостан» на 2006-2010гг., включающая программу «Дети-инвалиды»;

2) разработаны меры по улучшению здоровья населения, в том числе детей-инвалидов, их физического, умственного, психического развития («Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан РФ», ФЗ «О социальной защите инвалидов», Федеральная программа «Социальная поддержка инвалидов», Послание Президента РФ парламенту «О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов» и др.;

3) определены через государственные и общественные институты системы компенсаций, в том числе семьям, имеющим детей-инвалидов (Указ Президента РФ «О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров», ФЗ «О социальной защите инвалидов», Указ Президента РФ «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами»).

Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.

Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения.

При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.

Материальное обеспечение инвалидов включает в себя денежные выплаты по различным основаниям в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.