15. Значение понятия «зона ближайшего
развития» для возрастной психологии
Зона ближайшего развития - это расстояние между
уровнем актуального развития ребенка и уровнем возмож-
ного развития, определяемым с помощью задач, решае-
мых под руководством взрослых. Как пишет Л. С. Выгот-
ский, «зона ближайшего развития определяет функции,
не созревшие еще, но находящиеся в процессе созрева-
ния... Уровень актуального развития характеризует успе-
хи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона
ближайшего развития характеризует умственное разви-
тие на завтрашний день».
Понятие зоны ближайшего развития имеет важное тео-
ретическое значение и связано с такими фундаменталь-
ными проблемами детской и педагогической психологии,
как возникновение и развитие высших психических функ-
ций, соотношение обучения и умственного развития,
движущие силы и механизмы психического развития ре-
бенка.
Зона ближайшего развития - логическое следствие за-
кона становления высших психических функций, которые
формируются сначала в совместной деятельности, в со-
трудничестве с другими людьми (в зоне ближайшего раз-
вития), постепенно становятся внутренними психически-
ми процессами субъекта (формой актуального развития).
Феномен зоны ближайшего развития свидетельствует
о ведущей роли обучения в умственном развитии детей.
Обучение должно ориентироваться не столько на уже со-
зревшие функции, пройденные циклы развития, сколько
на созревающие функции. Обучение, разумеется, может
ориентироваться на уже пройденные циклы развития -
- 1 Возрастная психология и психология развития в системе психологической науки.
- 2 Движущие силы психического развития.
- 3 Концепция л.С.Выготского о культурной среде как источнике психического развития.
- 4 Методы исследования в возрастной психологии и психологии развития.
- 5. Проблема возраста в психологии развития.
- 6. Принцип развития в возрастной психологии.
- 7. Характеристика критических и литических периодов развития.
- 8. Периодизации психического развития с.Холла, к.Гетчинсона.
- 9. Периодизация психического развития в теориях д. Селли и э.Меймана.
- 10. Периодизация психического развития в теории э. Клапареда.
- 15. Значение понятия «зона ближайшего
- 16. Понятие «ведущей деятельности» в возрастной психологии.
- 17. Роль общения в психическом развитии.
- 18. Развитие мышления в онтогенезе (отечественные и зарубежные концепции).
- 19. Ситуация появления ребенка на свет. Кризис рождения.
- 2. 2 Года –11 лет – стадия конкретных операций (2 года – 7 лет – дооперациональный этап),
- 3. С 12 лет – стадия формальных операций.
- 11. Периодизация психического развития в теории э. Эриксона.
- 12. Периодизация психического развития в теории з. Фрейда.
- 13. Периодизации психического развития в теории ж. Пиаже.
- 14. Общая характеристика основных подходов психического развития в отечественной психологии (п. Блонского, л. Выготского, д.Эльконина, л. Божович).
- 20 Ответ.
- 25 Кризис трехлетнего возраста - этап онтогенеза,
- 40Психологические особенности людей пожилого возраста
- 38 Развитие в зрелых возрастах в концепции э.Эриксона
- 31Психологическая готовность ребенка
- 34. Особенности личности подростка
- 32. Социальная ситуация развития младшего