1.5. Роль коммуникации в управлении организацией
Согласно ряду опросов, проведенных американскими исследователями организаций, около 250 тыс. рядовых работников 2000 различных компаний, а также 73% руководителей американских, 63% английских и 85% японских компаний считают, что недостаточная разработанность коммуникаций является главным препятствием на пути достижения эффективности деятельности их организаций.
Действительно, обмен информацией включен как важнейшее звено во все основные виды деятельности организации, следовательно, если коммуникационные связи (как внутренние, так и внешние) не существуют или не действуют, это отрицательно сказывается на функционировании всей организации. Это объясняется рядом причин:
руководителям подразделений организации приходится тратить много времени на поиск нужной информации и ее обработку;
происходит дублирование информации, поскольку одна и та же информация поступает в подразделения организации и к ее руководству из разных источников;
в одних подразделениях и у одних руководителей ощущается недостаток информации, тогда как в других подразделениях может произойти информационная перегрузка;
работники организации мало осведомлены о ее деятельности, планах, ориентации и положении во внешней среде, что отрицательно сказывается на процессах интеграции, точном выполнении распоряжений руководства и т.д.
В связи с этим одной из главных целей управления в организации является создание системы коммуникации, ее запуск и контроль за нормальным функционированием.
Процесс передачи и получения информации представлен ниже на схеме (рис.2). Это простая схема передачи информации в одном направлении.
Рис.2. Процесс передачи и получения информации.
В процессе управления постоянно происходит обмен информацией. Причём направление перемещения информации может быть вертикальным (от руководителя к подчинённым или от подчинённых к руководителю), так и горизонтальным (между начальниками подразделений, подчинёнными одного уровня). В качестве источника информации может быть уровень цен на рынке, размер прибыли фирмы в прошлом квартале или указание руководителя (рис.3).
где, Iвх - входная информация о том, в каком состоянии объект управления должен быть
Iос - осведомляющая информация о текущем состоянии объекта управления
Iу - управляющая информация в результате сравнения
U - воздействие исполнительного органа на объект управления
V - отклонение состояния объекта управления под воздействием внешней среды
Рис.3 Система управления объектом.
- 1. коммуникация: понятие, особенности, виды
- 1.1. Понятие о социальной коммуникации
- 1.2. Психологические особенности коммуникаций
- 1.3. Основные виды коммуникаций
- 1.4. Коммуникационные каналы как основной способ коммуникации
- 1.5. Роль коммуникации в управлении организацией
- 2. анализ коммуникаций в малых группах
- 2.2. Процессы коммуникации в малых группах
- 2.2.1. Простая коммуникационная модель с обратной связью
- 2.2.2. Модель сетевого анализа коммуникационных сетей
- 2.3. Коммуникационные каналы в малых группах