Глава 10. Коммуникация в малых группах
здается дополнительная основа для разрешения конфлщ
снимается его личностная природа.
Относительно верхнего предела группы существуют разли» мнения. Достаточно распространенными являются представлевв сформированные на основе открытия «магического числа» 7+2,г исследованиях объемов оперативной памяти. Оно означает кол~ ство предметов, одновременно удерживаемых в памяти, а поев ку малая группа контактна, необходимо, чтобы индивид одно! менно удерживал в поле своих контактов всех членов группы.,,] аналогии с памятью, это может быть обеспечено при наличю группе 7+2 членов. Однако практика экспериментальных несли ваний показывает, что верхний предел группы может составлю—' 10, и 20 человек. В некоторых исследованиях упоминаются гр-по 35—40 человек. Отсюда вторым подходом к определению ней границы группы выступает утверждение о зависимости ее 1 меров от характера деятельности. Малой группой тогда оказыв ся группа, представляющая собой некоторую единицу совмес~ деятельности, а ее численность определяется эмпирически. Н мер, при исследовании семьи в качестве малой группы на ра будут рассматриваться семья, состоящая из трех человек, и се» в которую входят 10 членов и более. При анализе рабочих бриг^ качестве малой группы может приниматься бригада как из пят" ловек, так и из 40 человек, если при этом именно данная ~ выступает единицей предписанной ей деятельности. В < когда численность группы превышает определенную «критичёс массу», она неизбежно распадается на подгруппы, клики, фрак1
Важно также отметить, что количество связей в группе уве; вается в геометрической прогрессии, если число членов возрас в арифметической. В группе из трех человек возможны всего ч ре отношения, в группе из четырех человек — 11, а в групп* семи — 120 связей. л
В то же время, чем меньше по численности группа, тем ю сивнее в ней взаимодействие. Чем крупнее группа, тем чаще <~ шения теряют личностный характер, формализуются и перес удовлетворять членов группы. Группа из 5—7 человек считаетслЙ тимальной. Согласно статистическим расчетам, болыш— малых групп включает 7 индивидов и менее.
Итак, малые группы — это немногочисленные группы, насчИ вающие не более нескольких десятков членов. Они обычно г" ны дружескими отношениями, в них преобладают непосредс ные личные контакты. Однако, как справедливо подчерк» Г.М. Андреева, «малая группа — это не просто любые конт между людьми (ибо какие-нибудь контакты есть всегда и в п$|
Л
10.1. Понятие, виды и функции коммуникации в малой группе 401
вольном случайном собрании людей), но контакты, в которых реализуются определенные общественные связи и которые опосредованы общественной деятельностью»(Андреева Г.М. Социальная психология. М, 2001. С. 192).
Разновидности малых групп. Обилие малых групп в обществе обусловливает их разнообразие, что в свою очередь ставит проблему типологизации. В нашем случае это важно, поскольку типологические особенности группы могут обусловливать особенности групповой коммуникации.
Если подходить исторически, то первая классифика ция типов малых групп свелась к выделению первичных и вторич ных групп. ,,.
Согласно автору этой классификации Ч. Кули, первичные группы есть особая разновидность малых групп, связи в которых опираются на непосредственные личные контакты, на эмоциональное вовлечение ее членов в дела группы, что обеспечивает высокую степень идентификации членов с группой.
Первичная группа — это прежде всего семья, состоящая из родителей и детей. Сходными признаками обладают также группы сверстников, особенно возникающие в детстве и в ранней молодости. Ближайшее соседство в определенных ситуациях может превратиться в первичную группу. Значение первичных групп заключается в первую очередь в том, что в них создаются единообразные черты личности человека, особенно в период его формирования в раннем детстве, и сходство этих черт, проявляющееся в различные исторические периоды и в разных культурах, — это результат сходства организации и структуры первичных групп и сходства систем отношений, которые в них существуют. «Первичные группы, — пишет Кули, — первичны в том смысле, что они дают индивиду самый ранний и наиболее полный опыт социального единства, а также в том смысле, что они не изменяются в такой же степени, как более сложные отношения, но образуют сравнительно неизменный источник, из которого зарождаются эти последние» (Кули Ч. Первичные группы // Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1994. С. 332).
В первичных группах чаще всего отсутствует формальная связь, а если эта связь, например в семье, начинает играть важную роль,
'•То это значит, что семья распалась как первичная группа и превра-тйлась в формализованную малую группу.
Вторичные малые группы - общности, в которых непосредственных
| контактов меньше, чем в первичных, а для общения между членами группы Ис различные «посредники», например в виде средств связи.
402
10.1. Понятие, виды и функции коммуникации в малой группе 403
Особое значение в них приобретают вещественные контакты.; группы часто опираются на институционализированную и схеу зированную систему отношений, и их деятельность регулир" особыми правилами.
Вторая типология— деление малых групп на формал* и неформальные. Впервые это деление было предложено ам канским социологом и социальным психологом Э. Мэйо при пр дении им знаменитых Хоторнских экспериментов в конце 192С начале 1930-х гг.
Формальные малые группы - это группы, членство и взаимоотнс в которых определяются формальными предписаниями и договорет ми, заданными извне. Соответственно в формальной группе ст распределены статусы и роли, прежде всего по отношению к с туре власти. К этому виду малых групп можно отнести в первую] редь наименьшие по численности и далее неделимые коллеюг- подразделений предприятий, организаций и институтов. Веду сферой активности и основным психологическим механизмом'<| единения индивидов в рамках таких групп является совместна^ ятельность. Примером формальной малой группы может слу любая группа, созданная в условиях какой-либо конкретной тельности: рабочая бригада, школьный класс, спортивная ко»'' и Т-Д- ,,,
Неформальные малые группы — объединения людей, возникающие Ш нове внутренних потребностей индивидов в общении, понимании, сщ тии, принадлежности к данной группе. Такие группы возникают! хийно, статусы и вытекающие из них роли не носят предписа1"* характера, здесь нет заданной по вертикали системы взаимс шений. Неформальная группа может создаваться внутри фор» ной, когда, например, в рамках бригады возникают группы, с<| ящие из людей, объединенных каким-либо дополнительным " ресом, но иногда неформальная группа может возникать и са' себе, в частности, в очень сплоченной дружеской компании.
Однако эмпирически не представляется возможным вы1 ние строго формальных и строго неформальных групп, особей тех случаях, когда неформальные группы возникают в рамках ]" мальных, поэтому часто различают не группы как таковые, а га тер отношений внутри них: формальную и неформальную ст ры группы. Поскольку четкого разделения понятий «форма группа» и «организация» нет, в ряде случаев отличие нефор! ной и формальной группы видят в том, что последняя имеет ™ организации.
Третья классификация разводит так называемые рентные группы и группы членства. Данная классификация |
предложена Г. Хайменом, которому принадлежит открытие самого феномена референтной группы. Под референтной понимается группа, в которую индивид не включен реально, но нормы которой им принимают-ся, и, таким образом, данная группа играет для него роль эталона для оценки своего поведения. В каких-то случаях референтная группа может находиться вне группы членства, даже противостоять ей, а в каких-то — возникать внутри, и в этом случае ее можно определить как «значимый круг общения». Каждый человек находится в месте пересечения уникальной комбинации групп, членом которых он является. В данном случае каждая из этих групп выступает своеобразным каналом коммуникации, под воздействием которого и находится человек.
