1. Функции религии в обществе
Трудно переоценить роль религии в обществе. Являясь одним из древнейших его институтов, она и по сей день продолжает влиять на формирование социально-нравственных и правовых норм. Исторически русская православная церковь в России являлась одной из идеологических основ общества и выполняла многие социальные функции, в том числе и социально-педагогическую.
И хотя еще рано говорить о глубоком возрождении церковности в России, нельзя не замечать тенденции увеличения роли церквей во всех областях жизни российского общества. Церкви принимают все большее участие в социальных программах, которые напрямую касаются и сферы социальной педагогики. Притом речь здесь уже идет не только о деятельности русской православной церкви, но и об увеличении активности других конфессий. В связи с этим можно упомянуть различные старообрядческие церкви, традиционные протестантские конфессии (лютеран, англикан, методистов, армию спасения, баптистов, пятидесятников) и достаточно молодые христианские конфессии (церкви харизматического направления, церковь Бостонского движения). Наряду с этими общинами в настоящее время широкое распространение получили и псевдохристианские секты (свидетели Иеговы, мормоны). Быстрый количественный рост церквей в перестроенный и постперестроечный период во многом определен духовными потребностями общества и индивидов.
По отношению к обществу религия выполняет большое количество функций. Вот некоторые из них:
• Моральная ( ценностная, аксеологическая). Религия обладает определенным набором моральных принципов, являющихся частью ее религиозного откровения. Через своих последователей религия распространяет свои моральные ценности на общество, в котором она существует. Значение этой функции очень велико — практически все моральные правила современности имеют религиозное основание. Невыполнение религией этой роли или ее ослабление ведет к эрозии моральных принципов общества (явление, наблюдаемое сейчас как в России, так и в постхристианской Европе).
• Духовная. Религиозное учение жизнеспособно лишь в случае, если оно отвечает духовным запросам как общества в целом, так и ряду индивидов, его составляющих. Духовные вопросы, с философской точки зрения, всегда одни и те же. Например, это вопросы о смысле жизни, о вечности, истине. Но каждое поколение задает эти вопросы по-новому, поэтому религия должна постоянно адаптироваться, реинтерпретируя свое учение на современный ей язык. В случае если интерпретация неуспешна, то поколение начинает искать ответы на свои духовные запросы в другой религии или мировоззрении. Это произошло перед Октябрьским переворотом 1917 года, когда номинально 95% населения считалось Православными, но, практически, большая часть отошла от христианства, ввиду того, что церковь не смогла восполнить их духовные запросы. Протестантские общины, с другой стороны, всегда отличались большей приспосабливаемостью к языку современности, чем и можно объяснить рост числа их приверженцев.
• Гносеологическая. Эта функция религии заключается в том, что она предлагает своим последователям хорошо разработанную систему знаний и представлений о мире. Система знаний, представляемая религией, может быть дополнением к общепринятой системе или прямо ей противоречить.
• Политическая. Религия как социальный институт обладает определенным политическим весом. Разумеется, чем больше последователей у определенной религии, тем большим политическим влиянием она обладает. Так, на западе, лоббирование церковью или их объединением ряда законопроектов является общепринятым явлением. Именно таким образом благодаря церковной и политической активности баптистского пастора Мартина Лютера Кинга-младшего в 60-х годах этого века в США был принят закон, запрещающий сегрегацию. В современной России политическая функция церкви проявляется в ее периодических попытках установления политического согласия, лоббирования ряда законов, консолидации политиков вокруг себя. Несмотря на утверждения Православных Иерархов о том, что «церковь вне политики», ее политическая активность в последнее время все больше увеличивается. Это может быть положительным фактором при лоббировании ряда социально значимых законопроектов.
• Экономическая. Как и политическая функция, экономическая зависит от числа последователей данной религии и ее исторического значения, В настоящее время русская православная церковь обладает большим количеством зданий и земель. Как институт церковь является важным потребителем общественного продукта и в ряде случаев — его производителем.
• Историческая. Религия является своеобразным хранилищем, как своей собственной истории, так и истории страны, в которой она существует. Религия осуществляет эту функцию как путем накопления и обобщения исторической информации, так и путем формирования системы культа, традиций и обрядов, которые тоже выполняют функцию передачи исторической информации. Эта функция особенно сильно выражена у христианских конфессий, опирающихся на национальную идею (например, у Русского Православия). Таким образом, история церкви становится неотделимой от истории государства. Это дает национальной религии особую, узаконенную роль в государстве, а государству—поддержку национальной религии. Такое отношение обеспечивает связь поколений, и общество тем самым получает инструмент стабилизации.
