Развитие культуры
Целью государственной политики в сфере культуры является развитие личности, повышение вовлеченности жителей Приволжского федерального округа в культурную жизнь, расширение культурных услуг для социально незащищенных слоев населения на основе сохранения культурного наследия и развития культурного многообразия.
Приоритетными направлениями развития культуры в Приволжском федеральном округе являются:
сохранение культурного наследия, развитие культурного потенциала и культурных инноваций, поддержка культурного многообразия;
сохранение и развитие единства культурного пространства;
создание равных возможностей для населения различных территорий и представителей разных этнических групп для получения доступа к культурным ценностям;
формирование ценностных ориентаций личности и социальных групп, направленных на повышение уровня вовлеченности населения в культурную жизнь округа;
повышение инвестиционной привлекательности Приволжского федерального округа в сфере культуры на российском и международном уровнях.
Для осуществления поставленных задач необходимо:
разрабатывать инновационные проекты, направленные на развитие культурно-досуговой деятельности и любительского творчества;
сохранять традиции и поддерживать развитие профессионального и самодеятельного искусства всех видов и жанров;
содействовать развитию современного искусства всех направлений, в том числе любительского творчества;
создавать условия для развития современного кинопоказа в целях обеспечения доступности произведений киноискусства для населения;
содействовать развитию творческих союзов и других организаций, объединяющих учреждения и частных лиц, занятых в сфере культуры, представителей творческих профессий;
поддерживать современную молодежную субкультуру;
создавать условия для развития негосударственных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры;
создавать условия для формирования этносреды;
поддерживать толерантную ментальность в многонациональных культурных средах;
создавать условия для реализации культурных прав и свобод.
При этом все учреждения и организации культуры в процессе своей деятельности должны создавать благоприятные условия для сохранения и развития традиционных культур национальностей, населяющих Приволжский федеральный округ, и их взаимодействия. Это важное условие социальной стабильности округа.
Для решения поставленных задач необходимо осуществить:
модернизацию материально-технической базы учреждений культуры;
развитие инфраструктуры учреждений культуры, строительство новых сценических площадок, поддержку театрально-гастрольной деятельности в регионах округа;
проведение мероприятий по сохранению объектов культурного наследия, осуществление научно-исследовательских, изыскательских и проектных работ на объектах культурного наследия;
поддержку музеев и библиотек в части пополнения музейных коллекций и библиотечных фондов;
развитие международного сотрудничества и культурных связей как средства формирования толерантности;
поддержку молодых кадров с целью осуществления курса на инновационное развитие округа.
Культурное многообразие округа является его конкурентным преимуществом.
Международный имидж округа как уникальной модельной площадки по продвижению межкультурного диалога формирует интерес к округу со стороны стран и международных организаций, заинтересованных в изучении и использовании опыта округа по обеспечению мирных этноконфессиональных отношений.
Этнокультурная специфика и мирный характер этноконфессиональных отношений обеспечивают рост инвестиционной и экономической привлекательности округа и регионов, в том числе для зарубежных инвесторов. Немалая доля иностранных и частных инвестиций, а также совместных проектов с участием иностранного капитала учитывает этнокультурный аспект (например, развитие торгово-экономических отношений стран - членов Организации Исламская конференция с регионами традиционного проживания тюркских народов, а Финляндии и Венгрии - с регионами проживания финно-угорских народов России).
Дальнейшее продвижение позитивного образа округа и имеющегося этнокультурного потенциала - одно из перспективных направлений социально-экономического развития субъектов, входящих в Приволжский федеральный округ. Например, празднование таких крупных этнокультурных дат, как 1000-летие г. Казани, 1000-летие единения мордовского народа с народами Российского государства способствует социально-экономическому развитию и повышению инвестиционной привлекательности округа.
Создание Центра финно-угорской культуры в Республике Мордовия позволит создать условия для культурного межнационального общения финно-угорских народов, в рамках которого будет осуществляться проведение международных, всероссийских форумов, научно-практических конференций, фестивалей, выставок, съездов, создание благоприятных условий для развития творческих коллективов, сохранение национальных традиций финно-угорского этноса.
