Пояснительная записка
Программа комплексного государственного экзамена по специальности 350 500 (040101.65) - «Социальная работа» разработана на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 350 500 (040101.65) - «Социальная работа» и рекомендаций, разработанных УМО вузов Российской Федерации, а также основной образовательной программе подготовки выпускника по специальности 350 500 (040101.65) - «Социальная работа».
Цель данной программы – помочь студентам в подготовке к междисциплинарному государственному экзамену по специальности и определить уровень теоретической и практической подготовки специалиста социальной работы, его способности к выполнению профессиональных задач.
Вопросы, выносимые на аттестационные испытания, по содержанию охватывают весь объем общепрофессиональных и специальных дисциплин и носят обобщающий характер.
Содержание предлагаемой программы отличается комплексным, интегративным подходом к рассмотрению социальных проблем, с которыми сталкивается современное общество. Программа включает в себя знания понятийно-категориального аппарата по социальной работе, современные методы и технологии оказания помощи человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию.
В соответствии с квалификационными требованиями специалист должен знать:
* основные этапы и тенденции становления социальной работы как социального института в России и за рубежом;
* понятия и категории, принципы и закономерности, формы и уровни социальной работы, специфику познания, прогнозирования и проектирования социальной работы;
* сущность, содержание, инструментарий, методы и виды технологий социальной работы в различных сферах жизнедеятельности и с различными лицами и группами населения;
* профессионально-этические, организационно-управленческие и экономические основы и проблемы социальной работы;
* основы психологии, виды и технологии психосоциальной работы;
* основы педагогической теории и деятельности, основные формы и методы социально-педагогической работы в социальных учреждениях и службах;
*основы социальной медицины;
*основы правового обеспечения социальной работы;
Специалист должен изучить опыт:
*практической работы в организациях и службах социальной защиты и обслуживания населения в различных сферах жизнедеятельности и с различными лицами и группами населения;
* организации и управления в социальных учреждениях и службах;
* получения и обработки информации о системе социальной работы;
* проведения анализа и мониторинга состояния и развития объектов социальной работы;
* участия в исследовательско-аналитической работе соответствующего уровня;
* организации и проведения психосоциальной, социально-педагогической и социально-медицинской работы.
Специалист должен владеть:
* основными методами социальной работы с отдельными лицами и различными группами населения;
* основными методами рациональной организации труда, принятия управленческих решений в учреждениях и службах социальной работы;
* методикой координации непосредственной контактной социальной работы, проведения консультационных и профилактических мероприятий с объектами социальной работы;
* методами проведения аналитической, прогнозно-экспертной и мониторинговой работы;
* основными методами психолого-педагогической деятельности;
* методами образовательно-воспитательной работы в социальных учреждениях и службах;
* основными профессиональными технологиями в органах и учреждениях социальной работы.
критерии оценки
Оценки «отлично» (5) заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое знание учебного программного материала, самостоятельно выполнивший все предусмотренные программой задания, глубоко усвоивший основную литературу и изучивший дополнительную литературу, рекомендованную программой, активно работавший на практических и семинарских занятиях, показавший систематический характер знаний по дисциплине, достаточный для дальнейшей учебы, а также способность к их самостоятельному пополнению, ответ отличается точностью использованных терминов, материал излагается последовательно и логично, не допускающий в ответе существенных неточностей и ошибок.
Оценки «хорошо» (4) заслуживает студент, обнаруживший достаточно полное знание учебно-программного материала, не допускающий при ответе существенных неточностей, самостоятельно выполнивший основные предусмотренные программой задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную программой, отличавшийся достаточной активностью на практических (семинарских) и лабораторных занятиях, показавший систематический характер знаний по дисциплине, достаточный для дальнейшей учебы.
Оценки «удовлетворительно» (3) заслуживает студент, обнаруживший знание основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, не отличавшийся активностью на практических (семинарских) и лабораторных занятиях, самостоятельно выполнивший основные предусмотренные программой задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную программой, однако допустивший некоторые погрешности при их выполнении и в ответе на экзамене, но обладающий необходимыми знаниями для устранения под руководством преподавателя допущенных ошибок и пробелов знаний.
Оценка «неудовлетворительно» (2) выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях или отсутствие знаний по значительной части основного учебно-программного материала, не выполнившему самостоятельно предусмотренные программой основные задания, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, не отработавшему основные практические и семинарские занятия, допускающему существенные ошибки при ответе, и который не может продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
- Министерство образования и науки российской федерации
- Содержание
- Пояснительная записка
- Содержание программы
- Цикл общепрофессиональных дисциплин
- Теория социальной работы
- Эволюция теоретических представлений о социальной работе.
- Литература:
- Технология социальной работы
- Сущность, структура технологического процесса в социальной работе. Характеристика этапов технологического процесса.
- Основные аспекты социальной работы в системе здравоохранения.
- Литература:
- Правовое обеспечение социальной работы
- Литература:
- История социальной работы
- Литература:
- Конфликтология в системе социальной работы
- Литература:
- Профессионально-этические основы социальной работы. Профессионально-этические требования к специалисту социальной работы.
- Литература:
- Экономические основы социальной работы
- Социальное проектирование в практике социальной работы. Социальные проекты и программы
- Литература:
- Социальная политика
- Социальное страхование: сущность и структура.
- Литература:
- Организация, управление, администрирование в социальной работе
- Система управления социальной работой в Российской Федерации.
- Литература:
- Пенсионное обеспечение
- Литература:
- Цикл специальных дисциплин Социальная геронтология
- Методика исследований в социальной работе
- Опыт организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций.
- Литература:
- Литература:
- Содержание и методика психосоциальной работы в практике социальной работы
- Литература:
- Вопросы к госэкзамену
- Примерная тематика выпускных квалификационных работ
- Методические рекомендации по подготовке и защите выпускной квалификационной работы
- Приложения
- Образец заявления
- Образец оформления титульного листа вкр
- Курск 2011
- Образец оформления рецензии на выпускную квалификационную работу российский государственный социальный университет
- Требования к оформлению библиографического аппарата.