По сути, все виды институализированной религии выполняют эти функции в обществе. Тем самым институализированная религия является интегральной частью общества и не может существовать вне социума, а общество в целом развивается в направлении прагматичного использования религии как социального института в своих целях.
Но существование религии не ограничивается макроуровнем (религия как институт общества). Все формы религии (и христианство здесь не является исключением) функционируют на мезоуровне (соприкосновение групп христиан друг с другом) и на микроуровне (межличностное христианское общение). На мезоуровне в дополнение к духовной, моральной, гносеологической, экономической и исторической функциям общины выполняют и следующие функции по отношению к личности:
• Социализации. Христианские общины достаточно постоянны в своем составе (особенно протестантские), и, в зависимости от их устройства и организации, создают широкие возможности для социализации личности с единоверцами. Это происходит не только во время богослужений, но и во время чаепитий, собраний в домашних группах, на занятиях воскресных школ, в паломнических поездках. Здесь восполняется важнейшая психологическая потребность идентификации личности с подобными себе индивидуумами. Люди в общинах социализируются не только по вере, создаются и микросреды общения с людьми схожего возраста (группы для молодежи или для пожилых прихожан) и схожих проблем (группы для одиноких, излечивающихся алкоголиков или наркоманов). Строя отношения в общине на центральной христианской заповеди «возлюби ближнего своего», христианские общины становятся уникальным местом для социализации — зачастую они могут принять в свои ряды тех, от кого отказались семья, школа, друзья и коллеги.
• Педагогическая. В основе христианства — изменение жизни через покаяние, следовательно, это постоянный процесс формирования и воспитания, перевоспитания и коррекции, начинающийся с детства и не заканчивающийся до самой смерти. В основе своей, процесс христианского образования идет по трем направлениям: когнитивному (передача информации и формирование определенного мировоззрения, этот аспект тесно связан с гносеологической функцией религии); моральному (формирование в характере человека определенных моральных положений и устоев, этот аспект связан с моральной функцией религии); духовному (развитие духовного мира человека). Педагогическая деятельность осуществляется как напрямую при соприкосновении человека с общиной, так и косвенно — через семью, крестных, родственников.
• Психотерапевтическая. В переводе с греческого, «психотерапия» значит исцеление души. Христианская, и особенно восточная православная традиция, накопили огромный опыт в процессе диагностики душевного и духовного состояния человека, помощи в исцелении разнообразных недугов и страстей. К сожалению, этот пласт знаний еще не был интегрирован с современной психологией. Христианство же обладает огромным потенциалом помощи душе человека и во многом превосходит современную материалистическую психологию в аспекте оценки самобытности и бесценности человека. Не случайно наиболее успешная во всем мире программа избавления от алкоголизма «Анонимные Алкоголики» разработана именно на основе христианского отношения к душе и ее болезням.
Как видно из вышеперечисленных функций, христианство как религия и христианские общины как социальные образования обладают огромным потенциалом для осуществления социально-педагогической деятельности. В настоящее время этот потенциал используется не полностью, и, к сожалению, некоторые секты (такие как «Белое Братство») уже использовали этот потенциал в деструктивных целях.
- Лекция 1 тема: социальная педагогика как наука и как сфера практической деятельности / 2 часа
- Лекция 1 тема: социальная педагогика как наука и как сфера практической деятельности / 2 часа
- Тема: научные подходы, логика и методология социально-педагогического исследования / 2 часа
- Содержание лекции
- 1. Сущность научного исследования
- 2. Задачи научного исследования в социальной педагогике
- 3.Этапы и методы социально-педагогического исследования
- Лекция 4 тема: социализация как социально-педагогическое явление / 2 часа
- Содержание лекции
- 1. О понятии «социализация»
- 2. Сущность социализации
- 3. Этапы социализации
- 4. Факторы социализации
- 5. Агенты социализации
- 6. Механизмы социализации
- 7. Составляющие процесса социализации
- Лекция 5 тема: человек в процессе социализации / 4 часа
- Содержание лекции
- 1. Человек как объект социализации
- 2. Человек как субъект социализации
- 3. Задачи, решаемые человеком в процессе социализации
- 4. Человек как жертва процесса социализации
- 5. Человек как жертва неблагоприятных условий социализации
- 6. Самоизменение человека в процессе социализации
- Тема: адаптация, ее место и роль в процессе социализации / 2 часа
- Рекомендуемая литература:
- Лекция 6 тема: факторы социализации / 6 часов
- Содержание лекции
- 1. Мегафакторы социализации
- 2. Макрофакторы социализации Страна
- Общество
- Государство
- 3. Мезофакторы социализации Регион
- Средства массовой коммуникации
- Субкультуры
- Тип поселения сельские поселения
- Малый город
- Поселок
- Муниципальная система социального воспитания
- Лекция 8 тема: социальное воспитание в процессе социализации / 2часа
- Группы сверстников
- Содержание лекции
- 1. Семья и семейное воспитание
- 2. Соседство
- 3. Группы сверстников
- 4. Религиозные организации и религиозное воспитание
- 5. Воспитательные организации и социальное воспитание
- 6. Контркультурные организации и диссоциальное воспитание
- 7. Микросоциум
- Лекция 9 тема: профессиональная деятельность социального педагога / 2часа
- Тема: методики и технологии социально-педагогической деятельности / 2 часа
- Содержание лекции
- 1. Сущность методов социально-педагогической деятельности и их характеристики
- 2. Социально-педагогические технологии и их особенности.