На сегодняшний день проблематика референтных групп с точки зрения теории коммуникации ждет своей дальнейшей разработки, поскольку наличный уровень знания позволяет только констатировать, что группа членства потеряла для индивида привлекательность, и он сопоставляет свое поведение с другой группой, но не объяснить механизмы взаимодействия именно с этой группой.
По длительности существования выделяются временные группы, в рамках которых объединение индивидов ограничено по времени (участники дискуссии или соседи по купе в поезде), и стабильные, относительное постоянство существования которых определяется их предназначением и долговременными целями функционирования (семья, трудовые и учебные группы).
В зависимости от степени произвольности решения индивидом вопроса о вхождении в ту или иную группу, участии в ее жизнедеятельности и уходе из нее группы делятся на открытые и закрытые.
Малые группы являются основным объектом лабораторных исследований в социологии и социальной психологии. Особый интерес представляют также психокоррекционные группы (социально-психологического тренинга) — временные группы, специально создаваемые для формирования навыков эффективного общения, взаимопонимания и решения психологических проблем под руководством психолога-тренера. Поэтому в ряде случаев необходимо различать искусственные и естественные группы.
Кроме того, по характеру и формам организации Деятельности выделяют следующие разновидности малых групп:
•ф- случайно организованная группа (например, экскурсионная);
•ф- ассоциация, где взаимоотношения определяются преимущественно личностно значимыми целями (группа друзей);
26-
405 404
10.1. Понятие, виды и функции коммуникации в малой группе
•ф корпорация, когда объединение происходит на основании тол внутренних целей, их достижение осуществляется любой це в том числе и за счет интересов других групп (черты кор ции может приобрести любая малая группа: семья, учебная ]
па и пр.);
•ф коллектив — такая форма организации групповой деятельж при которой связи и отношения между индивидами опосреде ны общественно значимыми целями. В отечественной лите-ре коллектив рассматривается как высший уровень разв! группы, характеризуемый высоким уровнем сплоченн единством ценностно-нормативной ориентации, глубокой тификацией индивида с группой и ответственностью за реэ таты совместной групповой деятельности;
•ф- команда - группа, состоящая из двух человек или более, ясную, упорядоченную и экономную структуру, направлен! достижение поставленных целей и выполнение задач. Для характерны сложившиеся связи как внутри, так и вне ее с гими командами и группами; члены команды в соответств» отведенной им ролью участвуют в меру своей компетентно" совместном достижении поставленных целей; команда и» свое лицо, не совпадающее с индивидуальными качества» членов.
Применительно к групповой проблематике термин «кома обрел научное звучание лишь в последнее десятилетие. В тракт команды современными исследователями менеджмента немало^ щего с описанием коллектива в работах отечественных авт"" прошлых лет. В то же время трактовка команды как группы вые го уровня развития более реалистична, прагматична и лив идеологических ярлыков.
Существенной характеристикой команды выступает высо| профессионализм. Кроме того, членам команды присуща выс«* степень владения следующими прикладными умениями:
•ф техническими или функциональными умениями. При этом,-'! шире диапазон таких умений, тем успешнее действует комг*"'
•ф умениями принимать решения и решать проблемы. Если * чальной стадии жизни команды такие умения могут быть л! отдельных ее членов, остальные могут развить их в процесс вместной работы;
•ф- интерперсональными умениями. Речь идет об умениях ст отношения с другими людьми, эффективно используя разН|| разные коммуникативные средства. '•« Традиционно наибольший интерес для исследователей
ставляли семья и производственная группа. В последние дес*
тия усилился интерес к психокоррекционным группам, а также к особым группам: находящимся длительное время в изоляции, спортивным, туристическим и т.д.
Функции групповой коммуникации. Коммуникация в малой группе, помимо информативной, выполняет следующие функции: формирование согласия, обеспечение согласованных действий, складывание особой культуры группы.
Важнейшей функцией коммуникации в малой группе выступает не просто изменение установок или поведения члена группы под влиянием внешних стимулов, но достижение определенной степени согласия. Согласие есть формирование общей картины мира. Э.то непрерывный процесс, который состоит из последовательного ряда взаимодействий. Когда возникает согласие, происходит взаимопроникновение картин мира, что позволяет каждому члену группы понимать точки зрения других.
Согласованные действия, понимаемые как целенаправленные совместные действия, в группе просто невозможны без эффективной коммуникации. Американский психолог Дж. Слоткин провел следующий эксперимент среди пациентов, страдающих нарушением коммуникативных функций. В продолжение почти двух месяцев 15 пациентов ежедневно по нескольку часов находились в одной комнате. Были созданы условия для определенных совместных действий — игр, обсуждений и т.п. Но за весь период ни устойчивых взаимоотношений, ни какой-либо социальной иерархии не установилось, хотя было точно известно, что представления о взаимных статусах сохранились, поскольку участники эксперимента при необходимости обращались к представителям госпитального штата (см.: Шибу-тани Т. Социальная психология. Ростов н/Д, 1998. С. 148).
Все действия, внешне похожие на согласованные, на самом деле таковыми не являлись. Например, когда один из испытуемых начинал смеяться, к нему могли присоединиться и другие, но при этом абсолютно не представляя причину смеха. Столь же заразительны были и проявления страха, а когда кто-нибудь повышал голос, другие тоже начинали громко разговаривать. Но высказывания не адресовались ни к кому из находившихся в комнате. Попытки кооперации в играх, требующих совместной деятельности (например, в карты), также ни к чему не приводили: у каждого игрока были собственные правила и своя индивидуальная версия о том, как должна Происходить игра. Единственным кооперативным достижением за Указанный период было установление определенного порядка мест при рассаживании. Но этим структурирование группы и ограничилось.
406 407
10.2. Структура и динамика коммуникации в малой группе
Особая культура группы формируется в результате коммуника\ В малых группах люди общаются друг с другом иначе, чем с пс ронними. В результате такого общения устанавливается осе коммуникация, благодаря чему формируется специфическая тура данной группы, включающая в себя особый язык, нормы и ] вила поведения, традиции и ритуалы.
К примеру, исследования, проведенные Ф. Ротлисбергером, казали, что в производственных группах существуют общие пр ставления об определенной дневной норме, поэтому тех, кто*| лает слишком много, осуждают. В то же время группа подстеги! отстающих. Люди напряженно работают до тех пор, пока не вые нена дневная норма, а затем позволяют себе расслабиться (Ши ни Т. Социальная психология. С. 345).
Важно отметить и такой важный элемент культуры, как сист санкций, принятая в данной группе по отношению к нарушит групповых установлений. Так, в производственной группе слиг старательному рабочему, не обращающему внимания на преде режения, грозит «потеря» инструментов или снижение объема Ш работки вследствие «недоброкачественности» исходных мате| лов. В критической ситуации такому работнику может быть от но в помощи. В крайнем случае человек может физически сутствовать, но в то же время не являться членом группы. Вов него может установиться все возрастающая социальная дистанг причем давление может распространиться и на тех, кто с близок.
