logo search
ответы 2011

11. Системно-экологическая модель социальной работы.

Системно-экологические модели стали применяться в СР недавно. Системные идеи пришли в СР из общей теории систем (Ф. Берталанфи)-развивались первоначально в биологии.

В 70-е гг. 20 в. системные идеи стали проникать в другие области знаний. Возникла парадигма системного подхода.

В основе системного подхода лежит следующая идея: все соц. системы являются частью более общих систем. Сами системы-это нечто большее, чем сумма компонентов. Суть-все элементы взаимосвязаны; эта взаимосвязь такова, что изменения одного компонента повлечет изменение другого =>системы в целом. Все системы стремятся к гомеостазу (постоянству внутренней среды). Это фундаментальная способность всех живых систем. Синергия-способность системы создавать собственную энергию для собственного поддержания.

2 формы системных теорий:

1. общая теория систем (Пинкус, Минахан) В социальном пространстве различают несколько видов систем: 1) естественные (семья, друзья)-неформальные системы (коллеги); 2)формальные (создаются общ-вом, гос-вом)-выполняют форм. ф-ии (студ. совет); 3) социэтальные (институциональные)-учр. здрав., образ., культ. (ВУЗ как учебное завед.)

Часто человек сталкивается с проблемой из-за незнания о существовании определенных систем, ресурсов (пожилые страдают от одиночества-неформальные системы отсутствуют, т.к. связь с детьми утрачена и они могут не знать о наличие формальных организаций, напр. КЦСОН); цель работы-помочь установить связи или их модифицировать.

2. экологическая теория систем (виталистская)-(Гиттерман, Гирмейн-кон. 70-х)

Люди постоянно взаимодействуют с окружающей социальной средой=>постоянный процесс адаптации человека к среде и среды к человеку. Ативная и пассивная адаптация.

Важнейшим является соответствие ожиданий человека и требований окружающей среды (взаимная адаптация); это часто недостижимо из-за соц. Проблем (бедность, дискриминация, стигматизация, неравные возможности). Загрязнение окруж. среды затрудняет процесс взаимной адаптации. Из-за этого нарушается функционирование человека. Соц. проблемы продуцируют личные проблемы, которые человек сам не может часто преодолеть самостоятельно. Многое зависит от ресурсов, потенциала человека и его возможностей. Необходимо использовать ресурсы окруж. среды.

Главная цель СР-ты – усиление адаптивной способности человека (научение новым навыкам, с одной стороны и воздействие на окруж. среду, с другой.)

Эта модель широко используется в зарубежной СР-те при реализации технологий консультирования и при осуществлении психосоциальной и социально-педагогической работы с клиентами.

Экологическая модель породила целое направление практической социально работы – network (сетевая работа) – усилия профессионала по нахождению для клиента соц. систем и научение клиента использовать ресурсы этих систем (напр., клуб молодых родителей, где обмениваются одеждой, игрушками, колясками, семьи, где дети выросли , а продавать не хотят, то отдают в эти клубы для временного пользования – в г. Кировске // с пожилым человеком – нахождение родственников или подходящих систем – напр., организация досуга, бытовая помощь – Шведский опыт волонтерского центра в пос. Кукисвумчорр). Это не только поиск систем, но и создание систем.

Сетевая работа: 1) личностная (работа с клиентом, направленная на самоусиление, развитие каких-либо навыков) 2) социальная (оптимизация существующих систем) Обычно проводится вместе.