1. Машиностроение и металлургический комплекс
Автомобилестроение
Автомобильная промышленность является одной из важных отраслей промышленности России. Численность работающих в ней составляет 4,6 процента всех занятых в промышленности в целом и 13 процентов числа работников в машиностроении. Автомобильная промышленность дает 3,8 процента объемов промышленного производства и 23 процента объемов машиностроения.
Автомобилестроительный комплекс входит в число основных перерабатывающих отраслей округа и занимает лидирующие в стране позиции по производству грузовых автомобилей - 89,3 процента, автобусов - 91,8 процента, легковых автомобилей - 59 процентов, автомобильных двигателей - 81,7 процента. Крупнейшие предприятия автомобилестроительного комплекса Приволжского федерального округа расположены в гг. Тольятти, Самаре, Набережные Челны, Нижний Новгород, Ижевске и Ульяновске. В автомобильной отрасли округа занято более 1 млн. человек.
Автомобильные заводы в гг. Тольятти и Набережные Челны созданы как самодостаточные полномасштабные комплексные производства, включающие в себя полный цикл всех технологических переделов (от первичной обработки сырья и материалов до конечного продукта), и являются градообразующими. Реструктуризация данных заводов напрямую сопряжена с обеспечением социальной стабильности в соответствующих субъектах Российской Федерации.
Автомобильное производство в Приволжском федеральном округе характеризуется наличием изношенной производственно-технологической базы, ограниченными источниками инвестиций, нехваткой современных технологий, высокой энергоемкостью производства, низкой производительностью труда, недостаточностью масштабов выпускаемых автомобильных платформ и моделей, гибкости производства и профессионального менеджмента, включая неэффективную систему продаж.
Ухудшение конкурентных позиций традиционных российских автомобилей выражается, в частности, в постепенном сближении их цен с ценами на зарубежные аналоги при сохранении низкого качества.
Наиболее явно эти проблемы проявились на автомобилестроительном предприятии в Самарской области, производственные мощности которого составляют около 1 млн. автомобилей в год. При этом сходящая с конвейера продукция не отвечает современным техническим стандартам.
Доля автомобильной промышленности в приросте производства наиболее динамично развивающихся секторов экономики в десятилетней перспективе должна составить 12 - 15 процентов. Кроме того, полное замещение внутреннего производства автомобилей импортом эквивалентно потере 8 - 10 процентов валового внутреннего продукта, а также утраты одного из высокотехнологичных производств. Эти факторы определяют основную цель автомобильной промышленности - безусловное ее сохранение и ускоренное, интенсивное развитие, направленное на обеспечение потребностей транспортного комплекса страны, включая личные потребности граждан, за счет внутреннего производства конкурентоспособной автомобильной техники, отвечающей международным требованиям по безопасности, экологическим характеристикам и экономичности.
Основными задачами развития автомобилестроения являются:
организационная, технологическая и кадровая модернизация с привлечением стратегических инвесторов при условии использования новейших производственных технологий;
модернизация производства компонентной базы. Приволжские автомобильные заводы способны обеспечить достаточные объемы производства для того, чтобы крупные производства автокомпонентов стали рентабельными;
реализация крупных инвестиционных проектов, связанных с совершенствованием технологических процессов в автомобильной промышленности;
создание новых сборочных производств с использованием современных технологий ведущих зарубежных компаний;
создание и организация производства 4- и 6-цилиндровых двигателей, в том числе двигателей класса Евро-4, Евро-5, широкого модельного ряда механических и автоматизированных коробок передач, в том числе 6- и 9-ступенчатых;
создание семейства грузовых автомобилей нового поколения и семейства полноприводных многоцелевых автомобилей, а также организация производства пожарной, коммунальной и другой специальной техники;
развитие международной кооперации, привлечение стратегических инвесторов в производство комплектующих на территории округа;
построение современной, отвечающей мировым требованиям системы продаж и сервисного гарантийного обслуживания.