Таким образом, коммуникация в группе выполняет функцию! мена информацией между членами группы и комплекс функций,! правленных на поддержание отношений, на поддержание са группы.
10.2. СТРУКТУРА И ДИНАМИКА КОММУНИКАЦИИ В МАЛ( ГРУППЕ
Коммуникативная структура малой группы. Структура малой *| пы - это совокупность связей, складывающихся в ней между инс При исследовании малых групп чаще всего выделяют:
-ф- структуру связей и отношений, порождаемых совместной тельностью (экономические, организационные, функциона ные);
•ф- структуру связей, возникающую в процессе общения (стат ролевую и коммуникативную структуры, структуру эмоциона| ных отношений).
В коммуникативной структуре группы учитываются информационные потоки (каналы распространения информации в группе) и объем информации, которым владеет каждый участник группы. В этой структуре особое значение имеют:
.ф. положение, занимаемое индивидом в системе коммуникации (доступ к получению и передаче информации, циркулирующей в группе, объем информации, важной для осуществления жизнедеятельности группы); .ф- направленность и интенсивность коммуникаций в группе.
Еще в конце 1940-х гг. А. Бейвелас попытался экспериментальным путем ответить на вопрос: при какой структуре коммуникативного процесса группа наиболее эффективна в решении поставленной проблемы? Иначе говоря: как должна быть налажена циркуляция информации в группе (кем, кому и как часто должна передаваться), чтобы группа быстрее справилась с задачей? (см.: Донцов А.И. Психология коллектива. М., 1984. С. 50)
Суть эксперимента состояла в следующем. Пять человек рассаживаются за круглым столом, разделенным перегородками на пять кабин, причем так, что участники не видят друг друга. Каждый из них получает карту, на которой изображены пять символов из шести возможных (круг, треугольник, звезда, квадрат, крест, ромб). Поставленная задача состоит в определении общего для всех символа. Соответственно взаимодействие происходит лишь посредством записок, передаваемых через прорези в стенках кабины. Открывая одни и закрывая другие прорези, экспериментатор регулирует циркуляцию информации в группе. Задача считается решенной, когда каждый назовет общий символ.
В эксперименте Бейвеласа использовались три вида коммуникативных сетей: круг (первый испытуемый передает записку второму, второй третьему, тот — четвертому, последний — вновь первому, причем циркуляция возможна и в обратном направлении); цепь (то же, что и в предыдущем варианте, только первый и последний не связаны между собой); крест ( все записки передаются через одного испытуемого, занимающего центральную позицию, остальные Между собой не связаны).
Та же процедура использовалась в экспериментах, проведенных спустя несколько лет Г. Ливиттом. Оба автора исходили из общей гипотезы, что объективно заданная структура коммуникации существенно влияет на поведение членов группы и способ решения поставленных проблем. Позиция испытуемого, предположили авто-РЬ1, предопределяется объемом информации, которая к нему поступает, а также его возможностью влиять на коммуникативный обмен другими членами группы. Человек, обладающий большим
409 408
10.2. Структура и динамика коммуникации в малой группе
объемом информации и большей возможностью регулироват. циркуляцию, выполняет более значимую роль в решении пр мы. Эта роль тем весомее, чем ближе к центру позиция, котор занимает. В случае, когда человек занимает центральную позщ он становится главным субъектом окончательного решения. Та образом, согласно гипотезе, степень централизации должна с* ваться на эффективности решения задачи. Замеры делались в о шении времени решения, числа записок, числа ошибок.
В итоге экспериментов выяснилось, что коммуникативная • типа «крест» обусловливает наиболее быстрое решение задачи | общем наименьшем количестве записок и ошибочных решен Кроме того, оказалось, что индивиды, занимавшие централь позиции, получили большее удовлетворение от работы в гру чбм те, кто находился на периферии коммуникативной сети, предположили авторы, это связано с тем, что такая позиция в•! муникативной сети дает больше шансов выдвинуться в лидеры 1 пйг, т.е. влиять на поведение других, не подвергаясь влиянию $ стороны. Однако общая удовлетворенность членов малой оказалась выше при децентрализованных сетях. ..л
Эксперименты Бейвеласа и Ливитта стимулировали множес] подобных исследований, в которых варьировались типы ком* кативных сетей, а получаемые данные интерпретировались в ру тех же идей.
Следующим этапом в исследовании коммуникативной стр малой группы явились исследования французских психе К. Фашо и С. Московичи. Экспериментаторы впрямую задались! просом о связи типа коммуникативной сети с характером поставленной перед группой. В частности, их интересовал воп| во всех ли случаях централизованная сеть наиболее эффективш
Использованная авторами экспериментальная ситуация венно отличалась от предыдущей. Решая поставленную задачу, ^ па была вольна конструировать коммуникативную сеть. Ни* ограничений на процесс циркуляции информации и ее вид (г менная или устная) не накладывалось. Проводилось тщательно блюдение.
Авторы исходили из предположения, что между характере* дачиГ структурой коммуникаций и способностью группы к нию проблемы существует прямая зависимость. Центральная отводилась задаче, которая, согласно исходному предположен обусловливает формирование той или иной сети коммуник Испытуемым предлагались два типа проблем: в однбм'сяунае' валось установить логическую последовательность предъявле* фигур, и было единственно правильное решение; в другом — 1
данного числа элементов нужно было составить максимальное количество фигур. Решение первой задачи предполагало выработку стратегии, подчиняющейся единым правилам, и требовало тесной координации усилий членов группы. Решение второй задачи не нуждалось в объединении общих усилий, напротив, оно требовало раскрепощения индивидуальной фантазии.
В результате исследования выяснилось, что при решении обеих задач вырабатывались как централизованные, так и децентрализованные сети. Однако группы, решающие первую проблему, в 2 раза чаще приходили к централизации коммуникативного обмена, тогда как во втором случае в 3 раза более продуктивной выступала децентрализованная сеть и именно она формировалась в первую очередь.
Таким образом, исследователи пришли к выводу, что лучше функционирует группа, в которой структура коммуникаций соответствует структуре поставленной задачи, т.е. когда реально сложившаяся коммуникативная сеть адекватна оптимальной для достижения цели. Подобная оптимизация естественным образом происходит в процессе развития группы. Последующие исследования подтвердили эту закономерность.
В малой группе разная информация распространяется разными способами, по разным коммуникативным путям (коммуникативным сетям). Эти сети бывают централизованными и децентрализованными.
В централизованных сетях преимущественно один человек распространяет вокруг себя важную для группы информацию (фронтально, ради-ально или иерархически). Это способствует повышению управляемости группы и более быстрому решению простых задач. Целесообразно передавать по централизованным сетям информацию в случаях, когда надо довести одну и ту жег без искажений, информацию До сведения всех людей, когда необходимо стимулировать развитие лидерства, организационно сплотить группу. Однако следует иметь в виду, что в рамках таких сетей затруднено решение сложных и творческих задач. Широкое их применение может также привести к снижению удовлетворенности от членства в группе.
