logo
ответы 2011

35.Профессионально-этические основы социальной работы

Современный подход к проф.-этическим качествам соц. раб-ка закреплен в квалификационной характеристике «Спец-ст по соц. р-те» (1991 год). Проф. стандарты, требования к соц.раб-ку основываются на кодексе этики и проф. умений, к-ый служит в качестве руководства в каждодневном поведении соц. раб-ков, основываются на фундаментальных общечеловеческих ценностях и учитывают достоинство и уникальность каждой личности, ее права и возможности.  Соц. р-та направлена на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно «слабых» социальных групп, испытывающих нужду в процессе своей жизнед-ти. Поэтому, основываясь на гуманизме и нравственности, соц. р-та ориентируется на благополучие людей, соц. справедливость, достоинство индивида. Наиб. известная декларация о ценностях этики, к-ой руководствуются все современные соц. раб-ки, это «Кодекс этики Национ. Ассоциации соц. раб-ков», принятый в США в 1997 году. Профессионалу положено знать, когда, как и в какой мере могут быть сделаны исключения из правил. Но существует проф. обязанность действовать насколько возможно в соответствии с принципами проф. д-ти. В Кодексе сформулированы принципы, формирующие личность соц. раб-ка, его специфический подход к овладению профессией и На российской конференции членов межрегиональной Ассоциации работников соц. служб (22 мая 1994г.) был принят проф-этический кодекс соц.раб-ка, в к-ом сформулированы моральные пр-пы д-ти в сфере соц. обслуживания. Пр-п моральной ответственности перед клиентом: работники соц.служб должны относиться к клиентам с присущей их профессии гуманистической направленностью; интересы клиентов явл приоритетными для работников соц.служб; благополучие клиента должно рассматриваться в качестве основного факторапри принятии любого решения работником службы;работники соцу.служб должны соблюдать конфиденциальный характер отношений с клиентами и заботиться о неразглашении полученной информации; работники соц.служб должны способствовать свободному, самостоятельному и осознанному решению клиентом своих проблем. Пр-п моральной ответственности перед об-вом: д-ть раб-ков соц.служб д. способствовать росту благосостояния об-ва; раб-ки соц.служб должны откликаться на просьбу любого клиента внезависимости от его образа жизни, происхождения, пола, сексуальной ориентации, возраста и состояния зд-я. Пр-п моральной ответственности перед профессией и коллегами: работники соц.служб обязаны накапливать и углублять свои знания и полноценно их использовать в проф. д-ти; работники соц.служб должны поддерживать и укреплять всё то, что способствует осуществлению ими своего назначения; раб-к соц.службы д. стремиться к сотрудничеству со своими коллегами в интересах своих клиентов; отношения между работниками соц.служб должны строиться на взаимном уважении и доверии (Топчий Л.В., 1997г.). Законодательство не может предусмотреть все многообразие социальной жизни, поэтому иногда благополучие клиента вступает с ним в противоречие. Патерналистские действия включают вмешательство в желания клиентов или их свободу для их собственного блага с целью ограничить саморазрушительные действия клиента. Патернализм считает возможным обязывать клиента принимать услуги против желания или принудительно, утаивать информацию или предоставлять дезинформацию. Этот случай вызывает споры о пределах допустимости патернализма способны осознать свое положение и принять оптимальное решение. Необходимость говорить правду. Соц. раб-к, следуя Этическому кодексу, должен сохранять сведения, полученные от клиента конфиденциально. Хотя это справедливо почти всегда, в отдельных случаях соц. раб-к вынужден рассматривать возможность раскрытия инф-ции, когда, н-р, сущ-ет угроза того, что клиент может нанести вред третьему лицу. Отсюда возникает необходимость информировать клиента о границах конфиденциальности в той или иной конкр. ситуации, о целях получения инф-ции и ее использовании. Этические кодексы, в к-х соц. раб-ки стремятся найти ответы, составлены в общих терминах и с относительно высокой степенью абстракции и содержат пр-пы, к-ые противоречивы и сами представляют этическую дилемму. России еще предстоит фундаментально разработать стандарты и нормы проф-этического поведения специалистов по соц. р-е. Новая парадигма соц. р-ты выдвигает систему требований к квалификации и морально-этическому поведению спец-ста по соц.рте.