- Рекомендуемая литература:
- Лекция 11 тема: ребенок как объект и субъект спд / 2 часа
- Лекция 12 тема: понятие нормы и отклонения от нормы в социально-педагогической деятельности / 2 часа
- Тема: социально-педагогическая деятельность с семьей / 2 часа
- 1. Основные функции семьи
- 2. Социальный статус семьи и ее типология
- 3. Деятельность социального педагога по работе с семьей
- 4. Формы социально-педагогической помощи семье
- Список рекомендуемой литературы по теме:
- Социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей / 2 часа
- Содержание лекции
- 1. Характеристика основных понятий по теме попечения
- 2. Из истории опеки и попечительства детей в России
- 3. Попечение сирот в современных условиях
- 2. Вторая причина связана с принудительным изъятием ребенка из семьи, когда родителей лишают родительских прав в целях защиты интересов ребенка.
- 4. Социально-педагогическая деятельность с приемной семьей
- 5. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях государственного попечения
- Список рекомендуемой литературы по теме:
- Тема: методика и технологии социально-педагогической деятельности с безнадзорными и беспризорными детьми / 2 часа
- Список рекомендуемой литературы по теме:
- Тема: специфика социально-педагогической деятельности с детьми, пострадавшими от семейного насилия / 2 часа
- Тема: девиации как социально-педагогическая проблема / 2 часа
- Содержание лекции
- 1. Предпосылки девиации в подростковом возрасте
- 2. Типы девиаций
- 3. Причины девиантного поведения подростков
- 4. Концепции девиации
- 2. В психологических и психиатрических концепциях акцент делается на личностные факторы человека.
- 3. Социологические концепции пытаются учесть в девиации социальные и культурные факторы, влияющие и определяющие поведение человека в обществе.
- Список рекомендуемой литературы по теме:
- Тема: социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения / 2 часа
- Содержание лекции
- Основные подходы к профилактике девиантного поведения подростков
- 2. Социально-педагогическая реабилитация подростков девиантного поведения
- 3. Реабилитационные социально-педагогические технологии
- Список рекомендуемой литературы по теме:
- Тема: социально-педагогическая деятельность с несовершеннолетними правонарушителями / 2 часа
- Содержание лекции
- 1. Индивидуальное профилактическое воздействие на личность несовершеннолетнего правонарушителя
- 2. Структура и содержание индивидуальной профилактической программы работы с несовершеннолетним правонарушителем
- 3. Уровни воспитательно-профилактического воздействия на личность несовершеннолетнего правонарушителя
- 4. Реабилитационные программы социально-педагогической деятельности в воспитательных колониях
- Список рекомендуемой литературы по теме:
- Содержание лекции
- 1. Проблема наркомании
- 2. Классификация и типы наркотиков
- 3. Особенности подростковой наркомании
- 4.Причины и последствия подростковой наркомании
- 5. Уровни вовлеченности подростков в употребление наркотических веществ
- Список рекомендуемой литературы по теме:
- Тема: специфика социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к употреблению алкоголя / 2 часа
- Содержание лекции
- 1. Проблема алкоголизма
- 2. Особенности детского алкоголизма
- 3. Причины и последствия детского алкоголизма
- 4. Уровни вовлеченности детей в употребление спиртных напитков
- Список рекомендуемой литературы по теме:
- Тема: социально-педагогическая деятельность в конфессиях / 2 часа
- Содержание лекции
- 1. Функции религии в обществе
- 2. Христианские конфессии как субъект социально-педагогической деятельности
- 3. Истоки социально-педагогической деятельности в христианстве
- 4. Особенности осуществления социально-педагогической деятельности в различных христианских конфессиях
- 5. Социально-педагогическая деятельность в христианских конфессиях
- Список рекомендуемой литературы по теме: