logo
TekhSR_s_semyey_2

Технология социальной работы с семьей

Согласно выработанному экспертами ООН определению, "се­мья - это группа, состоящая из двух или большего числа совмест­но проживающих лиц, ведущих общее хозяйство с целью обеспече­ния продовольствием или другими предметами первой необходимос­ти и определенным образом связанных кровным родством, усынов­лением детей или брачными узами (включая гражданские браки)".

В любом обществе семья как уникальный исторический фено­мен имеет двойственный характер. С одной стороны, это социальный институт, с другой - малая группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития. Изначально семья была основным способом организации общества, характеризовалась как общность людей, объединенных единством жизненных ценностей, представ­лений, позиций во взаимоотношениях с обществом. С институтом семьи тесно связан институт брака.

Семья - своеобразная система поддержки прав каждого ее члена. Для выполнения этих функций большое значение имеют семейные и родственные связи, взаимодействие семейных групп. Семья обеспечивает своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность; заботу о малолетних, престарелых и больных; условия для социализации детей и молодежи.

Таким образом, 1) Семья - это основанная на браке и (или) кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным прожи­тием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связями и взаимными обязанностями по отношению друг к другу.

2) семьей называется социальный институт, т.е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания и т.д.

В качестве статистического (счетного) и юридического принимается определение семьи, данное в Законе “О прожиточном минимуме в Российской Федерации” 1997г. - “Семья” - лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство.

Из 41 млн. семьи с одним ребенком составляют 34%, с двумя детьми - 15%, а многодетные - и вовсе 2,7%. Оказалось, что почти 50% семей вообще не имеют детей. Таким образом, российская семья стала традиционно однодетной. Кроме того, ежегодно вне брака рождается более 400 тыс. детей, что составляет почти треть всех детей, рожденных за год, а «каждый седьмой ребенок воспитывается в неполной семье».

Именно семья стала самым первым объектом социальной работы. Мэри Ричмонд определяла семью как единицу, требующую постоянного внимания. В ее книге "Социальный диагноз" (1917) семья характеризовалась семью как единица, которую следует поддерживать и укреплять. "Семья как таковая, — писала она, — продолжает оставаться основным ин­ститутом, вокруг которого вращаются наши судьбы". Позднее (1930) Ричмонд предуп­реждала, что все положительные результаты, достигнутые в работе с отдельными клиента­ми, могут пойти насмарку, если социальные работники не будут принимать во внимание семью.

Первый профессиональный журнал на­зывался "Семья" (сейчас: "Социальная работа: решение конкретных проблем").

Следует различать понятие «семья» и «брак». Брак - это социально одобренные образцы повеления, с помощью которых двое людей составляют семью. Заключение брака предполагает не только совместное проживание, воспитание детей, но и множество других прав и обязанностей. При этом общество развивает свои образцы поведения в семье, они исторически обусловлены и имеют выраженную экономическую основу.

Основные функции семьи:

1. Репродуктивная — биологическое воспроизводство общества и одновременно удовлетворение индивидуальных потребностей в детях. Деторождение социально обусловлено. Одновременно это естественный биологический процесс продолжения жизни.

2. Воспитательная — обеспечение социализации личности подрастающего поколения, поддержание на определенном уровне культуры общества и удовлетворение индивидуальных потреб­ностей в контактах с детьми.

3. Экономическая — материальное обеспечение семьи, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных, использование материальных средств для удовлетворения инди­видуальных потребностей. Зависит от доходов семьи, характера потребностей, ценностных ориентации, сочетания общественных и личных интересов семьи.

4. Хозяйственно-бытовая — удовлетворение потребностей, вос­становление сил, поддержание здоровья, уход за детьми. Эта Ф.с. практически выполняется женщиной, что накладывает отпечаток на ее социальный статус.

5. Гедонистическая или сексуальная,

6. Эмоционального удовлетворения. Потребность человека в интимном общении, кто-то должен его выслушать, доверять, участвовать в его жизни.