/I
Рис. 10.1. Виды централизованных коммуникативных структур: а ~ фронтальная; б— радиальная; в — иерархическая
410 411
10.2. Структура и динамика коммуникации в малой группе
Виды централизованных коммуникативных структур (ее малых группах (рис. 10.1):
-Ф- фронтальная — участники не вступают в контакт, но дятся в поле зрения друг друга. Этот факт во многом помс им, так как позволяет увидеть реакции и поведение других1 никое взаимодействия;
-ф- радиальная — вся информация передается членам только через центральное лицо. Отсутствие единства места и! мени передачи информации затрудняет обратную связь с пар рами, которых нельзя увидеть и услышать, зато дает возмол относительно независимо формировать собственную поз*
-ф- иерархическая — структура с двумя и более уровнями!
подчинения членов группы, причем часть из них может вг
друг друга в процессе совместной деятельности, а часть — |
Возможности общения при этом ограничены, и коммун*
могут осуществляться в основном между членами группы,
мающими соседние уровни иерархии. Как следует из схем!
индивида, занимающего верхнюю ступень в иерархии сопод
нения, есть непосредственный помощник, которому, в свою <
редь, подчинены три остальных участника.
В децентрализованных сетях участники равны, каждый О3'"|
может принимать, перерабатывать и передавать информацию, и
общаться с остальными участниками сети. Информация в децег
лизованных сетях может передаваться по кругу или по цепи.
Децентрализованные сети используются, когда необходимой шить творческие задачи, не лимитированные временем, задачи вышенной сложности, развить межличностные отношения, сить удовлетворенность членов группы.
Рис. 10.2. Виды децентрализованных коммуникативных структур: л — цепочка; б— круговая; в — полная
Виды децентрализованных коммуникативных структур в мая группах (рис. 10.2): •ф- цепочка — информация передается последовательно от о$
го члена группы к другому;
л,крУговая ~ отличается тем, что здесь одинаковыми возможностями располагают все без исключения члены группы. Информация может бесконечно долго циркулировать между членами группы, дополняться и уточняться. В такой структуре участники могут непосредственно наблюдать за реакциями друг друга, учитывать их;
^. полная — отсутствуют препятствия для свободного общения и передачи информации.
Вместе с тем, как показывают исследования, общая удовлетворенность работников оказывается наибольшей в случае менее централизованных коммуникативных сетей, а наибольшая удовлетворенность индивида связана с возможностью доступа к максимальному объему информации или максимального влияния на нее (см.: Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. СПб., 2001. С. 568).
Следовательно, особенности коммуникативной структуры малой группы во многом определяются статусно-ролевой структу-, рой. Под статусно-ролевой структурой понимается совокупность отно-шний между индивидами, в основе которой лежат типичные способы поведения, предписанные, ожидаемыми реализуемые участниками группового процесса в соответствии со своей позицией в группе.
Коммуникативная структура группы - это совокупность позиций членов группы в системах информационных потоков, связывающих членов группы между собой и с внешней средой, и концентрации у них того или иного объема групповой информации.
В свою очередь владение информацией — важный показатель положения члена группы в ее иерархии. С одной стороны, доступ к получению, хранению и распределению информации обеспечивает человеку в группе особую роль, особые групповые привилегии. В ряде случаев человека, являющегося информационным центром группы, называют информационным лидером. С другой стороны, информация обычно адресуется именно высокостатусным членам группы, т.е. чем выше статус индивида, тем большим объемом информации он владеет. Характер сообщаемой информации также зависит от групповой позиции человека: чем выше его статус, тем более благожелательный характер придается передаваемой информации.
На практике выбор той или иной коммуникативной сети зави-сит от вида и целей взаимодействия. Необходимость обращения к 'Анализу существующих в группе коммуникативных сетей возникает в случаях, когда общение между ее членами становится неэффек-Г тИвным в свете решаемых задач или нарастает негативный эмоцио-фон во взаимоотношениях.
412 413
10.2. Структура и динамика комм\'никацни в малой группе
Лексика и грамматика коммуникации в малой группе.
' человек включается в группу, его поведение постепенно прибд ется к принятым стандартам — от грубого подражания к освое конвенциональных процедур. Чаще всего те или иные ценности ваиваются благодаря устойчивым эмоциональным реакциям др людей. Установившиеся ориентации используются в социа взаимодействии, поскольку совместное действие значительна легчается, если существует взаимопонимание ее символиче окружения.
Характерной лексической (языковой) особенностью малой гру как формальной, так и неформальной, выступает ее рече) однородность. Эта особенность определяется фактором I ценности, длительностью и регулярностью контактов. Час таких группах коммуниканты используют слова, речевые обра штампы в шутливом или ироническом тоне, который понятен, посвященным.
Другой особенностью речевой коммуникации в малой выступает преобладание оценочных и характер] югцих слов. Это объясняется тем, что в малой группе, где. объединены общим опытом и интересами, важно не столько ; ние предмета, о котором идет речь, сколько имеют значение;| свойства, характеристика и оценка, т.е. новая информация.
Таким образом, члены малой группы обладают общим лексц ким опытом; общие слова и построения высказываний выст своеобразными символами как принадлежности индивида к, социальной группе, так и присущей данной группе социальной) ференциации. Отсюда одним из дополнительных преимущ* членства в группе является легкость коммуникации с себе поде ми (жаргоны, локальный юмор и т.п.).
В какую бы группу ни попал человек, он прежде всего дс научиться внутреннему языку новой группы. Причем нов! нужно усвоить не только принятые категории и их символы^ также невысказанные предпосылки относительно того, как эти < ницы взаимосвязаны. Научаясь мыслить конвенциальными нами, человек становится участником символического окруже данной группы. Он ориентируется во времени и пространстве < мощью координат, используемых группой; он думает в тех же в» жениях, которые использует в разговоре с другими и которые, гие используют в разговоре с ним. Это позволяет сравнивать опыт с чужим, уточнять значения, которые неадекватны, и 1й| чать инструкции относительно того, что неясно.
Поскольку каждый индивид входит в различные малые тру то как коммуникативная личность он является «полиглосснымН
владеет несколькими коммуникативными кодами и умеет правильно пользоваться ими в каждой конкретной группе. А социально «чужое» слово, не связанное с деятельностью членов данной груп-ПЬ1, воспринимается как инородный элемент речи.
Итак, входя в группу, человек неизбежно включается в непрерывный процесс коммуникации, в ходе которого он избирательно вводит в свою систему поведения те шаблоны, которые санкционированы группой. Усваивая конвенциональные значения и символы, новый член группы может достаточно легко становиться участником различных коллективных предприятий. Он научается проводить более тонкие различия, и это позволяет ему принимать участие в более сложных формах кооперации. Каждый коммуникативный канал, который становится ему доступным, вводит его в несколько иное символическое окружение.
Нормы и правила, т.е. грамматика внутригруппового общения, включают принятые модели поведения, допустимую коммуникативную тактику.
В частности, следует обратить внимание на тендерное разнообразие коммуникаций. На основе проведенных исследований было установлено, что у представителей разных полов существует свой коммуникативный «мир»: женщины и мужчины склонны к различным образцам общения.
Мужчины склонны делать акцент на властных полномочиях, в то время как женщины уделяют основное внимание доверительным взаимоотношениям. В целом мужчины отличаются прямолинейностью, предъявляют претензии на поощрение при достижении поставленных целей, но в то же время стремятся замаскировать неуверенность. Женщины в большей степени склонны- к открытому общению с помощью обратной связи и при прочих равных условиях предпочитают «обходные маневры».
