20. Методика исследований в социальной работе
Социальная работа – это вид профессиональной деят-ти, которая влияет на благополучие каждого индивида и общества в целом. Только отдельные спец-ты по с.р. занимаются научной деят-ю в сфере с.р., но иногда даже в повседневной деят-ти рядового спец-та возникают сит-ции, требующие применения методов научного исследов-ния (н-р, необходимость провести анкетирование среди нас-я по какому - либо соц. вопросу, чтобы иметь больше информации по проблеме). Поскольку с. р. междисциплинарная наука, множество методов она приняла из других областей - н-р, из социологии – анк-ние, интервьюирование; из психологии – тестирование (для психосоц. работы). Исследование – это система теоретических и методических процедур, позволяющих получить достоверные знания об изучаемом объекте. Процедура исследования – последовательность всех операций, общая система действий и способов орг-ции иссл-я. Проведение И-я в с. р. требует след. этапов: 1. этап сбора предварит-й инф-ции по интересующей исл-ля теме 2.Разр-ка пр-мы иссл-я и методического инструментария (анкеты, опросники и т.д.). Пр. иссл-я – науч. документ излагающий общую концепцию исслед-я (форм-ка проблемы иссл-я, цели, з-ч, О-т, предмет иссл-я, форм-ся гипотеза, проект выборки и т.д.) 3.Полевой этап сбора первичной соц-ой инф-ции (здесь важен контроль за сбором данных) 4. Обр-ка и ан-з данных (систематизация инф-ции) 5.Формулироание выводов и подг-ка отчета об иссл-ии. Методы эмпирических исследований в социологии принято разделять на количественные и качественные.
количественные методы исследования - это все методы массового сбора данных, которые позволяют выявить типичность ситуации. Относ-ся: Изучение документов включает в себя традиционный анализ, комбинированный анализ, контент- анализ. Традиционный метод предполагает привычный способ осмысления содержания документа путем его прочтения, прослушивания или просматривания. Контент - анализ можно определить как особый метод анализа документов, который заключается в переводе текстовой информации в количественные показатели с последующей ее обработкой. Анкетный опрос предполагает сбор данных с помощью бланка анкеты с открытыми и закрытыми вопросами. Эксперимент – наблюдение в искусственно созданных условиях. В противоположность количественным, качественные методы ориентированы не на массовый сбор данных, а на достижение углубленного понимания исследуемых социальных явлений. относятся: Интервью – это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт с респондентом. Наблюдение - прямая регистрация событий очевидцами. Исследование отдельной общности — кейс-стади. традиционная тактика качественного исследования для изучения уникального объекта в совокупности его взаимосвязей. Таким объектом прежде всего может быть замкнутая общность, труднодоступная для изучения другими методами: «дно» общества (преступные группировки, бомжи, нищие), социальные элиты, религиозные секты. О-т интереса в кейс-стади имеет четко очерченные границы в социальном пространстве: узкий коллектив. В тактике кейс-стади исследователи на протяжении длительного времени становятся участниками повседневной жизни данной группы, изучают систему взаимоотношений, значимость определенных событий. Длительное «погружение» в поле своего исследования дает возможность всесторонне рассмотреть «случай» в единстве его взаимосвязей и динамике развития, понять групповые нормы и ценности, структуру ролей. На мой взгляд, навыками применения исследовательских методик должен владеть каждый спец-ст по с.р.
- 1.Социальная работа как феномен современного мира
- 2. Особенности реализации технологии социальной диагностики.
- 3. Исторические проблемы становления и развития социальной работы в России.
- 4. Особенности реализации технологии социальной профилактики.
- 5. Исторические проблемы становления и развития социальной работы за рубежом
- 6.Социальная опека.
- 7.Экономические основы социальной работы.
- 8.Социальная экспертиза.
- 9. Проблема нот в социальной работе.
- 10. Основные формы технологий социальной работы в системе здравоохранения
- 11. Системно-экологическая модель социальной работы.
- 12.Основные формы технологий социальной работы в образовательной системе.
- 13.Социальная политика, социальная безопасность и социальная работа.
- 14.Основные формы технологий социальной работы в правоохранительных органах.
- 15. Посредничество в социальной работе.
- 16. Правовое обеспечение социальной работы
- 17. Социальное прогнозирование
- 18. Конфликтология в социальной работе
- 19. Консультирование в социальной работе
- 20. Методика исследований в социальной работе
- 21.Технология социального моделирования
- 22.Проблемы социальной защиты семьи, материнства и детства.
- 23.Опыт технологической деятельности в системе социальной работы в России
- 24. Гендерные аспекты социальной работы.
- 25.Технологии социальной работы с пожилыми людьми
- 26. Проблемыи особенности социальной работы с пожилыми людьми.
- 27.Технологии социальной работы в сфере занятости населения
- 28.Проблемы социальной работы с молодежью.
- 29.Опыт технологической деятельности в системе социальной работы за рубежом.
- 30.Особенности реализации технологии социальной терапии
- 31.Социально-медицинские проблемы населения, их учет в социальной работе.
- 32.Особенности реализации технологии социальной адаптации
- 33.Проблемы научной идентификации социальной работы
- 34.Особенности реализации технологии социальнойреабилитации
- 35.Профессионально-этические основы социальной работы
- 36.Социальное страхование
- 37.Особенности организации, управления и администрирования в социальной работе
- 38.Проблемы регулирования рынка труда и занятости населения.
- 39.Технологии социальной работы с детьми и семьями.
- 40. Проблемы психосоциальной работы с населением
- 41.Технологии социальной работы с молодежью.
- 42. Социально-педагогическая д-ть в системе соц.Работы
- 43. Технологии с.Р. С людьми с огранич. Физ. И психич. Возможностями
- 44. Опыт организационно – административной р-ты в сист. Сзн
- 45. Социология социальной работы
- 46. Основные формы технологий социальной работы в пенитенциарной системе
- 48. Проблема технологизации социальной работы
- 49. Перспективы развития с.Р. В России и за рубежом
- 50. Технологии с.Р-ты с военнослужащими в армии