11. Периодизация психического развития в теории э. Эриксона.
Развитие психики человеческого индивида -- это обусловленный и вместе с тем активный саморегулирующийся процесс. Это -- внутренне необходимое движение, "самодвижение" от низших к высшим уровням жизнедеятельности, в котором внешние обстоятельства, обучение и воспитание всегда действуют через внутренние условия; с возрастом постепенно увеличивается роль собственной активности индивида в его психическом развитии, в формировании его как личности. Согласно Эриксону, каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время и сопровождается так называемым возрастным кризисом. Кризис наступает в связи с достижением индивидуумом определенного уровня психологической и социальной зрелости, необходимого и достаточного для данной стадии. Каждая из фаз жизненного цикла характеризуется фазо-специфической эволюционной задачей, которая на определенном этапе жизни предъявляется человеку и должна найти свое разрешение. Под фазо-специфической эволюционной задачей Э. Эриксон подразумевал какую-либо проблему в социальном развитии, которую общество ставит перед личностью, и разрешение которой способствует переходу на новый, более успешный уровень социализации. Общеизвестно, что движущими силами развития психики человека являются внутренние противоречия, конфликты. Успешно разрешая которые личность развивается. В теории Эриксона, конфликты играют жизненно важную роль, потому что и рост и расширение сферы межличностных отношений связанны с растущей уязвимостью функций эго на каждой стадии. В то же время, он отмечает, что кризис означает "не угрозу катастрофы, а поворотный пункт, и тем самым онтогенетический источник, как силы, так и недостаточной адаптации" Каждый психосоциальный кризис содержит и позитивный и негативный компоненты. Если конфликт разрешен удовлетворительно, то есть эго обогатилось положительными качествами, следовательно, это гарантирует здоровое развитие личности в дальнейшем. И наоборот, если конфликт остается неразрешенным или получает неудовлетворительное разрешение в развивающееся эго встраивается негативный компонент, что создает предпосылки к развитию невроза данного кризиса и отрицательно влияет на прохождение остальных фаз.
Задача личности, таким образом, заключается в том, что бы адекватно решался каждый кризис, что позволит подойти к следующей стадии развития более адаптивной и зрелой личностью.
- 1 Возрастная психология и психология развития в системе психологической науки.
- 2 Движущие силы психического развития.
- 3 Концепция л.С.Выготского о культурной среде как источнике психического развития.
- 4 Методы исследования в возрастной психологии и психологии развития.
- 5. Проблема возраста в психологии развития.
- 6. Принцип развития в возрастной психологии.
- 7. Характеристика критических и литических периодов развития.
- 8. Периодизации психического развития с.Холла, к.Гетчинсона.
- 9. Периодизация психического развития в теориях д. Селли и э.Меймана.
- 10. Периодизация психического развития в теории э. Клапареда.
- 15. Значение понятия «зона ближайшего
- 16. Понятие «ведущей деятельности» в возрастной психологии.
- 17. Роль общения в психическом развитии.
- 18. Развитие мышления в онтогенезе (отечественные и зарубежные концепции).
- 19. Ситуация появления ребенка на свет. Кризис рождения.
- 2. 2 Года –11 лет – стадия конкретных операций (2 года – 7 лет – дооперациональный этап),
- 3. С 12 лет – стадия формальных операций.
- 11. Периодизация психического развития в теории э. Эриксона.
- 12. Периодизация психического развития в теории з. Фрейда.
- 13. Периодизации психического развития в теории ж. Пиаже.
- 14. Общая характеристика основных подходов психического развития в отечественной психологии (п. Блонского, л. Выготского, д.Эльконина, л. Божович).
- 20 Ответ.
- 25 Кризис трехлетнего возраста - этап онтогенеза,
- 40Психологические особенности людей пожилого возраста
- 38 Развитие в зрелых возрастах в концепции э.Эриксона
- 31Психологическая готовность ребенка
- 34. Особенности личности подростка
- 32. Социальная ситуация развития младшего