Принятые в малой группе нормы часто применяются дифференцирование к каждому ее члену. Например, тех, кто считается слабым и неспособным вынести боль или фрустрацию, прощают чаще и охотнее, чем остальных. Если известно, что у человека бурный темперамент, считается само собой разумеющимся, что он может взорваться даже при слабой провокации. Хорошо успевающего Школьника классный руководитель хвалит иначе, чем ученика, которому задачка по математике далась с трудом.
Коммуникативные навыки, необходимые для успешного общения в группах, — в основном межличностного плана, но есть и Такие, которые направлены на сохранение группы и поддержание ее статуса.
415 414
10.2. Структура и динамика коммуникации в малой группе
Правила коммуникативного поведения в группе включают:
-ф- взаимное признание статусов участников общения как кои кантов и как членов группы;
-ф учет тендерных и иных особенностей моделей общения группы;
-ф- необходимость уметь «считывать» ключевые коммуникат сигналы и в зависимости от ситуации корректировать С1 щения;
-ф- желательность публичного оценивания достижений д| («Молодец! Хорошая идея!»);
-Ф- умение вовремя разрядить обстановку (шутка, анекдот);
-ф- умение выразить согласие с групповыми идеями, действ! решениями;
-ф- умение предложить нужную информацию и идеи группе («| чему бы нам не ...»; обратное действие здесь деструктивно;] просы не по теме»);
-ф- умение оценить предложенные идеи и информацию так, не обидеть («Не вижу ничего плохого в том, чтобы ...»; «За тельно, а не получится ли так, что ...»);
-ф- призыв к другим высказать свое мнение и дать необход* формацию («Ты у нас специалист по таким-то вопросам, думаешь о ...»; это особенно важно для пары лидер — мс ник);
-Ф- умение интегрировать различные идеи и информацию,,! свойство особенно важно для лидера);
-Ф- умение предложить план совместных действий («Поп{ так...»).
Формирование групповой сплоченности и комму малой группе. Коммуникация — прежде всего способ деят ти, который облегчает взаимное приспособление поведений дей. Следовательно, суть коммуникативной деятельности ее не столько в выражении предшествующих мыслей и чувств, ко в установлении такой кооперации, когда поведение каждог меняется и в известной степени регулируется фактом учас гих индивидов. Коммуникация — это такой обмен, который чивает кооперативную взаимопомощь, делая возможной коо{ цию движений большой сложности.
Интегральной характеристикой системы внутригрупповых < ляется степень сплоченности, индексом которой может служить1 или степень совпадения мнений, оценок, установок и позиций члене пы по отношению к объектам, наиболее значимым для группы в
Сплоченность выступает ключевым понятием разработанной К. Левиным теории групповой динамики (см.: Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб., 2000). Сплоченность определяется им как «тотальное поле сил», заставляющее членов группы оставаться в ней. Группа тем сплоченнее, чем больше она отвечает потребностям людей в эмоционально насыщенных межличностных связях. В сплоченных группах создается атмосфера внимательного отношения и взаимной поддержки, у ее членов формируется чувство групповой идентичности. Сплоченность порождает также эмоциональную привязанность, принятие общих задач, обеспечивает группе стабильность даже в самых фрустрирующих обстоятельствах, способствует выработке общих стандартов, которые делают группу устойчивой несмотря на разнонаправленность индивидуальных устремлений.
Среди изученных к настоящему времени механизмов формирования групповой сплоченности особое место принадлежит групповому давлению. В результате его действия происходит подчинение индивида группе в ситуации наличия конфликта между мнением индивида и мнением группы. Такая степень подчинения индивида групповому давлению получила название конформизма или конформного поведения. Впервые модель конформного поведения изучал в экспериментах С. Аш в 19,51 г.
Обычно различают два вида конформизма:
•ф внешний, когда мнение группы принимается индивидом лишь «для формы», а на самом деле он продолжает ему сопротивляться;
ф- внутренний, когда индивид действительно усваивает мнение большинства. Внутренний конформизм и есть, таким образом, результат преодоления конфликта в пользу группы. В свою очередь внутренний конформизм предполагает две линии поведения: некритическое принятие мнения большинства и сознательное признание личностью норм и стандартов группы. Специфическим случаем конформизма, своеобразной конформностью «наизнанку», выступает негативизм -поведение индивида, который противостоит мнению группы даже при оказываемом на него давлении. Однако в этом случае зависимость от группы продолжает сохраняться и проявляется в виде активного проду-.Цирования антигруппового поведения, антигрупповой позиции. Иначе говоря, продолжает сохраняться привязка к групповому мнению, хотя и со знаком минус.
В исследованиях конформности, проводившихся М. Дойчем и 1- Джерардом, были выделены два вида группового влияния: "Ф" нормативное, когда давление оказывает большинство и его мнение воспринимается членом группы как норма;
417 416
10.2. Структура и динамика коммуникации в малой группе
•ф- информационное, когда давление может оказываться» шинством, член группы рассматривает это мнение как и* " цию, на основе которой он сам должен осуществить свой (см.: МайерсД. Социальная психология. СПб., 1996. С. 298); * Нормативный конформизм подразумевает необходимое! чиниться группе, чтобы не быть отвергнутым, сохранить с. хорошие отношения или заслужить одобрение. Информаь влияние имеет место, когда ситуация носит двусмысленный ! тер и мнение окружающих может оказаться ценным источ информации. Любопытно отметить, что после того как челов гласился с той или иной группой, у него возникает довольно*! ная потребность оправдывать выбранное решение.
Таким образом, конформизм проявляется не только в сь сильного влияния группы, но и тогда, когда человек чувству некомпетентным и стремится избежать возможных ошибок, || задание кажется ему чересчур трудным.
Групповая сплоченность с точки зрения процессов ком» в малой группе была исследована также Л. Фестингером. ность анализировалась им на основе данных о частоте и проч коммуникативных связей, обнаруживаемых в группе. Цент понятием, с помощью которого осуществлялся анализ, стало?;! тие когнитивного диссонанса— осознания индивидом противополс своих убеждений мнению другого человека или группы (см.: Теория когнитивного диссонанса. СПб., 1999. С. 223—271).
По мнению Фестингера, процессы социальной коммуш социального влияния неразрывно переплетены с процесса никновения и устранения когнитивного диссонанса. Для инл социальная группа является одновременно и главным источ когнитивного диссонанса, и основным средством его умень или даже полного устранения. Так, информация, получаемая! цессе коммуникации, может содержать элементы, диссонир со взглядом индивида на какую-либо проблему или ситуации более эффективным путем устранения диссонанса между мне индивида и группы является принятие набора когнитивных эле соответствующих точке зрения группы. Причем диссонанс, в! ный столкновением мнений, зависит от следующих факторе!
•ф- количество когнитивных элементов мнения индивида, ющих с противоположным мнением. Чем больше консона отношений, т.е. чем больше количество совпадающих ког ных элементов двух высказываемых мнений, тем мены званный разногласием диссонанс. Таким образом, количе ная характеристика определяет в конечном счете гласия',
.ф. важность когнитивных элементов, включаемых в диссонанс. Чем более важным является элемент, тем больше будет диссонанс. Так, чем более значима проблема для отдельного человека или целой группы, тем важнее будут когнитивные элементы, свидетельствующие о существовании иных взглядов на эту проблему, и тем больше будет диссонанс, вызванный выражением несогласия;
.ф. авторитет человека или группы, выражающих противоположную точку зрения. Диссонанс становится больше, если противоположное мнение высказывается человеком или группой, признанными авторитетными.
Согласно Фестингеру, если диссонанс существует, присутствует и стремление к его уменьшению, и чем больше диссонанс, тем силь-" нее стремление его устранить. Обычно там, где существуют разногласия, используются следующие методы, способы выработки единого мнения в группах:
•ф- самостоятельное изменение мнения субъекта на более распространенное. Именно распространенность мнения является ббя-зательным условием уменьшения диссонанса;
•ф изменение мнения субъекта через влияние;
•ф утверждение превосходства собственного мнения.
Одновременно Фестингер обращает внимание на возможность использования индивидом процессов социального влияния и коммуникации для уменьшения диссонанса. Человек будет прилагать усилия, чтобы получить одобрение членов группы. Он попытается найти тех, кто придерживается аналогичной точки зрения, или повлиять на мнение других. Причем попытки влияния будут направлены главным образом в адрес тех членов группы, которые проявляют наибольшую степень несогласия, так как чем острее разногласия, тем сильнее диссонанс в сознании индивида.
Экология и коммуникация в малой группе. Когда речь идет об экологических, т.е. средовых, аспектах жизнедеятельности группы, Прежде всего подразумевается, что группа располагается в каком-то Пространстве, адаптируется к нему, обживает его.
Пространственные расположения членов группы влияют на развитие внутригруппового взаимодействия, в частности коммуни-дивной его стороны. Так, экспериментальные данные, получен-^е Р. Соммером, показывают, что существует зависимость между пространственным расположением людей в определенном поме-Чении и их взаимодействием и аттракцией (см.: Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. М., 2001. е-165-166).
Р-7621
419 418
10.3. Прагматика коммуникации в малых группах
Близость расположения влияет на усиление коммунш роста аттракции и дружеских отношений. По-видимому, в да случае сказывается и тот факт, что люди размещаются отнюдь,| случайном порядке. В большинстве ситуаций можно отметить гу| тение людей к тем, кто вызывает симпатию, и стремление дк цироваться от тех, кто не вызывает желания общаться. Но этс происходит в группах с сильным директивным руководит жестко контролирующим коммуникативные потоки, вследс чего большая часть информации, если того требует руководи адресуется именно соседям.
Экспериментально было выявлено: сидя за столом квадрат; или прямоугольной формы, члены группы чаще обменивались! формацией с партнерами, находящимися напротив них, неже соседями. На основании этих данных был сделан важный в пра ческом плане вывод о целесообразности размещения учас групповой дискуссии за небольшим круглым столом с целью I чения равномерной коммуникации.
Выбор членами группы того или иного местоположения в : повом пространстве обнаруживает определенную взаимосвязь ] странственной позиции со статусом владельца. К примеру, поз*1 на пересечении внутригрупповых коммуникаций дает ее обла-лю возможность контролировать групповые процессы, еле тельно, возможность повысить свой статус, стать лидером.
Средовые характеристики, безусловно, не ограничиваются • ко пространственным расположением членов группы в обы»; помещении.
Исследования в этом направлении ориентированы также на| чение «экзотических» групп, находящихся в экстремальных ус "•" ях — в изоляции при ограниченности перемещения, высок" грузках, в том числе стрессовых.
Ориентация исследователей на столь специфическую среду^ рее всего связана с особой сложностью и важностью задач, р^ мых группами, скажем, командой альпинистов или подвод лодки, космического корабля и т.п. К тому же необычная обст"^ ка нередко способствует более яркому выражению тех или групповых явлений. Поэтому значение данных исследований в!| дит за рамки решения только практических задач. ;
Обобщая результаты исследований, можно с уверенное! верждать, что причины многих проблем, с которыми сталкива группы, находящиеся в экстремальной ситуации, связаны с ~ нениями в процессе коммуникации. В частности, исследован отмечаются в качестве причин возникающих внутри группы фликтов неэффективность взаимодействия, различия в оценке]
ственного вклада в общую деятельность и вклада других. Еще одна причина обусловлена особенностями взаимодействия с другими группами или отдельными людьми. Довольно часто сложившаяся и существующая автономно группа негативно воспринимает присоединение новых людей, оценивая это как вторжение в сформировавшуюся в данной группе коммуникативную сеть.
В любой малой группе существует также превалирующая «эмоциональная атмосфера», от которой часто зависят самочувствие членов группы и их поступки. Соответственно действия, согласующиеся с превалирующим настроением, в значительной степени облегчаются.
Итак, средовые факторы оказываются важным элементом анализа, поскольку нельзя дать адекватную интерпретацию коммуникативных процессов в группе, не принимая во внимание конкретных условий их протекания.
10.3. ПРАГМАТИКА КОММУНИКАЦИИ В МАЛЫХ ГРУППАХ
Последняя четверть XX в. характеризовалась усилением интереса к прикладным исследованиям малой группы, прежде всего в сфере бизнеса и промышленного производства, семьи, группового тренинга и терапии. В полной мере это утверждение справедливо и в отношении изучения коммуникационных процессов в конкретных видах малых групп.
Семья как коммуникативная система. Семья является разновидностью малой группы, в которой теснейшим образом переплетены элементы внутриорганизационного взаимодействия (члены семьи выполняют соответствующие социальные роли и функциональные обязанности и т.д.) и неформальных отношений (причем как с позитивным знаком в виде проявлений тепла, ласки, интимности, так и с негативным знаком, например в форме физической агрессии относительно детей).
Переломным моментом в исследовании семьи стало возникновение представлений о ней как о системе. Системный подход к семье означает признание, что все в ней взаимосвязано, что семья есть единое целое, единый биологический и социально-психологический организм. Одновременно исследователи семьи характеризуют ее и как основную социокулътурную единицу, посредством которой из поколения в поко-ление передаются традиции, обычаи, привычки и отношения. При этом Исследуются: субсистемы семьи — прежде всего отношения между супругами, родителями и детьми, сиблингами (братьями и сестра-
27-
420 421
10.3. Прагматика коммуникации в малых группах
ми); жизненные циклы семьи; семья как полная система; взаимс ствие семьи как группы с другими группами.
Семья при системном подходе рассматривается как аккумул ванный результат поведения всех ее членов. Это означает, чт ществуют такие характеристики системы, которые превыша* чества индивидуальных членов. Поведение каждого индивида 1 ри семьи связано и зависит от поведения всех остальных. Все ] дение является коммуникацией и, следовательно, влияет; поведение других или находится под их влиянием.
Любую семейную систему можно описать следующими пара рами.
-Ф- Семейные правила. В основе поведения в семье лежат опреде ные устойчивые образцы. Большинство из них не осознав членами семьи, но мы их можем выявить, наблюдая за реаль поведением членов семьи, за тем, как они обсуждают что-л принимают совместные решения и т.д. Правила бывают кул но заданными, и тогда они разделяются многими семьями, аЦ вают уникальными для каждой отдельной семьи.