Вместе с тем культурное многообразие может стать вызовом, если этнический и религиозный факторы будут использовать в деструктивных целях. Это может подорвать гармоничные межэтнические отношения в округе, ослабить общероссийскую гражданскую идентичность представителей различных этнических и религиозных сообществ. В связи с этим созданная и успешно функционирующая в Приволжском федеральном округе система и инфраструктура взаимодействия всех ветвей власти, общественных и религиозных организаций, направленная на развитие межкультурного диалога, профилактику межнациональной и межконфессиональной напряженности, должна совершенствоваться и дальше.
Таким образом, одним из основных условий обеспечения национальной безопасности Российской Федерации является стабильное социально-экономическое и этнокультурное развитие населяющих ее народов посредством укрепления общероссийской гражданской идентичности, содействия развитию институтов гражданского общества, деятельность которых направлена на гармонизацию межнациональных отношений, содействие межкультурному диалогу, профилактику этнического и религиозно-политического экстремизма.
С учетом этнической и конфессиональной специфики Приволжского федерального округа, его особого стратегического значения и наличия открытых транзитных путей, соединяющих округ с западом, югом и востоком, необходима комплексная реализация следующих задач:
продвижение международного имиджа округа как модельной площадки по развитию межкультурного и межрелигиозного диалога;
капитализация имеющегося этнокультурного потенциала, в том числе через позиционирование регионов, планирование и реализацию крупных этнокультурных проектов, создание сети логистически связанных этнокультурных площадок округа;
учет культурной специфики в региональных стратегиях и программах социально-экономического развития;
формирование новых образовательных и профессиональных навыков у населения для наиболее эффективного использования этнокультурного потенциала округа;
реализация мер по укреплению общероссийской гражданской идентичности и межэтнической толерантности, а также гармонизации межнациональных отношений с целью снижения рисков межнациональных и межрелигиозных конфликтов;
реализация эффективной информационной политики, максимально действенное использование современных социально ориентированных коммуникативных технологий, направленных на обеспечение целостной и системной работы с общественным мнением и всеми целевыми аудиториями в сфере межнациональных отношений и толерантных установок;
развитие международных этнокультурных связей в интересах России и этнокультурного развития народов, проживающих в округе;
развитие инфраструктуры этнотуризма и паломничества.
- II. Характеристика Приволжского федерального округа, конкурентные преимущества, вызовы и угрозы
- 1. Общая характеристика
- 2. Вызовы и угрозы
- III. Основные положения
- 1. Цели, задачи, сценарий развития Приволжского федерального округа
- 2. Экономическая специализация и конкурентные преимущества субъектов Российской Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ Республика Башкортостан
- Республика Марий Эл
- Республика Мордовия
- Республика Татарстан
- Удмуртская Республика
- Чувашская Республика
- Пермский край
- Кировская область
- Нижегородская область
- Оренбургская область
- Пензенская область
- Самарская область
- Саратовская область
- Ульяновская область
- 3. Основное направление пространственного развития Приволжского федерального округа
- IV. Текущее состояние и перспективы развития транспортной, энергетической, информационной и телекоммуникационной инфраструктур
- 1. Развитие транспортной инфраструктуры
- 2. Развитие энергетической инфраструктуры
- 3. Развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктур
- V. Текущее состояние и основные направления развития основных отраслей экономики. Приоритетные межотраслевые направления развития Приволжского федерального округа
- 1. Машиностроение и металлургический комплекс
- 2. Сырьевая база
- 3. Нефтегазохимический комплекс
- 4. Биотехнологии, фармацевтика и медицинская промышленность
- 5. Агропромышленный комплекс
- 6. Строительный комплекс и повышение доступности жилья
- 7. Лесопромышленный комплекс
- 8. Легкая промышленность
- 9. Туристско-рекреационный комплекс
- 10. Формирование благоприятной среды для развития малого и среднего предпринимательства
- 11. Инновационная и научно-технологическая сфера
- 12. Развитие приграничного и международного сотрудничества
- VI. Основные направления социального развития Приволжского федерального округа
- 1. Направления социального развития
- Развитие образования
- Развитие науки
- Развитие культуры
- Молодежная политика
- Развитие физической культуры и спорта
- Развитие средств массовой информации
- Основные направления развития рынка труда и миграционной политики
- 2. Экологическая безопасность и охрана окружающей среды
- 3. Водохозяйственный комплекс
- VII. Механизмы реализации Стратегии
- VIII. Заключение
- Прогнозные показатели социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года
- Прогнозные показатели социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ, на период до 2020 года