19. Ситуация появления ребенка на свет. Кризис рождения.
Кризис новорожденности-смена среды обитания, замена мира или «дискретность», свет, температура, питание ,дыхание, «эмонсипация» первый и сильнейший стресс перерезание пуповины
Это направление в теориях периодизаций было развито Э. Клапаредом и Ж. Пиаже. Отождествляя психическое развитие с формированием мышления, они доказывали, что критерием деления детства на периоды служат переходы от одного вида мышления к другому.
Клапаред выделил четыре этапа в психическом развитии:
• от рождения до 2 лет – в этот период у детей преобладает интерес к внешней стороне вещей, а потому интеллектуальное развитие связано главным образом с развитием восприятия;
• от 2 до 3 лет – на этом этапе у детей развивается речь, поэтому их познавательные интересы сконцентрированы на словах и их значениях;
• от 3 до 7 лет – на этой стадии начинается собственно интеллектуальное развитие, т.е. развитие мышления, причем у детей преобладают общие умственные интересы;
• от 7 до 12 лет – на этом этапе начинают проявляться индивидуальные особенности и склонности детей, так как их интеллектуальное развитие связано с формированием специальных интересов.
Периодизация Клапареда была направлена на объяснение широкого круга проблем - от механизмов психического развития до технологий обучения на определенных этапах онтогенеза. Было показано, что эта концепция имеет не только теоретическое, но и прикладное значение, позволяющее использовать ее данные в процессе воспитания, социализации детей.
Огромное значение для понимания динамики становления интеллекта имели работы ученика Клапареда Ж.Пиаже, раскрывшего не только периоды, но и механизмы восхождения от одной стадии к другой.
Как известно, он выделил три периода:
1. 0-2 года – стадия сенсомоторного интеллекта,
- 1 Возрастная психология и психология развития в системе психологической науки.
- 2 Движущие силы психического развития.
- 3 Концепция л.С.Выготского о культурной среде как источнике психического развития.
- 4 Методы исследования в возрастной психологии и психологии развития.
- 5. Проблема возраста в психологии развития.
- 6. Принцип развития в возрастной психологии.
- 7. Характеристика критических и литических периодов развития.
- 8. Периодизации психического развития с.Холла, к.Гетчинсона.
- 9. Периодизация психического развития в теориях д. Селли и э.Меймана.
- 10. Периодизация психического развития в теории э. Клапареда.
- 15. Значение понятия «зона ближайшего
- 16. Понятие «ведущей деятельности» в возрастной психологии.
- 17. Роль общения в психическом развитии.
- 18. Развитие мышления в онтогенезе (отечественные и зарубежные концепции).
- 19. Ситуация появления ребенка на свет. Кризис рождения.
- 2. 2 Года –11 лет – стадия конкретных операций (2 года – 7 лет – дооперациональный этап),
- 3. С 12 лет – стадия формальных операций.
- 11. Периодизация психического развития в теории э. Эриксона.
- 12. Периодизация психического развития в теории з. Фрейда.
- 13. Периодизации психического развития в теории ж. Пиаже.
- 14. Общая характеристика основных подходов психического развития в отечественной психологии (п. Блонского, л. Выготского, д.Эльконина, л. Божович).
- 20 Ответ.
- 25 Кризис трехлетнего возраста - этап онтогенеза,
- 40Психологические особенности людей пожилого возраста
- 38 Развитие в зрелых возрастах в концепции э.Эриксона
- 31Психологическая готовность ребенка
- 34. Особенности личности подростка
- 32. Социальная ситуация развития младшего