•$• Семейные последовательности. Последовательность правил мс иметь форму «цепочки», когда устойчивое поведение о^ члена семьи вызывает столь же устойчивое поведение вто]: на которое реагирует третий, и т.д. Например, исходным том выявления последовательности стала жалоба матери на проблемы с сыном. Исследование подтвердило предположен что поведение матери можно объяснить прежде всего ее вза отношениями с отцом ребенка. Так, если она вела себя с сы4 компетентно, то отец «уходил в сторону», а если она оказв лась беспомощной, то проявлял большую активность. Таки\ разом, «беспомощность матери» оказалась психологиче способом поддержки мужа (см.: Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.' хология и психотерапия семьи. СПб., 1999. С. 183).
ф Семейные мифы. Семейные правила составляют основу ми<] Миф — это сложное семейное знание. Оно обычно актуалиэ| ется, когда посторонний человек входит в семью, когда про! дят какие-то значимые перемены либо семья переживает си цию дисфункции. Отмечается, что в дисфункциональной се миф ближе к поверхности, чем в функциональной. Суть мифа заключается в разделяемом членами семьи представл
том, какие мы: «мы — дружная семья», «мы — семья героев» и|
Миф может формироваться в течение нескольких поколений.
ние семейной мифологии часто позволяет понять на первый вз1!
немотивированные поступки членов семейной системы. СемейЯ
миф функционален и в силу этого необходим. Особенно повыи
ся его значение в ситуациях, когда условием выживания семьи как системы выступает ее единство
Однако в ряде случаев миф становится дисфункциональным. Это происходит, когда чрезмерное единение мешает выходу семьи или отдельным ее членам на новый этап развития. Так, в семье, где царит миф «мы — дружная семья», всегда возникают трудности с отделением взрослых детей от родителей. Кроме того, людям, вышедшим из семей, имеющих разную мифологию, редко удается составить собственную семью. Человек-бунтарь не выживет в семье с мифом о том, что «мы — очень порядочные», «все должно быть прилично».
^ Семейная история. Есть определенные закономерности, которые почти всегда воспроизводятся в поколениях, например определенные стереотипы поведения во взаимоотношениях с родителями, брачного поведения и т.д. Исследование семейной истории позволяет узнать эти повторяющиеся в поколениях особенности.
Как и любая другая система, семейная система функционирует в соответствии с законом гомеостаза. Закон гомеостаза проявляется в стремлении системы сохранить свое положения, каким бы оно ни было. Это верно по отношению как к функциональным семьям, так и дисфункциональным.
Отмечается, к примеру, что изменения в лучшую или худшую сторону состояния того члена семьи, который определяется как пациент, обычно оказывают воздействие на других членов семьи, особенно в том, что касается их психического, социального и даже физического здоровья. Так, известен факт резких изменений в семьях психиатрических пациентов (депрессии, психосоматические нарушения и т.п.) в ответ на улучшение состояния пациента. Сторонники коммуникационного подхода объясняют данное явление прежде всего через понятие «семейного гомеостаза», а формы поведения, вызывающие подобного рода изменения, рассматриваются как «го-меостатические механизмы», действие которых направлено на возвращение системы в состояние хрупкого равновесия (см.: Вацла-вик П. и др. Психология межличностных коммуникаций. СПб., 2000. С. 167-181).
Таким образом, многие индивидуальные характеристики членов семьи, особенно симптоматическое поведение, являются в действительности свойствами системы. Нарушенные семьи особенно ус-.Тойчивы к изменениям и часто демонстрируют удивительную способность сохранять зСаШх цио, используя преимущественно отрицательную обратную связь. Вводимая в семейную систему информа-Ция (действия членов семьи или окружения) обрабатывается и
- Часть I
- 1.1. Предмет теории коммуникации
- Б1бл1ятэка белдзярж- ун1верс1тэта
- 1.3. Методы и функции теории коммуникации
- 1.3. Методы и функции теории коммуникации
- 1.3. Методы и функции теории коммуникации
- Глава 1. Теория коммуникации как наука и учебная дисциплина
- Глава 2. Истоки и основные этапы развития теории коммуникации
- 2.2. Современные концепции коммуникации
- 2.3. Теории массовой коммуникации
- Глава 3. Коммуникационный процесс 128 129 1. Структурные модели коммуникации
- Глава 3. Коммуникационный процесс
- Глава 3. Коммуникационный процесс
- Глава 3. Коммуникационный процесс
- Глава 3. Коммуникационный процесс
- Глава 3. Коммуникационный процесс
- Глава 3. Коммуникационный процесс
- Глава 3. Коммуникационный процесс 3.3. Коммуникативные барьеры 155 154
- Глава 3. Коммуникационный процесс 156 3.3. Коммуникативные барьеры 157
- Глава 3. Коммуникационный процесс
- Глава 3. Коммуникационный процесс
- Глава 3. Коммуникационный процесс
- Часть II 5. Дайте характеристики основных элементов коммуникационного процесса.
- Глава 4. Вербальная коммуникация 167 166 4.1. Семиотика. Синтактика, семантика, прагматика
- Глава 4. Вербальная коммуникация
- Глава 4. Вербальная коммуникация
- Глава 4. Вербальная коммуникация
- Глава 4. Вербальная коммуникация
- Глава 4. Вербальная коммуникация
- Глава 4. Вербальная коммуникация
- Глава 4. Вербальная коммуникация 186 4.4. Речь как способ передачи информации 187
- Глава 4. Вербальная коммуникация
- Глава 4. Вербальная коммуникация
- Глава 4. Вербальная коммуникация 192
- Глава 5. Формы речевой коммуникации 194 5.1. Диалог 195
- Глава 5. Формы речевой коммуникации
- Глава 5. Формы речевой коммуникации
- Глава 5. Формы речевой коммуникации 200 5.2. Монолог 201
- Глава 5. Формы речевой коммуникации
- Глава 5. Формы речевой коммуникации
- Глава 5. Формы речевой коммуникации
- Глава 5. Формы речевой коммуникации
- Глава 5. Формы речевой коммуникации 210 211 5.4. Стратегия и тактика аргументации
- Глава 5. Формы речевой коммуникации
- Глава 5. Формы речевой коммуникации
- Глава 5. Формы речевой коммуникации
- Глава 5. Формы речевой коммуникации
- Глава 5. Формы речевой коммуникации
- Глава 5. Формы речевой коммуникации
- Глава 6. Устноречевая коммуникация
- Глава 6. Устноречевая коммуникация
- Глава 6. Устноречевая коммуникация
- Глава 6. Устноречевая коммуникация
- Глава 6. Устноречевая коммуникация
- Глава 6. Устноречевая коммуникация 6.4. Умение слушать 240
- Глава 6. Устноречевая коммуникация
- Глава 6. Устноречевая коммуникация 244 6.4. Умение слушать 245
- Глава 6. Устноречевая коммуникация
- Глава 6. Устноречевая коммуникация
- Глава 6. Устноречевая коммуникация
