Модель Уильяма Юри (конфликтологическая)
Конфликтология как наука в рамках западной научной парадигмы даже называется в чисто прикладном ключе — Анализ и разрешение конфликтов. Специалист по разрешению конфликтов обычно входит в любую крупную организацию - университет, больницу, фирму. Чтобы ярче показать особенности конфликтологии, мы остановимся лишь на одном из подходов, который вырос из задачи, поставленной бизнесом — уменьшить число забастовок на шахтах [567]. В США, как и у нас, шахтеры в принципе являются наиболее "бастующей" профессией, поэтому задача такого рода имеет значение как для них, так и для нас.
Современная конфликтология зиждется на постулате, что конфликт является вполне естественным делом. Это не нарушение нормы, а элемент нормы, поскольку только "мертвая" структура не имеет конфликтов. Негативные последствия несет не сам конфликт, а неправильное его разрешение. А разрешение конфликта — это, кстати, чисто коммуникативная проблема.
236
Какое разрешение конфликта правильно, а какое нет? В данной модели предлагается три уровня разрешения конфликтов — на уровне интересов, на уровне права и на уровне силы. Пример разрешения на уровне силы — это забастовка, война, драка. Это определение того, кто сильнее. На уровне права — это обращение в суд. Это выяснение — кто же прав. "Интересы — это потребности, желания, заинтересованности, страхи — вещи, которые нас заботят или волнуют. Они предопределяют человеческие позиции — реальные вещи, о которых люди говорят, что хотят их" [567, р. 5].
Как определить, какой уровень разрешения конфликта лучше? Авторы задают несколько критериев, таких как стоимость, удовлетворенность результатами, влияние на отношения, повторяемость. Например, в случае забастовки в критерий стоимости входит потеря зарплаты со стороны шахтеров, а для руководства шахты — это потеря прибыли. В целом разрешение на уровне интересов признается более эффективным, чем разрешение на уровне права или силы. Разрешение на уровне силы очень дорого, поскольку требует большого объема ресурсов. Уровень силы также не является долговременным: силовое воздействие все равно надо будет время от времени проявлять и в дальнейшем. Уровень права также признается дорогим, поскольку он включает дорогостоящие юридические процедуры. Они безусловно требуют времени, что несомненно является ценным ресурсом. Результаты разрешения на этом уровне, однако, не всегда удовлетворяют стороны, поскольку юридически правильное решение часто не считается справедливым. "Суммируя, отметим, что фокус на интересах сравнительно с фокусом на правах или силе производит большую удовлетворенность результатами, лучшие рабочие отношения и меньшую повторяемость, а также обходится дешевле" [567, р. 14].
Эффективная система разрешения конфликтов, по мнению авторов, должна базироваться на следующих принципах:
1. Быть сфокусированной на интересах:
- переговоры должны начинаться как можно раньше,
237
- должна быть продумана система переговоров,
- переговоры должны носить многоступенчатый характер, поднимаясь все выше и выше,
- повышена мотивация.
2. В систему должны быть встроены возможности возврата к переговорному состоянию.
3. Предоставлять более дешевые процедуры определения прав или определения того, кто сильнее.
4. Консультации должны предварять переговоры, а после переговоров должна вступать в действие обратная связь.
5. Располагайте процедуры в последовательности от дешевых к дорогим.
6. Предоставляйте необходимую мотивацию и ресурсы.
Все эти правила покоятся на конкретных основаниях. К примеру, было установлено, что там, где менеджеры проводят больше времени в шахтах, забастовок меньше. Менеджер, который доступен любому, может разрешать конфликты на более ранних ступенях.
Разрешение конфликта — коммуникативная процедура. Современная наука занята поиском наиболее эффективных процессов таких процедур. Идеи У. Юри развиваются в книге Томаса Крама "Управление энергией конфликта" [238], где для разрешения конфликтов предлагается использовать принципы айкидо.
- Георгий Почепцов теория коммуникации
- Содержание
- Глава 2.
