logo
Voprosy_k_ekzamenu_Vozr_i_Psikh_raz_12_1 (2) (1

15. Значение понятия «зона ближайшего

развития» для возрастной психологии

Зона ближайшего развития - это расстояние между

уровнем актуального развития ребенка и уровнем возмож-

ного развития, определяемым с помощью задач, решае-

мых под руководством взрослых. Как пишет Л. С. Выгот-

ский, «зона ближайшего развития определяет функции,

не созревшие еще, но находящиеся в процессе созрева-

ния... Уровень актуального развития характеризует успе-

хи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона

ближайшего развития характеризует умственное разви-

тие на завтрашний день».

Понятие зоны ближайшего развития имеет важное тео-

ретическое значение и связано с такими фундаменталь-

ными проблемами детской и педагогической психологии,

как возникновение и развитие высших психических функ-

ций, соотношение обучения и умственного развития,

движущие силы и механизмы психического развития ре-

бенка.

Зона ближайшего развития - логическое следствие за-

кона становления высших психических функций, которые

формируются сначала в совместной деятельности, в со-

трудничестве с другими людьми (в зоне ближайшего раз-

вития), постепенно становятся внутренними психически-

ми процессами субъекта (формой актуального развития).

Феномен зоны ближайшего развития свидетельствует

о ведущей роли обучения в умственном развитии детей.

Обучение должно ориентироваться не столько на уже со-

зревшие функции, пройденные циклы развития, сколько

на созревающие функции. Обучение, разумеется, может

ориентироваться на уже пройденные циклы развития -