- Глава 6. Устноречевая коммуникация
- Глава 6. Устноречевая коммуникация
- Глава 7. Письменноречевая коммуникация
- Глава 7. Письменноречевая коммуникация
- Глава 7. Письменноречевая коммуникация
- Глава 7. Письменноречевая коммуникация
- Глава 7. Письменноречевая коммуникация 276 277 7.2- Навыки и умения письма и чтения
- Глава 7. Письменноречевая коммуникация 7.2. Навыки и умения письма и чтения 279 278
- Глава 7. Письменноречевая коммуникация 292 Контрольные вопросы 293
- Глава 7. Письменноречевая коммуникация 294
- Глава 8. Невербальная коммуникация
- Глава 8. Невербальная коммуникация 304 ;.2. Пара- и зкстралингвистические особенности невербальной коммуникации 305
- Глава 8. Невербальная коммуникация
- Глава 8. Невербальная коммуникация
- Глава 8. Невербальная коммуникация
- Глава 8. Невербальная коммуникация
- Глава 8. Невербальная коммуникация
- Глава 8. Невербальная коммуникация
- 8.4. Жесты
- Глава 8. Невербальная комм)т!икация
- Глава 8. Невербальная коммуникация
- Глава 8. Невербальная коммуникация
- Глава 8. Невербальная коммуникация 324 325 8.6. Позы и походка
- Глава 8. Невербальная коммуникация
- Глава 8. Невербальная коммуникация
- Глава 8. Невербальная коммуникация
- Глава 8. Невербальная коммуникация
- Глава 8. Невербальная коммуникация 334
- Часть III
- Глава 9. Межличностная коммуникация 338 9.1. Понятие межличностной коммуникации 339
- Глава 9. Межличностная коммуникация 340 ул. Понятие межличностной коммуникации 341
- Глава 9. Межличностная коммуникация
- Глава 9. Межличностная коммуникация
- Глава 9. Межличностная коммуникация 394 Выводы 395
- Глава 9. Межличностная коммуникация 396
- Глава 10. Коммуникация в малых группах
- Глава 10. Коммуникация в малых группах
- Глава 10. Коммуникация в малых группах 430 Литература 431
- Глава 11
- Глава 11. Массовая коммуникация 11.1. Понятие массовой коммуникации 434 435
- Глава 11. Массовая коммуникация
- Глава 11. Массовая коммуникация
- Глава 11. Массовая коммуникация
- Глава 11. Массовая коммуникация 442 11.2. Струьтура и функции массовой коммуникации 443
- Глава 11. Массовая коммуникация
- Глава 11. Массовая коммуникация
- Глава 11. Массовая коммуникация 11.2. Структура и функции массовой коммуникации 451 450
- Глава 11. Массовая коммуникация 452 11.2. Структура и функции массовой коммуникации 453
- Глава 11. Массовая коммуникация
- Глава 11. Массовая коммуникация
- Глава 11. Массовая коммуникация 458 11.2. Структура и функции массовой коммуникации 459
- Глава 11. Массовая коммуникация
- Глава 11. Массовая коммуникация 11.2. Структура и функции массовой коммуникации 462 463
- Глава 11. Массовая коммуникация 11.2. Структура и функции массовой коммуникации 465 464
- Глава 11. Массовая коммуникация 11.3. Эффективность массовой коммуникации 467 466
- Глава 11. Массовая коммуникация 468 11.3. Эффективность массовой коммуникации 469
- Глава 11. Массовая коммуникация
- Глава 11. Массовая коммуникация 11.3. Эффективность массовой коммуникации 472 473
- Глава 11. Массовая коммуникация 11.3. Эффективность массовой коммуникации 474 475
- Глава 11. Массовая коммуникация
- Глава 11. Массовая коммуникация 478
- Часть IV
- Глава 12
- Глава 12. Коммуникации в организациях
- Глава 12. Коммуннкациил) организациях
- Глава 12. Коммуникации в организациях
- Глава 12. Коммуникации в организациях
- Глава 12. Коммуникации в организациях
- Глава 12. Коммуникации в организациях
- Глава 12. Коммуникации в организациях 512
- Глава 13
- Глава 13. Политическая коммуникация 514 13.1.'Понятие политической коммуникации 515
- Глава 13. Политическая коммуникация 522 13.3. Электоральная политическая коммуникация 523
- Глава 13, Политическая коммуникация
- Глава 13. Политическая коммуникация 13.3. Электоральная политическая комм)гникация 526 527
- Глава 13. Политическая коммуникация 528 13.3. Электоральная политическая коммуникация 529
- Глава 13. Политическая коммуникация
- Глава 13. Политическая коммуникация 544
- Глава 14
- Глава 14. Публичная коммуникация
- Глава 14. Публичная коммуникация
- Глава 14. Публичная коммуникация
- Глава 14. Публичная коммуникация
- 14.3. Устная публичная учебная коммуникация
- Глава 14. Публичная коммуникация
- 14.3. Устная публичная учебная коммуникация
- Глава 14. Публичная коммуникация
- 14.4. Устная деловая публичная коммуникация
- Глава 14. Публичная коммуникация
- Глава 14. Публичная коммуникация
- Глава 14. Публичная коммуникация 562 14.4. Устная деловая публичная коммуникация 563
- Глава 14. Публичная коммуникация 564 14.4. Устная деловая публичная коммуникация 565
- Глава 14. Публичная коммуникация
- Глава 14. Публичная коммуникация
- Глава 14. Публичная коммуникация 14.5. Устная публицистическая коммуникация 571 570
- Глава 14. Публичная коммуникация
- Глава 14. Публичная коммуникация
- Глава 14. Публичная коммуникация
- Глава 15
- Глава 15. Межкультурная коммуникация 580 15.1. Понятие межкультурной коммуникации 581
- Глава 15. Межкультурная коммуникация
- Глава 15. Межкультурная коммуникация
- Глава 15. Межкультурная коммуникация
- Глава 15. Межкультурная коммуникация
- Глава 15. Межкультурная коммуникация
- Глава 15. Межкультурная коммуникация 15.3. Формы межкультурной коммуникации 594 595
- Глава 15. Межкультурная коммуникация
- Глава 15. Межкультурная коммуникация
- Глава 15. Межкультурная коммуникация
- Глава 15. Межкультурная коммуникация
- Глава 15. Межкультурная коммуникация
- Глава 15. Межкультурная коммуникация
- Часть I
- Глава 1. Теория коммуникации как наука и учебная дисциплина ....... 9
- Глава 2. Истоки и основные этапы развития теории
- Глава 3. Коммуникационный процесс .............................. 126
- Часть II
- Глава 4. Вербальная коммуникация ................................. 165
- Глава 5. Формы речевой коммуникации ............................. 193
- Глава 6. Устноречевая коммуникация............................... 224
- Глава 7. Письменноречевая коммуникация ......................... 260
- Глава 8. Невербальная коммуникация .............................. 295
- Часть III
- Глава 9. Межличностная коммуникация ............................ 337
- Глава 10. Коммуникация в малых группах........................... 397
- Глава 11. Массовая коммуникация.................................. 432
- Часть IV
- Глава 12. Коммуникации в организациях ........................... 481
- Глава 13. Политическая коммуникация ............................. 513
- Глава 14. Публичная коммуникация ................................ 545
- Глава 15. Межкультурная коммуникация ............................ 578