Одним из основных направлений развития отечественного автомобилестроения должно стать массовое внедрение в процесс производства конечной продукции новейших технологий, освоение производства широкой номенклатуры отечественных автокомпонентов, а также реализация крупных инвестиционных проектов в сфере автомобилестроения и производства автокомпонентов, в том числе с привлечением иностранных партнеров, на площадках существующих (Республика Татарстан) и создаваемых (Самарская область) особых экономических зон промышленно-производственного типа.
Будет продолжена государственная поддержка автомобильной промышленности путем увеличения объемов государственных закупок автомобильной техники, проведения эксперимента по утилизации легковых автомобилей, субсидирования процентных ставок на приобретение легковых автомобилей и технологическое перевооружение, увеличения уставных капиталов стратегических предприятий.
Рост объемов производства может быть обусловлен реализацией дополнительных проектов по стимулированию обновления российского автомобильного парка (в том числе в рамках реализации механизма по утилизации грузовых автомобилей и автобусов), совершенствованием механизмов реализации проектов по промышленной сборке в части повышения уровня локализации совместных предприятий, интенсификацией процессов организации на территории Российской Федерации производства автомобильных комплектующих.
Результатом развития автомобильной промышленности Приволжского федерального округа явится создание современной конкурентоспособной автомобильной отрасли, призванной решить проблему обеспечения автотранспортного комплекса страны конкурентоспособной продукцией отечественного производства, соответствующей современным требованиям по безопасности, экологии и энергоэффективности на долгосрочную перспективу.
Объем производства крупнейшего производителя легковых автомобилей, расположенного в Самарской области, планируется увеличить в 3 раза - с 400 тыс. в 2010 году до 1,2 млн. к 2020 году. Производительность труда планируется увеличить на 39 процентов к 2020 году по сравнению с 2010 годом.
Авиастроение
Авиастроительными предприятиями Приволжского федерального округа в 2001 - 2009 годах было выпущено 49 гражданских самолетов (без легких) и 478 гражданских вертолетов, что составило 55,7 процента количества всех выпущенных предприятиями авиационной промышленности гражданских самолетов и 57,3 процента выпущенных гражданских вертолетов.
На территории Приволжского федерального округа сосредоточен крупнейший в стране комплекс из 64 предприятий, на которых занято более 80 тыс. работающих, 6 высших и средних учебных заведений авиастроительной направленности. По своей специализации они обеспечивают полный цикл авиастроения, включая фундаментальные и прикладные исследования, разработку, производство летательных аппаратов, авиационных тренажеров, поддержку эксплуатации и утилизации, образовательный процесс.
В Республике Башкортостан, Республике Татарстан и Оренбургской области выпускаются вертолеты семейства "Ка" и "Ми", в которых используются агрегаты и комплектующие, изготовленные на предприятиях гг. Перми, Уфы, Ульяновска, Чебоксары и Энгельса.
Авиастроение Нижегородской области представлено 9 предприятиями и организациями, обладающими высоким научным и производственным потенциалом. Предприятиями Нижегородской области производится авиационная техника военного (самолеты семейства "МиГ") и гражданского назначения, запущен в серийное производство новый учебно-боевой самолет Як-130, разрабатываются и производятся гидроцилиндры, шасси и компоненты шасси летательных аппаратов всех типов.
В г. Ульяновске расположены предприятия, на которых осуществляется серийный выпуск магистральных пассажирских самолетов Ту-204, а также предприятия, производящие авионику для различных типов воздушных судов.
В предыдущие годы появилось множество проблем и факторов, препятствующих успешному развитию предприятий отрасли. К их числу можно отнести недозагрузку имеющихся производственных мощностей, износ оборудования, дефицит квалифицированных кадров и финансовых ресурсов, низкую рентабельность производства, а также устаревшую систему управления предприятиями.
