34. Особенности личности подростка
Выделяют следующие виды направленности личности
подростка:
- гуманистическая направленность - отношение подростка к себе и обществу положительны;
- эгоистическая направленность - он сам является более значимым, чем общество;
-депрессивная направленность - он сам никакой ценности не представляет для себя. Его отношение к обществу можно назвать условно положительным;
-суицидальная направленность - ни общество, ни
личность для самой себя не представляет никакой ценности. Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, все большая опора на внутренние критерии. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности - самопознания. Основной формой самопознания подростка является сравнение себя с другими людьми - взрослыми, сверстниками.
Отрочество благодаря потребности познать себя (идентификация с собственным «Я») и стремлению открыть через постоянные рефлексии свою ускользающую сущность лишает подростка спокойной душевной жизни. Рефлексии на себя и других открывают в отрочестве глубины
своего несовершенства - и подросток уходит в состояние психологического кризиса. Но кризис отрочества обогащает подростка знаниями и чувствами таких глубин, о которых он даже не подозревал в детстве. Пройдя через собственные душевные муки, подросток приобретает
идентификацию с собой и с другими, впервые овладевает опытом целенаправленного обособления.
37 Общая характеристика зрелого возрастаИндивидуальное развитие взрослого человека пред-ставляет собой продолжение онтогенеза с заложенной в нём филогенетической программой. В период после ран-ней юности процесс созревания индивида и личности продолжается, проходя через стадии молодости, взрослости, зрелости, старости. Завершается этот цикл смертью человека (которая, разумеется, может наступить и на бо-лее ранних этапах, чем старость -- из-за неизлечимой бо-лезни, несчастного случая, суицида и т.д.).
- 1 Возрастная психология и психология развития в системе психологической науки.
- 2 Движущие силы психического развития.
- 3 Концепция л.С.Выготского о культурной среде как источнике психического развития.
- 4 Методы исследования в возрастной психологии и психологии развития.
- 5. Проблема возраста в психологии развития.
- 6. Принцип развития в возрастной психологии.
- 7. Характеристика критических и литических периодов развития.
- 8. Периодизации психического развития с.Холла, к.Гетчинсона.
- 9. Периодизация психического развития в теориях д. Селли и э.Меймана.
- 10. Периодизация психического развития в теории э. Клапареда.
- 15. Значение понятия «зона ближайшего
- 16. Понятие «ведущей деятельности» в возрастной психологии.
- 17. Роль общения в психическом развитии.
- 18. Развитие мышления в онтогенезе (отечественные и зарубежные концепции).
- 19. Ситуация появления ребенка на свет. Кризис рождения.
- 2. 2 Года –11 лет – стадия конкретных операций (2 года – 7 лет – дооперациональный этап),
- 3. С 12 лет – стадия формальных операций.
- 11. Периодизация психического развития в теории э. Эриксона.
- 12. Периодизация психического развития в теории з. Фрейда.
- 13. Периодизации психического развития в теории ж. Пиаже.
- 14. Общая характеристика основных подходов психического развития в отечественной психологии (п. Блонского, л. Выготского, д.Эльконина, л. Божович).
- 20 Ответ.
- 25 Кризис трехлетнего возраста - этап онтогенеза,
- 40Психологические особенности людей пожилого возраста
- 38 Развитие в зрелых возрастах в концепции э.Эриксона
- 31Психологическая готовность ребенка
- 34. Особенности личности подростка
- 32. Социальная ситуация развития младшего