logo
Voprosy_k_ekzamenu_Vozr_i_Psikh_raz_12_1 (2) (1

19. Ситуация появления ребенка на свет. Кризис рождения.

Кризис новорожденности-смена среды обитания, замена мира или «дискретность», свет, температура, питание ,дыхание, «эмонсипация» первый и сильнейший стресс перерезание пуповины

Это направление в теориях периодизаций было развито Э. Клапаредом и Ж. Пиаже. Отождествляя психическое развитие с формированием мышления, они доказывали, что критерием деления детства на периоды служат переходы от одного вида мышления к другому.

Клапаред выделил четыре этапа в психическом развитии:

от рождения до 2 лет – в этот период у детей преобладает интерес к внешней стороне вещей, а потому интеллектуальное развитие связано главным образом с развитием восприятия;

от 2 до 3 лет – на этом этапе у детей развивается речь, поэтому их познавательные интересы сконцентрированы на словах и их значениях;

от 3 до 7 лет – на этой стадии начинается собственно интеллектуальное развитие, т.е. развитие мышления, причем у детей преобладают общие умственные интересы;

от 7 до 12 лет – на этом этапе начинают проявляться индивидуальные особенности и склонности детей, так как их интеллектуальное развитие связано с формированием специальных интересов.

Периодизация Клапареда была направлена на объяснение широкого круга проблем - от механизмов психического развития до технологий обучения на определенных этапах онтогенеза. Было показано, что эта концепция имеет не только теоретическое, но и прикладное значение, позволяющее использовать ее данные в процессе воспитания, социализации детей.

Огромное значение для понимания динамики становления интеллекта имели работы ученика Клапареда Ж.Пиаже, раскрывшего не только периоды, но и механизмы восхождения от одной стадии к другой.

Как известно, он выделил три периода:

1. 0-2 года – стадия сенсомоторного интеллекта,