Литература
Сталин не зря называл писателей "инженерами человеческих душ". Литературные тексты были самым главным средством воздействия на протяжении тысячелетий. И они тоже строятся на существовании определенных силовых мифологических линий, проводя читателя по некоторым из них. Возьмем для анализа мифологем "агиографические" рассказы В. Бонч-Бруевича о Ленине: "Общество чистых тарелок" и "На елке в школе". Пропагандистской задачей этих текстов был показ образа Ленина "в человеческом обличье". Это, кстати, достаточно сложный вариант задачи, поскольку пропагандистские механизмы уже создали образ Ленина в качестве бронзового памятника, где полностью отсутствуют индивидуальные черты. Тексты такого рода (как и тексты М. Зощенко) строят принципиально правильный образ вождя, здесь не может быть не выверенных слов или поступков. Все они работают на создание одного образа. Столь же принципиально в рассказах В. Бонч-Бруевича отсутствует Ленин-революционер или Ленин-строитель нового государства, две типичных реализации для взрослой аудитории.
"Общество чистых тарелок" вступает в некоторое противоречие с фактической основой рассказа "На елке в школе". В одном случае Ленин придумывает мифическое общество, чтобы заставить детей доедать до конца. Во
367
втором — подчеркивается полное отсутствие в тот период продуктов. "Все, что могло, правительство отправляло на фронт. В городах продуктов было мало. Кое-как, понемножку, купили мы в складчину все, что нашли для детишек, и отправили в школу, чтобы дети вместе с учительницей приготовили елку". Предположительно разное время событий в этих двух рассказах для читателя все равно является одним и тем же.
Дети представлены в рассказах вне взрослых, единственным взрослым для них становится сам Ленин, соответственно принимая на себя роль всеобщего отца. И хотя отцу дозволены поступки как поощряющие ребенка, так и наказывающие его, здесь представлены только позитивные характеристики. Они доводятся в ряде случаев до абсурда, как в завершающем абзаце последнего рассказа:
"Праздник получился чудесный, и после него дети писали Владимиру Ильичу письма. А он, хотя был очень занят, всегда отвечал им немедленно".
Или такой пример:
"Владимир Ильич быстро узнал имена детей, и надо было удивляться, что он их не путал, а все запомнил".
Индивидуальная аксиоматика этих рассказов иллюстрируется и таким реальным предложением в одном из них:
"Владимир Ильич очень любил детей". Кстати, ни в одном из них нет упоминания о Н. Крупской. То есть систематика реализуется в очень четко суженном контексте. Поэтому частично читается не как описание события, а как явление метауровня. Например: "Владимир Ильич углубился в их дела, да так, как будто бы всю жизнь только и делал, что занимался со школьниками". По этой причине текст часто пишется В. Бонч-Бруевичем как бы несколько канцелярским стилем. Например:
"Дружным хором звонких голосов провожали нас дети, просили приезжать к ним еще и еще.
Владимир Ильич тепло простился со своими маленькими друзьями и учителями школы".
368
Здесь "канцеляризм конструкций" (типа "тепло простился") спасает только лексическая индивидуализация ("хор звонких голосов" или "свои маленькие друзья").
Одновременно есть ряд моментов, которые достаточно уверенно строят необходимую аксиоматику:
"После игры завязалась беседа. Дети говорили с ним просто, и не чувствовалось никакого стеснения. Он уже был для них своим человеком. Они отбили его от взрослых".
После этого следует описание, представляющее Ленина почти в духе бога Саваофа:
"Потащили его с собой пить чай и наперебой угощали, накладывали ему варенья, и решительно все хотели что-нибудь для него сделать. А он раздавал для них грецкие орехи, наливал чай из горячих стаканов и ласково следил за всеми, точно все они были его семьей, всех оделяя сладостями".
Этот несколько слащавый образ эксплуатирует ту самую важную мифологему, которая затем реализовывалась в образе Сталина. Это всезнание, забота о каждом.
Книжка открывается картиной А. Суворовой "В.И. Ленин в Горках с детьми". На ней Ленин сидит на лавке в парке, положив руку на плечо сидящей рядом девочки, которая, в свою очередь, двумя руками прижимает к себе кота. Перед ними стоит мальчик, читающий книгу. Ленин и девочка внимательно слушают его. А на лавке рядом с Лениным лежит раскрытая толстая книга, которую, вероятно, он отложил, чтобы послушать мальчика. Ленин одновременно смотрит и на мальчика и как-то в даль. Он сидит в непринужденной позе, заложив ногу на ногу (довольно непривычно — левую на правую). Вторая рука даже лежит в кармане — вызывая в памяти известные агиографические образы. Он и одет в костюм привычного вида с жилеткой, перенесенный из взрослой агиографии в детскую. В картине как бы два центра: зрители смотрят на Ленина, а Ленин с девочкой на читающего мальчика. Так что в результате зритель неизбежно также останавливает свой взгляд на мальчике. Эта идиллия, конечно, вводит единую интерпретацию похожую на
369
описанную выше. Здесь только добавлена взрослая линия. Косвенно, мы все равно обращаем внимание на отложенную взрослую книгу и официальный костюм-тройку Ленина. И думать при этом Ленин не обязательно должен о детских проблемах, картина годится и для взрослой аудитории, поскольку для нее также оставлено энное число указателей.
Заметим, что в этой серии есть и третий рассказ (хотя он и открывает сборник — см. Бонч-Бруевич В. Ленин и дети. М.: Детгиз, 1960) — "Кот Васька", который практически не остается в памяти. Интересно проследить в чем причина неудачи этого рассказа как агиографического произведения. В нем, во-первых, нет метаотсылок, позволяющих понимать данный текст как агиографический, как бы предопределяющий его понимание. Во-вторых, Ленин в нем не социален. Конечно, он проявляет человеческие качества, играя с котом. Но, оказывается, чисто человеческих качеств еще недостаточно для создания нужной мифологии. Необходимо совместить их с определенными метахарактеристиками. Только те человеческие характеристики представляют интерес, которые работают на нужный образ. Реально нас интересуют не просто характеристики, а знаки-характеристики, отсылающие нас к другим ситуациям, признанными значимыми.
Мифологема должна приводить к разрыву существующих норм. Ведь в мифе перед нами всегда проходит экстраординарное событие. К примеру, нацистская пропаганда возвеличивала мотив смерти — это необычное событие, к которому не может в обычной ситуации стремиться человек. Получается, что миф, делая целью смерть, выносит социальные цели на уровень выше целей биологического порядка. В этой же плоскости необходимо рассматривать и образ Зои Космодемьянской, идущей босиком по снегу. И идет она навстречу смерти. Еще Аристотель в свое время писал о характеристике "мужественность": "В собственном значении слова, мужественным называется тот, кто безбоязненно идет на встречу прекрасной смерти и всем обстоятельствам, ведущим к
370
непосредственной смерти, а таковые встречаются чаще всего на войне" [396, с. 51].
Литературное сообщение может фиксировать в социальной памяти некоторые мифологические сообщения и содержащийся в них разрыв с определенными нормами. Политика также имеет существенный коммуникативный компонент. Подобная коммуникация имеет интенсивный и агрессивный характер, ведущий к изменению общественного мнения в пользу тех или иных решений, носящих скорее не долговременный, а кратковременный характер, когда реакция реципиента необходима сразу же.
- Георгий Почепцов теория коммуникации
- Содержание
- Глава 2.
- Глава 3. Виды коммуникации .......................... 293
- Глава 4. Методы анализа массовой коммуникации .............. 375
- Глава 5 ......................................................... 402
- Глава 6. Коммуникации в сфере паблик рилейшнз ................. 447
- Глава 7. Кризисные коммуникации ................. 485
- Глава 8. Анализ коммуникации в других областях ............... 533
- Глава 9. Международные коммуникации .............................. 567
- Введение
- Глава первая коммуникация в структуре человеческой цивилизации коммуникация как процесс
- Изменение роли коммуникации в информационном обществе
- Общие характеристики коммуникации
- Модель коммуникации с точки зрения паблик рилейшнз, рекламы и пропаганды
- Социологические и психологические модели коммуникации
- Двухступенчатая модель коммуникации
- Спираль молчания. Эффект оркестрового вагона. Сдвиг последней минуты
- Диффузная теория
- Модель привратника
- Структура новости
- Метафора
- Семиотические модели коммуникации
- Модель Романа Якобсона
- Модель Юрия Лотмана
- Модель Умберто Эко
- Семиотические модели рекламы
- Модели психотерапевтической коммуникации
- Нейролингвистическое программирование
- Метафора и анекдот - чтобы она встречала клиента в его модели мира
- Психоанализ
- Модель Фрейда
- Модель Юнга
- Модель Лакана
- Групповая психотерапия
- Психодрама
- Группы встреч
- Модели мифологической коммуникации
- Модель Клода Леви-Строса
- Модель Ролана Барта
- Модель Карла Густава Юнга
- Модель Бронислава Малиновского
- Модели аргументирующей коммуникации
- Модели пропагандистской коммуникации
- Управление коммуникативными процессами
- Литературные иллюстрации коммуникативных закономерностей
- Повторяемость
- Точка зрения
- Зависимость объекта от его имени
- Разрешенность/запрещенность тем
- Коммуникативность молчания
- Глава вторая прикладные модели коммуникации коммуникация в решении специальных задач
- Модели коммуникации в других областях гуманитарного знания
- Модель Антонио Грамши (марксистская)
- Модель Виктора Шкловского (литературная)
- Модель Николая Евреинова (театральная)
- Модель Густава Шпета (герменевтическая)
- Модель Владимире Проппе (фольклорная)
- Модель Михаила Бахтина (культурологическая)
- Модель Чарльза Морриса (прагматическая)
- Модель Цветана Тодорова (нарративная)
- Модель Пьера Бурдье (социологическая)
- Модель Поля Грайса (прагматическая)
- Модель Петра Ершова (театральная)
- Модель Александра Пятигорского (текстовая)
- Модель Мишеля Фуко (философская)
- Модель Йохана Хейзинга (игровая)
- Модель Клода Леви-Строса (антропологическая)
- Модель Жана Бодрийяра (вещественная)
- Модель Жака Деррида (деконструктивистская)
- Модель Жиля Делеза (постструктуралистская)
- Модель Марселя Mоcca (антропологическая)
- Прикладные модели коммуникации
- Модель Клода Шеннона (математическая)
- Модель Норберта Винера (кибернетическая)
- Модель Теодора Ньюкомба (социально-психологическая)
- Модель Оле Хольсти (модель контент-анализа)
- Модель Вашингтона Плэтта (разведывательная)
- Модель Уильяма Юри (конфликтологическая)
- Модели массовой коммуникации
- Модели коммуникации в массовой культуре
- Психологические войны
- Пропагандистские кампании
- Глава третья виды коммуникации коммуникативное пространство
- Визуальная коммуникация
- Вербальная коммуникация
- Перформансная коммуникация
- Мифологическая коммуникация
- Художественная коммуникация
- Взаимодействие мифологических, политических, литературных, культурных сообщений в рамках коммуникативного пространства
- Масс-медиа
- Телевидение
- Литература
- Советский миф
- Постсоветский миф
- Глава четвертая. Методы анализа массовой коммуникации контент-анализ
- Пропагандистский анализ
- Анализ слухов
- Глава 5. Методы анализа текстов политических лидеров модели лидеров по винтеру
- Соответствие лидера и ситуации
- Психологический анализ
- Когнитивное картирование и операционное кодирование
- Нарративный анализ
- Двухфакторный вариант контент-анализа
- Ролевой анализ
- Глава 6. Коммуникации в сфере паблик рилейшнз паблик рилейшнз как коммуникативная дисциплина
- Коммуникативная кампания в области паблик рилейшнз
- Взаимоотношения со средствами массовой коммуникации
- Написание речей
- Глава 7. Кризисные коммуникации кризисные коммуникации в паблик рилейшнз
- Особенности кризисных коммуникаций
- Механизмы коммуникативного воздействия в условиях кризисных ситуаций
- 1. Порождение информации,
- 2. Блокирование информации.
- Коммуникативные механизмы воздействия
- Кризисные коммуникации в чернобыльской ситуации
- Глава 8. Анализ коммуникации в других областях коммуникативный базис современных избирательных кампаний
- Мотивационный анализ в рекламе
- Коммуникация в теории принятия решений
- Коммуникация как составляющая национальной безопасности
- Глава 9. Международные коммуникации международные коммуникации как объект исследования
- Международные коммуникативные потоки
- Теория переговоров
- Опыт фбр в переговорах с террористами
- Принудительная дипломатия
- Межкультурная коммуникация
- Литература
- Приложение 1 учебная программа курса "теория коммуникации"
- Литература
- Приложение 2 тематика курсовых работ
- Заключение
- Об авторе