Необходимо принятие ряда мер по оздоровлению и повышению эффективности работы предприятий авиастроительной отрасли. Авиационная промышленность требует организационной, технологической и кадровой модернизации.
Одной из перспективных форм развития авиационной промышленности Приволжского федерального округа является создание авиастроительного кластера, а также кластера по созданию авиационных двигателей нового поколения как для гражданской, так и для военной авиации, способных существенно увеличить скорость и экономическую эффективность эксплуатации летательных аппаратов.
Основной научной базой создания таких кластеров являются государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П.Королева" и институт авиационного двигателестроения и газотурбинных технологий на базе государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Пермский государственный технический университет", в отношении которых установлена категория "национальный исследовательский университет".
Пермскими предприятиями разработаны и производятся новые авиационные двигатели ПС-90 для гражданской авиации и их модификации, в том числе ПС-90А2. Ряд пермских предприятий входит в число лидеров по применению современных композиционных материалов в авиационных двигателях.
Предприятия авиапрома, расположенные в округе, продолжат участие в реализации проекта нового десятилетия по созданию семейства магистральных пассажирских самолетов МС-21.
В Ульяновской области реализуется проект по развитию авиационного кластера, объединяющего предприятия по производству и ремонтному обслуживанию самолетов, разработке и производству различных агрегатов для авиационных заводов и аэродромного оборудования, прикладным исследованиям и разработкам в конструировании узлов летательных аппаратов и в создании новых материалов и технологических процессов, а также высшие и средние специальные образовательные учреждения.
Создание в г. Кирове участка крупногабаритного магниевого литья и проведение технологического перевооружения мощностей литейного производства до уровня технологического центра по литью позволит создать мощности по изготовлению крупногабаритного магниевого и алюминиевого литья для нужд оборонной и авиационной промышленности Российской Федерации на высоком научно-техническом уровне с использованием передовых технологий, обеспечивающих снижение себестоимости выпускаемой предприятиями продукции.
На базе международного аэропорта Ульяновск-Восточный планируется создание особой экономической зоны портового типа, резидентами которой будут осуществляться ремонт, техническое обслуживание, модернизация авиационной техники, производство авиакомплектующих, предоставляться аэропортовые и транспортно-логистические услуги.
На федеральном уровне приняты и реализуются такие определяющие программные документы, как Стратегия развития авиационной промышленности на период до 2015 года, федеральная целевая программа "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 - 2010 годы и на период до 2015 года", а также проект "Развитие авиационной промышленности и двигателестроения" по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года.
Результатами развития авиастроения в Приволжском федеральном округе станут:
создание современной конкурентоспособной авиастроительной отрасли в Приволжском федеральном округе;
организационная, технологическая и кадровая модернизация авиационного (гражданского) машиностроения с привлечением стратегических (включая иностранных) инвесторов при обязательном условии использования новейших производственно-технологических решений.
Оборонно-промышленный комплекс
На территории Приволжского федерального округа расположены 212 предприятий и организаций, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса.
В перечень стратегических организаций, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 г. № 1226-р, включены 169 организаций Приволжского федерального округа, а в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. № 1009, - 17 организаций округа.
На территории округа создана интегрированная структура - федеральное государственное унитарное предприятие "Государственный научно-производственный ракетно-космический центр "ЦСКБ-Прогресс".
По количеству организаций и объемам производства продукции лидируют организации авиационной промышленности.
Доля гражданской продукции, выпускаемой предприятиями оборонно-промышленного комплекса, расположенными на территории Приволжского федерального округа, составляет около 47 процентов общего объема производства всех предприятий округа.
К основным проблемам развития оборонно-промышленного комплекса относятся:
значительный износ основных производственных фондов и сохранение существенной избыточности во многом устаревших производственных мощностей по выпуску продукции специального назначения (доля оборонной продукции в общем объеме производства оборонно-промышленного комплекса в промышленности составляет в среднем 20 процентов);
своевременное заключение государственных контрактов по государственному оборонному заказу, рост цен на продукцию военного назначения, обеспечение качества этой продукции.
В связи с недостаточной загрузкой предприятий государственным оборонным заказом необходима значительная диверсификация производства под выпуск продукции гражданского назначения.
Основные цели, задачи и направления развития оборонно-промышленного комплекса в Приволжском федеральном округе определены в соответствии с Основами политики Российской Федерации в области развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2020 года, государственной программой вооружения и федеральной целевой программой "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2007 - 2010 годы и на период до 2015 года".
Главными целями развития отрасли является участие в формировании нового облика оборонно-промышленного комплекса и создание на уровне округа условий для обеспечения устойчивого развития оборонно-промышленного комплекса, диверсификации оборонного производства по выпуску продукции гражданского назначения, разработки и производства конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках высокотехнологичной продукции военного и гражданского назначения.
Особую важность имеет задача по развитию системы подготовки специалистов с высшим образованием, а также рабочих с высокой квалификацией для предприятий оборонно-промышленного комплекса.
Для достижения этих целей совместно с соответствующими федеральными органами государственной власти будет определен комплекс мер по реализации научно-технического потенциала организаций оборонно-промышленного комплекса и созданию предпосылок для его устойчивого развития. Будет существенно увеличен объем научно-исследовательских работ в оборонно-промышленном комплексе, усовершенствованы механизмы взаимодействия с организациями оборонно-промышленного комплекса всех форм собственности в реализации государственного оборонного заказа по разработке и производству вооружения и военной техники, осуществлены мероприятия по переподготовке кадров, обеспечению занятости высококвалифицированных специалистов в гражданской сфере производства.
Необходимо обеспечить вовлечение в производственно-хозяйственную деятельность инфраструктуры и персонала объектов по уничтожению химического оружия и утилизации промышленных отходов.
Результатами развития оборонно-промышленного комплекса станут создание эффективной, оптимально диверсифицированной оборонно-промышленной отрасли в Приволжском федеральном округе, решение вопросов по формированию, размещению, своевременному финансированию государственного оборонного заказа, ценообразованию на оборонную продукцию, созданию эффективной системы контроля ее качества.
Судостроение
Приволжский федеральный округ исторически является центром проектирования и строительства скоростных судов. В настоящее время в нем сосредоточено несколько крупных проектно-конструкторских организаций, занятых проектированием судов для морского и речного флота, в том числе скоростных.
Крупные судостроительные предприятия округа имеют развитую машиностроительную базу и строят речные суда и суда смешанного (река - море) плавания водоизмещением до 13 тыс. тонн, в том числе суда из легких сплавов.
Основные судостроительные предприятия Приволжского федерального округа расположены в Республике Татарстан, Нижегородской области и Ульяновской области.
Состав и структура отрасли в соответствии с изменившимися задачами и возможностями государства требуют оптимизации, так как производственные мощности ряда предприятий Приволжского федерального округа оказываются незагруженными.
Как и в большинстве базовых отраслей промышленности страны, износ технологического оборудования в судостроении достиг критического уровня - 65 - 80 процентов.
Разработка новых конкурентоспособных на мировом рынке проектов кораблей и судов и их оборудование требуют модернизации, обновления стендовой испытательной базы проектных и научно-технических организаций отрасли, прежде всего, в области создания и испытаний перспективных судовых конструкций из новых материалов, исследования физических полей, комплекса проблем гидроакустики.
Существенно отстает общий уровень технологии и организации работ по сравнению с зарубежными передовыми предприятиями. В результате удельная трудоемкость производства в отрасли в 3 - 5 раз выше, чем за рубежом, а продолжительность постройки судов увеличена в 2 - 2,5 раза.
Состояние кадрового потенциала сегодня на многих предприятиях отрасли находится в критическом положении. Невостребованность, слабая загруженность и низкая заработная плата привели к невосполнимой утрате кадрового потенциала.
Основной целью развития отрасли является создание высокоэффективного инновационного судостроительного комплекса.
Можно выделить следующие основные задачи развития судостроения:
развитие научно-технического и производственного потенциала, комплексная модернизация и техническое перевооружение отрасли;
структурные преобразования и оптимизация потенциала отрасли;
привлечение организаций судостроительной отрасли к участию в проектах, реализуемых в рамках международной кооперации по созданию судов;
максимально возможное количество заказов на постройку судов и оборудования с высокой добавленной стоимостью (танкеры, суда по перевозке химической продукции, оборудование для буровых платформ).
В целях комплексной модернизации и технического перевооружения предприятий отрасли планируется реализация ряда проектов.
Для внедрения новых информационных и высокоэффективных производственных технологий в процесс проектирования и создания систем управления и судового радиоэлектронного оборудования нового поколения планируется техническое перевооружение научно-экспериментальной, стендовой, проектной и испытательной базы предприятия в г. Ульяновске.
В Республике Татарстан будут осуществляться техническое перевооружение и реконструкция экспериментальной базы для проведения испытаний самоходных, буксируемых и радиоуправляемых моделей создаваемых судов для отработки мореходных качеств и корпусных конструкций, опытного производства для отработки технологий изготовления корпусных конструкций из новых материалов и сплавов, опытного бассейна для отработки современных форм обводов корпусов судов, а также развитие проектно-конструкторского потенциала в сфере гражданского судостроения.
Кроме того, в Республике Татарстан планируется строительство современных кораблей и судов различного назначения (корабли и суда специального назначения, грузовые морские, речные суда, суда смешанного (река - море) плавания, озерные суда, пассажирские быстроходные суда из легких сплавов), их поставка на внутренний рынок и на экспорт.
Планируется техническое перевооружение и реконструкция в целях развития проектно-конструкторского потенциала в сфере гражданского судостроения в гг. Нижний Новгород и Городец.
Результатами развития судостроительной отрасли Приволжского федерального округа станут:
создание нового конкурентоспособного облика судостроительной промышленности на основе развития научно-технического потенциала, оптимизации производственных мощностей, модернизации и технического перевооружения;
увеличение разработанных технологий, патентов и других документов, удостоверяющих новизну технологических решений;
повышение производительности труда и уровня заработной платы.
Металлургический комплекс
Металлургический комплекс Приволжского федерального округа включает в себя предприятия черной и цветной металлургии.
В целом по округу на долю металлургического производства и производства готовых металлических изделий приходится 11,2 процента общего объема выпуска обрабатывающей промышленности. Наибольший удельный вес металлургическое производство и производство готовых металлических изделий занимают в Оренбургской области - 48,8 процента, Нижегородской области - 18,2 процента, Кировской области - 16,8 процента и Удмуртской Республике - 16,8 процента.
Преобладает передельная и малая металлургия. Предприятия полного цикла расположены в г. Новотроицке (Оренбургская область), в г. Чусовой (Пермская область), в г. Белорецке (Республика Башкортостан) и в Самарской области.
В целом на предприятиях металлургического комплекса Приволжского федерального округа занято около 160 тыс. человек.
Основными проблемами развития предприятий металлургической отрасли являются высокий износ основных фондов и в значительной степени оборудования, недостаточная конкурентоспособность продукции на мировом рынке, зависимость от импорта высокоэффективного высокотехнологичного оборудования.
Одним из основных направлений модернизации металлургического комплекса является повышение его гибкости, адаптивности для нужд машиностроения и металлообработки. Стратегическое значение для развития металлургии округа имеет модернизация машиностроительных предприятий, выпускающих оборудование для металлургического комплекса.
Основными задачами по развитию предприятий этой отрасли являются модернизация производственно-технологических мощностей предприятий отрасли, переход на современные энерго- и ресурсоэффективные технологии и увеличение поставок продукции на внутренний и внешний рынки.
Среди крупнейших инвестиционных проектов в сфере металлургии на территории Приволжского федерального округа можно выделить проекты по модернизации и созданию металлургических производств (черная металлургия).
В Республике Башкортостан планируется разработка месторождений медно-цинковых руд, строительство открытого рудника на месторождении Западно-Озерное и подземного рудника на месторождении Озерное с целью увеличения мощностей по добыче медно-цинковых руд до 1 млн. тонн в 2011 году. Кроме того, планируется разработка месторождений медно-цинковых руд со строительством обогатительной фабрики, открытого и подземного рудников на месторождении Юбилейное с целью увеличения мощностей по добыче руд до 4 млн. тонн к 2017 году.
В Нижегородской области планируется строительство и освоение комплекса толстолистового стана мощностью 1,2 млн. тонн в 2011 году.
В Удмуртской Республике планируется техническое перевооружение металлургического предприятия в г. Ижевске с целью организации производства качественного проката широкого сортамента.
В Республике Мордовия планируется создание производственного комплекса по выпуску стального и чугунного литья.
В Оренбургской области планируется строительство кислородно-конвертерного цеха с выводом из эксплуатации мартеновского цеха.
В Саратовской области планируется строительство металлургического завода.
Результатами развития металлургического комплекса в Приволжском федеральном округе станут существенное повышение эффективности металлургической отрасли, расширение номенклатуры и повышение степени переработки металлургической продукции, удовлетворение потребностей смежных отраслей в отечественной промышленной продукции.
- II. Характеристика Приволжского федерального округа, конкурентные преимущества, вызовы и угрозы
- 1. Общая характеристика
- 2. Вызовы и угрозы
- III. Основные положения
- 1. Цели, задачи, сценарий развития Приволжского федерального округа
- 2. Экономическая специализация и конкурентные преимущества субъектов Российской Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ Республика Башкортостан
- Республика Марий Эл
- Республика Мордовия
- Республика Татарстан
- Удмуртская Республика
- Чувашская Республика
- Пермский край
- Кировская область
- Нижегородская область
- Оренбургская область
- Пензенская область
- Самарская область
- Саратовская область
- Ульяновская область
- 3. Основное направление пространственного развития Приволжского федерального округа
- IV. Текущее состояние и перспективы развития транспортной, энергетической, информационной и телекоммуникационной инфраструктур
- 1. Развитие транспортной инфраструктуры
- 2. Развитие энергетической инфраструктуры
- 3. Развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктур
- V. Текущее состояние и основные направления развития основных отраслей экономики. Приоритетные межотраслевые направления развития Приволжского федерального округа
- 1. Машиностроение и металлургический комплекс
- 2. Сырьевая база
- 3. Нефтегазохимический комплекс
- 4. Биотехнологии, фармацевтика и медицинская промышленность
- 5. Агропромышленный комплекс
- 6. Строительный комплекс и повышение доступности жилья
- 7. Лесопромышленный комплекс
- 8. Легкая промышленность
- 9. Туристско-рекреационный комплекс
- 10. Формирование благоприятной среды для развития малого и среднего предпринимательства
- 11. Инновационная и научно-технологическая сфера
- 12. Развитие приграничного и международного сотрудничества
- VI. Основные направления социального развития Приволжского федерального округа
- 1. Направления социального развития
- Развитие образования
- Развитие науки
- Развитие культуры
- Молодежная политика
- Развитие физической культуры и спорта
- Развитие средств массовой информации
- Основные направления развития рынка труда и миграционной политики
- 2. Экологическая безопасность и охрана окружающей среды
- 3. Водохозяйственный комплекс
- VII. Механизмы реализации Стратегии
- VIII. Заключение
- Прогнозные показатели социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года
- Прогнозные показатели социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ, на период до 2020 года