2.3. Коммуникационные каналы в малых группах
Коммуникационные каналы - это физическое перемещение информации от одного сотрудника предприятия к другому или от одного подразделения к другому. Преобразование информации (бухгалтерская проводка) не рассматривается в качестве информационных потоков.
Система коммуникационных каналов - совокупность физических перемещений информации, дающая возможность осуществить какой-либо процесс, реализовать какое-либо решение. Наиболее общая система информационных потоков - это сумма потоков информации, которая позволяет вести предприятию финансово-хозяйственную деятельность.
Коммуникационные каналы обеспечивают нормальную работу организации. Цель работы с информационными потоками - оптимизация работы предприятия.
Руководители предприятия (генеральный директор, финансовый директор, начальники служб) должны располагать оперативной информацией, чтобы при возникновении отклонений от плана, в первую очередь по затратам, иметь возможность своевременно принять корректирующие решения.
Каждый коммуникационный канал - единичное перемещение информации - имеет следующие признаки:
* документ (на чем физически содержится информация);
* проблематику (к какой сфере деятельности предприятия относится информация: к закупкам, к сбыту продукции, к закрытию месяца и получению сводных затрат, к планированию и т.д.);
* исполнителя (человека, который эту информацию передает);
* периодичность (частота передачи: ежемесячно, ежеквартально, ежедневно).
На предприятии выделяют два уровня детализации информационных потоков:
* на уровне предприятия детализация производится до уровня цеха (подразделения), т.е. информация передается между цехами и службами предприятия;
* на уровне цеха (подразделения) предприятия детализация производится до уровня рабочего места, т.е. информация передается между работниками цеха и связанных с цехом служб.
Пример графика коммуникационных каналов приведен на рис.4.
Рис.4. Коммуникационные канала предприятия.
К графику информационных потоков прилагают расшифровку информационных связей на предприятии или в подразделении (см. табл.3).
Таблица 3. Описание коммуникационных каналов предприятия
№ и вид документа Периодичность (раз в месяц) Исполнитель Получатель Закупка и расходование материалов 1. Товарно-транспортные накладные 200 ОМТС, транспортно-упаковочный цех 1-й бухгалтер по материалам 2. Счета-фактуры 150 Поставщики 1-й бухгалтер по материалам 3. Приходные ордера на запчасти 30 Склад № 1 2-й бухгалтер по материалам 4. Накладные по запчастям 40 Склад № 2 2-й бухгалтер по материалам 5. Лимитно-заборные карты 30 Склад вспомогательных материалов 2-й бухгалтер по материалам 6. Журнал-ордер № 6, журнал-ордер № 10 1 1, 2-й бухгалтеры по материалам Заместитель главного бухгалтера Закупка и расходование ГСМ 7. Требования по ГСМ 100 Склад № 1 2-й бухгалтер по материалам Покупка ОС 8. Приходные ордера на ОС 5 Склады № 1,2 Бухгалтер по ОС 9. Акт о ликвидации ОС 5 Цеха завода Бухгалтер по ОС Начисление заработной платы 10. Табели 180 Цеха завода 1-й расчетчик 220 2-й расчетчик Реализация продукции 11. Счета на предоплату 40 Крупные потребители 1-й бухгалтер по материалам 12. Приходные ордера 120 Мелкие потребители Кассир 13. Приходные ордера 120 Кассир Заместитель главного бухгалтера 14. Акт о взаимозачете 10 Экономист по взаимозачетам (фин. отдел) Заместитель главного бухгалтера Работа с подотчетными лицами и материально-ответственными лицами 15. Договоры с материально-ответственными лицами 30 Материально-ответств. лица 2-й бухгалтер по материалам 16. Расходные ордера, авансовые отчеты 30 Подотчетные лица Кассир Определение затрат и закрытие месяца 17. Материальные ведомости 1 1, 2-й бухгалтеры по материалам Бухгалтер по учету затрат 18. Амортизационная ведомость 1 Бухгалтер по ОС Бухгалтер по учету затрат 19. Своды по зарплате 1 1-й расчетчик Бухгалтер по учету затрат 20. Ведомость по затратам 1 Бухгалтер по учету затрат Заместитель главного бухгалтера 21. Сведение баланса и определение финансового результата 1 Заместитель главного бухгалтера Главный бухгалтер |
заключение
В заключении подведем основные итоги курсовой работы. Курсовая работа была посвящена изучению процесса коммуникаций в малых группах. На основании изученного материала можно сделать следующие выводы.
Для принятия эффективных управленческих решений в условиях динамичного развития рыночной экономики предприятию требуется целесообразная система коммуникационных каналов, объективно отражающая сложившуюся экономическую ситуацию. Выбранная мной тема является наиболее актуальной на сегодняшний день, так как эффективные коммуникации - это не только залог успеха и конкурентоспособности фирмы, но и порой выступает как средство выживания в условиях жесткой конкуренции.
Коммуникации в малых группах - это и связь информации с системами управления предприятием и управленческим процессом в целом. Они могут рассматриваться не только в целом, охватывая все функции управления, но и по отдельным функциональным управленческим работам, например прогнозированию и планированию, учету и анализу. Это дает возможность оттенить специфические моменты, присущие информационному обеспечению функционального управления, раскрыв в то же самое время его общие свойства, что позволяет направить исследования вглубь.
В современных условиях важной областью стало эффективное внедрение и использование коммуникационных каналов, которое состоит в сборе и переработке информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений. Передача информации о положении и деятельности фирмы на высший уровень управления и взаимный обмен информацией между всеми взаимосвязанными подразделениями фирмы осуществляются на базе современной электронно-вычислительной техники и других технических средств связи.
список литературы
Андреева Г.М. Социальная психология. - М., Просвещение, 1994.
Богомолова Н.Н. Коммуникация малых групп и общение. - М., Знание, 1988.
Борисов А.В. Коммуникационные каналы: Учебное пособие. - М., ИНФРА-М, 2000.
Волочкова Т.Н. Общая теория социальных коммуникаций. - М., Просвещение, 1999.
Журавлев Г.Т. Прикладная социология: Учебно-практическое пособие / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. - М.: МЭСИ, 1998.
Кузнецова Т.В. Документационное обеспечение управления. Учебно-справочное пособие. - М.: ИМПЭ, 1998, 96 с.
Ларин М.В. Управление документацией и новые информационные технологии. - М.: Научная книга, 1998, 137 с.
Пятибратов А.П., Гудындо Л.П., Кириченко А.А. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации. - М., Финансы и статистика, 2003.
Сергеев А.С. Социальные коммуникации. - М., Психология, 2001.
Социология. Основы общей теории: Учебное пособие/ Под. ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева. - М.: Аспект Пресс, 1996.
- 1. коммуникация: понятие, особенности, виды
- 1.1. Понятие о социальной коммуникации
- 1.2. Психологические особенности коммуникаций
- 1.3. Основные виды коммуникаций
- 1.4. Коммуникационные каналы как основной способ коммуникации
- 1.5. Роль коммуникации в управлении организацией
- 2. анализ коммуникаций в малых группах
- 2.2. Процессы коммуникации в малых группах
- 2.2.1. Простая коммуникационная модель с обратной связью
- 2.2.2. Модель сетевого анализа коммуникационных сетей
- 2.3. Коммуникационные каналы в малых группах