- Глава 3. Виды коммуникации .......................... 293
- Глава 4. Методы анализа массовой коммуникации .............. 375
- Глава 5 ......................................................... 402
- Глава 6. Коммуникации в сфере паблик рилейшнз ................. 447
- Глава 7. Кризисные коммуникации ................. 485
- Глава 8. Анализ коммуникации в других областях ............... 533
- Глава 9. Международные коммуникации .............................. 567
- Введение
- Глава первая коммуникация в структуре человеческой цивилизации коммуникация как процесс
- Изменение роли коммуникации в информационном обществе
- Общие характеристики коммуникации
- Модель коммуникации с точки зрения паблик рилейшнз, рекламы и пропаганды
- Социологические и психологические модели коммуникации
- Двухступенчатая модель коммуникации
- Спираль молчания. Эффект оркестрового вагона. Сдвиг последней минуты
- Диффузная теория
- Модель привратника
- Структура новости
- Метафора
- Семиотические модели коммуникации
- Модель Романа Якобсона
- Модель Юрия Лотмана
- Модель Умберто Эко
- Семиотические модели рекламы
- Модели психотерапевтической коммуникации
- Нейролингвистическое программирование
- Метафора и анекдот - чтобы она встречала клиента в его модели мира
- Психоанализ
- Модель Фрейда
- Модель Юнга
- Модель Лакана
- Групповая психотерапия
- Психодрама
- Группы встреч
- Модели мифологической коммуникации
- Модель Клода Леви-Строса
- Модель Ролана Барта
- Модель Карла Густава Юнга
- Модель Бронислава Малиновского
- Модели аргументирующей коммуникации
- Модели пропагандистской коммуникации
- Управление коммуникативными процессами
- Литературные иллюстрации коммуникативных закономерностей
- Повторяемость
- Точка зрения
- Зависимость объекта от его имени
- Разрешенность/запрещенность тем
- Коммуникативность молчания
- Глава вторая прикладные модели коммуникации коммуникация в решении специальных задач
- Модели коммуникации в других областях гуманитарного знания
- Модель Антонио Грамши (марксистская)
- Модель Виктора Шкловского (литературная)
- Модель Николая Евреинова (театральная)
- Модель Густава Шпета (герменевтическая)
- Модель Владимире Проппе (фольклорная)
- Модель Михаила Бахтина (культурологическая)
- Модель Чарльза Морриса (прагматическая)
- Модель Цветана Тодорова (нарративная)
- Модель Пьера Бурдье (социологическая)
- Модель Поля Грайса (прагматическая)
- Модель Петра Ершова (театральная)
- Модель Александра Пятигорского (текстовая)
- Модель Мишеля Фуко (философская)
- Модель Йохана Хейзинга (игровая)
- Модель Клода Леви-Строса (антропологическая)
- Модель Жана Бодрийяра (вещественная)
- Модель Жака Деррида (деконструктивистская)
- Модель Жиля Делеза (постструктуралистская)
- Модель Марселя Mоcca (антропологическая)
- Прикладные модели коммуникации
- Модель Клода Шеннона (математическая)
- Модель Норберта Винера (кибернетическая)
- Модель Теодора Ньюкомба (социально-психологическая)
- Модель Оле Хольсти (модель контент-анализа)
- Модель Вашингтона Плэтта (разведывательная)
- Модель Уильяма Юри (конфликтологическая)
- Модели массовой коммуникации
- Модели коммуникации в массовой культуре
- Психологические войны
- Пропагандистские кампании
- Глава третья виды коммуникации коммуникативное пространство
- Визуальная коммуникация
- Вербальная коммуникация
- Перформансная коммуникация
- Мифологическая коммуникация
- Художественная коммуникация
- Взаимодействие мифологических, политических, литературных, культурных сообщений в рамках коммуникативного пространства
- Масс-медиа
- Телевидение
- Литература
- Советский миф
- Постсоветский миф
- Глава четвертая. Методы анализа массовой коммуникации контент-анализ
- Пропагандистский анализ
- Анализ слухов
- Глава 5. Методы анализа текстов политических лидеров модели лидеров по винтеру
- Соответствие лидера и ситуации
- Психологический анализ
- Когнитивное картирование и операционное кодирование
- Нарративный анализ
- Двухфакторный вариант контент-анализа
- Ролевой анализ
- Глава 6. Коммуникации в сфере паблик рилейшнз паблик рилейшнз как коммуникативная дисциплина
- Коммуникативная кампания в области паблик рилейшнз
- Взаимоотношения со средствами массовой коммуникации
- Написание речей
- Глава 7. Кризисные коммуникации кризисные коммуникации в паблик рилейшнз
- Особенности кризисных коммуникаций
- Механизмы коммуникативного воздействия в условиях кризисных ситуаций
- 1. Порождение информации,
- 2. Блокирование информации.
- Коммуникативные механизмы воздействия
- Кризисные коммуникации в чернобыльской ситуации
- Глава 8. Анализ коммуникации в других областях коммуникативный базис современных избирательных кампаний
- Мотивационный анализ в рекламе
- Коммуникация в теории принятия решений
- Коммуникация как составляющая национальной безопасности
- Глава 9. Международные коммуникации международные коммуникации как объект исследования
- Международные коммуникативные потоки
- Теория переговоров
- Опыт фбр в переговорах с террористами
- Принудительная дипломатия
- Межкультурная коммуникация
- Литература
- Приложение 1 учебная программа курса "теория коммуникации"
- Литература
- Приложение 2 тематика курсовых работ
- Заключение
- Об авторе