Государственная политика в отношении неполных семей.
Одной из актуальных социальных проблем становится рост числа неполных семей, преимущественно материнского типа. Вопрос о неполных семьях актуален потому, что в них сосредоточена значительная часть того населения, у которого не сложились естественные, заложенные в самой природе семейно-брачных отношений условия жизни. Это дети, без отца (или матери), взрослые люди, не имеющие собственной семьи и продолжающие жить вместе с родителями. Такое положение не только усложняет большинству из них материальную сторону жизни, но и лишает их полноценной духовной жизни, которую могло бы дать счастливое супружество.
Неполная семья – малая группа с частичными, неполными связями, где нет традиционной системы отношений: мать – отец, отец – дети, дети – бабушки и дедушки. Такие семьи называют еще «материнскими», а женщину, воспитывающую ребенка (детей) без отца – «одинокая мать».
Переписи населения последних десятилетий фиксируют рост числа неполных семей в общей численности семей в России. Так, в 1979 г. доля неполных семей составляла 14,7%; в 1989 г.их стало уже 15,1%. Микроперепись 1994 г. выявила в составе всех российских семей 16,6% неполных, а по переписи 2002 г. одинокие матери (отцы) с несовершеннолетними детьми составляли основу 4,9 млн. частных домохозяйств с детьми и подростками (с другими родственниками и не родственниками или без них). Это почти четверть (23%) всех домохозяйств с детьми до 18 лет
Основными причинами увеличения неполных семей являются:
1) Увеличение количества разводов.
2) Увеличение количества рождений вне официально зарегистрированного брака.
Доля внебрачных рождений в общем числе рождений четвертый год подряд снижается со скоростью один процентный пункт в год. После того, как был достигнут исторический максимум в 2005 году (30%), в 2009 показатель снизился до 26%. Абсолютное число рождений вне зарегистрированного брака в 2009 году по сравнению с предыдущим годом также немного снизилось (на 1070 рождений) и составило 459,3 тыс. (рис.
Можно выделить 3категории женщин, решивших родить ребенка без мужа:
a) Матери, родившие ребенка без мужа сознательно.
b) Матери, родившие ребенка без мужа вынужденно.
c) Матери, усыновившие ребенка, без мужа.
Если раньше рождение внебрачных детей происходило в силу непредвиденных обстоятельств, то к концу XX в. – началу XXI в. все больше женщин рожают «вне брака» сознательно, чтобы реализовать свои потребности в материнстве.
Среди проблем неполных семей особенно острой предстает проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Сегодня в каждой пятой семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей. Неполная семья, как и любая семья, вообще, призвана выполнять такую важную функцию, как воспитательную.
Одна из проблем неполных семей – совмещение профессиональной и родительской ролей, что, при режиме полной занятости, существенно снижает время, которое могло бы быть использовано матерью для совместного времяпрепровождения с ребенком, минимизируя, таким образом, воспитательное внимание матери.
В неполных семьях остро стоит проблема надзора за детьми, потому женщина бывает вынуждена оставлять детей одних или малознакомым людям. Из-за стремления сохранить уровень материальной обеспеченности, что требует дополнительного времени и сил, матери приходится перекладывать исполнение воспитательной функции на других людей,лишая себя саму и своих детей возможности посвящать друг другу достаточное количество времени.
Неполнота семьи увеличивает риск того, что дети, выросшие в неполной семье, не смогут создать собственную полноценную семью. По различным оценкам от 38,5% до 63% матерей-глав неполных семей сами воспитывались в таких семьях. Потому, несмотря на огромное желание создать семью, гармоничное супружество таких детей в будущем часто не реализовывается.
Таким образом, издержки воспитания в неполной семье являются, прежде всего, следствием ограниченных материальных ресурсов и низкого социального статуса такой семьи и лишь косвенно связаны с отсутствием в ней второго супруга.
Наиболее общей формой помощи, которой пользуются практически все неполные семьи с несовершеннолетними детьми, является государственное ежемесячное пособие одиноким матерям (не состоящим в браке) на содержание и воспитание детей в размере минимальной заработной платы. Государственные пособия, установленные для одиноких матерей, назначаются и оплачиваются также вдовам, имеющим детей, но не получающим на них пенсии по случаю потери кормильца.
В Республике Башкортостан, начиная с 1992 года, ежегодно принимается Программа социальной поддержки населения Республики Башкортостан, которая предусматривает комплекс мер, осуществляемых за счет средств бюджета Республики Башкортостан, внебюджетных фондов, бюджетов муниципальных районов и городских округов.
В рамках данной Программы за счет средств бюджета Республики Башкортостан осуществляется выплата социального пособия определенным категориям малоимущих граждан. Порядок назначения и выплаты социального пособия утверждены постановлением Правительства Республики Башкортостан от 25 января 2008 года № 9 «О порядке оказания адресной социальной помощи населению в Республике Башкортостан» (с последующими изменениями).
В Республике Башкортостан его размер за последние пять лет выглядит следующим образом: 2006 год – 114,2 руб. (получатели – 19 338 человек), 2007 год – 123,17 руб. (получатели – 20 649 человек), 2008 год – 123,65 руб. (получатели – 18 680 человек), 2009 год – 124,04 руб. (получатели – 18 663 человека), 2010 год – 124,4 руб. (получатели – 17 101 человек).
Проблема устройства малышей в детские сады остается одной из наиболее острых и для родителей, и для властей в Уфе в очереди на получение долгожданной путевки стоят около 17 тысяч детей. Известно, что для решения проблемы существует два основных пути – строительство новых детских садов и возвращение в городскую систему дошкольного образования старых зданий, используемых не по назначению.
Частично решить проблему нехватки мест помогают новые формы организации дошкольного воспитания, предусмотренные для малышей, которые не посещают детские сады.
По данным Управления образования Уфы свыше 500 детей воспитываются в 47 группах кратковременного пребывания. Еще 101 дошколенок занимается в 33 группах семейного воспитания.
Кроме этого, многодетным и неполным малообеспеченным семьям, имеющим детей от 1,5 до трех лет и состоящим на учете в органах социальной защиты, выплачивается компенсация в размере трех тысяч рублей. На начало марта такой вид поддержки оказывается 1024 семьям. Также в Уфе работают шесть негосударственных дошкольных образовательных учреждений
Таким образом, в неполных семьях нарушается процесс воспитания и социализации детей, уменьшается уровень рождаемости из-за материальных трудностей, которые испытывают эти семьи. Таким семьям, несомненно, требуется помощь социальных служб и государства, так как появление монородительских семей тесно связано с материальными трудностями.
В планах правительства РБ также улучшить меры поддержки матерей-одиночек - предоставлять места в детских садах в первоочередном порядке. Сегодня очередность в республике составляет 11 тысяч детей.
- Технология социальной работы с семьей
- Научные классификации семей.
- Проблемы семей.
- Нормативно-правовая база службы социальной помощи семье
- Республика Башкортостан
- 1. Государственная политика Республики Башкортостан в отношении молодых семей.
- Государственная политика в отношении многодетных семей.
- Многодетные малоимущие семьи дополнительно пользуются следующими мерами государственной поддержки:
- Государственная политика в отношении малообеспеченных семей.
- Государственная политика в отношении неполных семей.
- Государственная политика в отношении семей с ребенком-инвалидом.
- Меры социальной поддержки
- 7. Обеспечение семей, имеющих детей-инвалидов, жилой площадью.
- Структура территориальной службы состоит из следующих специализированных территориальных центров:
- Цели деятельности специалиста по социальной работе с семьей: