logo
лекции по соцюпедагогике

Общество

Понятие об обществе. Общество - понятие в основном политолого-социологическое. Оно характеризует совокупность сложившихся в стране социаль­ных отношений между людьми, структуру которых составляет семья, социальные, воз­растные, профессиональные и иные номиналь­ные и реальные группы, а также государство.

Общество представляет собой целостный организм со своими половозрастной и социальной структурами, экономикой, идеоло­гией и культурой, который обладает определенными способами социальной регуляции жизнедеятельности людей.

Следует подчеркнуть, что специально говорить об обществе как факторе социализации необходимо в том числе и потому, что в России до самого последнего времени общество и фактически, и идеологически отождествлялось, а на уровне обыденного созна­ния и до сих пор отождествляется с государством. Последние годы идет довольно непростой, а на практике даже мучительный процесс их разделения, разгосударствления общества, возрожде­ния а во многом и создания заново структур гражданского обще­ства Он потому столь труден, что затрагивает коренные основа­ния жизни. Эти кардинальные преобразования общества не могли не обострить старых и не породить новых проблем социализации подрастающих поколений.

Полоролевая структура общества. Полоролевая структура общества с точки зрения его характе­ристики как фактора социализации имеет значение не столько своими количественными (соотношением муж­чин и женщин разных возрастов и т.п.), сколько качественными показателями.

Полоролевая структура общества качественно характеризуется:

социальным статусом полов (матриархат в некоторых арха­ичных культурах, патриархат в ряде обществ Азии и Афри­ки, декларируемый биархат - равенство полов - в Европе);

различиями в уровне образования (так, в России женщины в среднем имеют более высокий уровень образования, чем мужчины);

занятостью внедомашним трудом представителей того и другого пола, мерой его квалифицированности (доля жен­щин, занятых неквалифицированным трудом и малопре­стижной работой, как правило, выше);

участием в руководстве организациями, в органах местного управления, в управлении страной (в России в Думе, избран­ной в 1995 г., женщин было 10%, в 1999 г. - 5%, а в парла­ментах Норвегии и Дании - треть депутатов).

Качественные характеристики полоролевой структуры общества влияют на стихийную социализацию детей, подростков, юношей, в первую очередь, определяя усвоение ими соответствующих представ­лений о статусном положении того или другого пола, полоролевые ожидания и нормы, формирование набора стереотипов полоролевого поведения. Качественные особенности полоролевой структуры общества и их восприятие человеком могут оказать влияние на раз­личные аспекты его самоопределения, на выбор сфер и способов самореализации и самоутверждения, на самоизменение в целом.

Возрастная структура общества. Возрастная стратификация (распределение) присуща любому обществу, любой культуре. Во всех языках понятия «младший», «стар­ший», «ребенок», «юноша», «старик» указывают не только на воз­раст человека, но и на его положение в статусной структуре обще­ства, обозначая некоторое неравенство (асимметрию) прав и обя­занностей, предполагая определенный набор ожиданий и норм поведения. Возрастная стратификация, будучи стабильной в общих чертах, имеет определенные исторические особенности с точки зрения статуса того или иного возраста.

Дети, подростки, юношество, молодежь образуют своеобразные общества сверстников, играющие в процессе их социализации довольно автономную роль, с одной стороны, сходную во всех обществах, а с другой - специфическую в зависимости от уровня развития и культурно-исторических традиций общества.

Наиболее последовательно значение возрастной структуры общества в социализации (и в стихийной, и в социально контро­лируемой) подрастающих поколений показано в концепции Мар­гарет Мид. Она выделила три типа обществ в зависимости от темпов их развития и меры модернизированности - традиционно­сти, которые, по ее мнению, определяют характер межпоколенных отношений в процессе социализации человека.

В обществах постфигуративного типа (доиндустриальных, а ныне в архаичных и в крайне идеологически закрытых) люди, старшие по возрасту, служат моделью поведения для молодых, а традиции предков сохраняются и передаются от поколения к поко­лению.

В обществах кофигуративного типа (индустриальных и модер­низирующихся) моделью для людей оказывается поведение их современников. И дети, и взрослые в них учатся преимущественно у сверстников, т.е. в межпоколенной трансмиссии культуры центр тяжести переносится с прошлого на настоящее.

В обществах префигуративного типа не только младшие учатся у старших, не только поведение сверстников становится моделью для людей, но и старшие учатся у младших. Этот тип характерен для со­временных развитых стран, ибо в наши дни прошлый опыт не только недостаточен, но и, порой, может быть вреден, мешая поискам сме­лых подходов к решению проблем, которых не возникало ранее.

По мнению И.С. Кона, концепция М. Мид правильно схваты­вает зависимость межпоколенных отношений от темпов научно-технического и социального развития общества. Однако не следу­ет абсолютизировать эту зависимость, как и сами темпы культур­ного обновления, когда речь идет о характере межпоколенных отношений, ибо на них влияют и многие другие обстоятельства.

Кроме того, надо иметь в виду, что в одном и том же обществе могут присутствовать в различных соотношениях все выделенные М. Мид типы межпоколенных отношений, но значимость каж­дого из них в жизни общества и в процессе социализации чело­века различна в зависимости от уровня и характера развития общества, возрастных, групповых и индивидуальных особенно­стей людей.

Так в обществах переходного типа в периоды нестабильности межпоколенные отношения осложняются тем, что старшие неред­ко переживают кризис социальной идентичности, а младшие, со­циализируясь в меняющихся условиях, оказываются более при­способленными к жизни, чем старшие.

Социальная структура общества. Социальная структура общества - более или менее устойчивые набор и соотношение социальных и профессиональных слоев и групп, имеющих специфические интересы и мотива­цию экономического и социального поведения. Для социальной дифференциации совре­менного российского общества характерно образование много­численных и часто нестабильных по составу профессиональных групп. Условно их можно объединить в несколько социальных слоев (в зависимости от их имущественного положения, участия в управлении имуществом и во властных структурах различного уровня) - верхний, включающий в себя политические и эконо­мические элиты; верхний средний - собственники и менеджеры крупных предприятий; средний - мелкие предприниматели, ме­неджеры, администраторы социальной сферы, среднее звено аппарата управления, работники силовых ведомств и частных предприятий; базовый - массовая интеллигенция, работники массовых профессий в сфере экономики; низший - неквалифи­цированные работники государственных предприятий, пенсио­неры; социальное дно (Т.И. Заславская).

В процессе социальной дифференциации в России наблюдают­ся, как минимум, четыре тенденции - обнищание (пауперизация) специалистов, криминализация и люмпенизация многих социальных слоев, а также образование среднего класса.

Формирование так называемого среднего класса идет на базе различных слоев. Для него характерны: ценность труда как сферы самореализации, отношение к собственности как к ценности, усто­явшийся образ жизни «положительного человека», ценность семьи и образования. Эти ценности - источники самоуважения и основа личностного самопринятия. Но малочисленность среднего класса не позволяет ему сегодня определять моральный климат в общест­ве. В то же время именно он обычно представляет собой силу, ста­билизирующую общество.

Значительно большее влияние на моральный климат общества оказывает процесс люмпенизации, который захватил практически все социальные слои. Люмпен сегодня - это не традиционный «отброс общества». Современный российский люмпен отличается не имущественным положением, а определенной системой ценно­стей, суть которой в том, что отчуждение от труда (труд как «добыча» средств или повинность) и собственности (она воспри­нимается как средство сиюминутного удовлетворения потребно­стей, а не как ценность для потомков) из ущербной черты, из ис­точника комплекса неполноценности, превращено в ценность, источник самоуважения. Благодаря этому люмпен не желает рас­ставаться со своей позицией, она для него самодостаточна (М. Сиверцев). Поэтому можно говорить о том, что есть люмпен-предпри­ниматели, люмпен-политики, люмпен-интеллигенты и т.п.

Очевидно, что названные тенденции играют существенную роль в социализации детей, подростков, юношей, ибо фактически предоставляют им выбор диаметрально противоположных жиз­ненных сценариев.

На стихийную социализацию и самоизменение человека соци­альная структура, во-первых, влияет постольку, поскольку каж­дый социальный слой и отдельные социально-профессиональные группы внутри них вырабатывают специфический стиль жизни.

Стиль жизни каждого социального слоя специфически влияет на социализацию принадлежащих к нему детей, подростков, юно­шей. Кроме того, ценности и стиль жизни тех или иных (в том числе и криминальных) слоев могут становиться для детей, чьи ро­дители к ним не принадлежат, своеобразными эталонами, которые могут влиять на них даже больше, чем ценности того слоя, к кото­рому принадлежит их семья.

Во-вторых, следует иметь в виду, что чем более социально диффе­ренцирование общество, тем больше в нем потенциальные возмож­ности для мобильности его членов - горизонтальной и вертикальной.

Горизонтальная социальная мобильность - это изменение видов занятий, групп членства, социальных позиций в рамках одного социального слоя. Вертикальная социальная мобильность - пере­ход членов общества из одного социального слоя в другой (как в более высокий, так и в более низкий).

Воспитание как социально контролируемая социализация ис­пытывает на себе влияние социальной структуры общества в связи с тем, что различные социальные слои и профессиональные группы имеют разные представления о том, какие люди должны вырасти из их детей. Соответственно они предъявляют разные требования к системе образования и организации социального опыта подрас­тающих поколений и индивидуальной помощи конкретным людям в процессе воспитания.

Экономика и социализация. Уровень экономического развития общест­ва влияет на социализацию подрастающих поколений постольку, поскольку определяет уровень жизни его членов.

Уровень жизни - понятие, характеризующее степень удовлетво­рения материальных и культурных потребностей людей, что вы­ражается в количестве и качестве потребляемых человеком благ и услуг, начиная с пищи, жилища, одежды, предметов длительного пользования, средств передвижения, вплоть до самых сложных, «возвышенных потребностей», связанных с удовлетворением ду­ховных, эстетических и иных подобных запросов.

На стихийную социализацию и самоизменение человека эко­номическое развитие влияет, не только определяя уровень жизни различных профессиональных и социальных групп и слоев, а также конкретных людей, но и благодаря тому, что его вектор (эконо­мический рост, стагнация экономического положения, его ухудше­ние) влияет на их ожидания, настроения и поведение. Эта атмосфе­ра во многом определяет либо актуальные и перспективные уст­ремления как конкретных членов общества, так и целых групп населения, стимулируя активное стремление улучшать свое положе­ние, либо фрустрацию (подавленность) и, как следствие, антисоци­альное поведение (агрессию, вандализм, саморазрушение - алко­голизм, наркоманию).

На воспитание как социально контролируемую социализа­цию экономическая ситуация в обществе влияет постольку, поскольку определяет востребованность определенного коли­чества людей тех или иных профессий и качественный уровень их подготовки. Главное же состоит в том, что уровень эконо­мического развития общества определяет возможности для создания условий планомерного развития, в первую очередь подрастающих поколений - в целом или только в некоторых социальных слоях.

Чем более экономически развито общество, тем более благо­приятны возможности для развития человека в процессе социа­лизации. В качестве иллюстрации можно привести такие данные. «Цена ребенка» от рождения до 25 лет в ценах 1985 г. в США была 500 тыс. долларов, в Швеции - 700 тыс. долларов, а в СССР - 40 тыс. рублей. Эти затраты определяли качество питания, ме­дицинские, образовательные, жилищно-бытовые и культурные различия в возможностях, которые создавало каждое из назван­ных обществ для развития подрастающих поколений.

Соответственно уровню экономического развития общества складываются и условия социализации человека в зрелом возрас­те, определяя возможности и стимулы реализации себя в трудовой деятельности, материальную основу семейного благополучия и рекреативного поведения. Экономика определяет и возможный уровень жизни стариков.

Идеология и социализация. Социализация в современной России содер­жательно существенно изменилась в связи с политико-идеологическими и социально-по­литическими процессами, происходящими в обществе, в котором на смену идеологии тоталитаризма пришел неустойчивый и весьма подвижный плюрализм (многообразие).

Идеологический плюрализм создал во многом новую ситуацию стихийной социализации и самоизменения человека. Плюрализм предполагает сознательный и ответственный выбор человеком своих нравственных и идеологических ориентиров. Трудность вы­бора, неудовлетворенность социальной практикой, исторически сформировавшееся у широких слоев населения неумение делать выбор приводят к нежеланию его делать, к отказу от выбора.

Свобода убирает не только препятствия на пути человека, но и его «подпорки». Это порождает в переходном обществе неопре­деленность ситуации. А неопределенность может вызвать у живого существа одно из трех базовых отрицательных эмоциональных состояний - или депрессию, или тревогу, или агрессию. Это весьма опасно, ибо утрата ценностей, с одной стороны, и неспособность сделать выбор новых, с другой, ведут к тому, что, потеряв ориен­тиры, человек теряет цель и надежду и нередко «обращается в чудовище», как писал Ф.М. Достоевский.

Идеологическая неопределенность, социально-политическая изменчивость, стремительная социальная дифференциация обще­ства существенно влияют и на воспитание как социально контро­лируемую социализацию. Наиболее кардинально и ярко это про­является в том, что задачи воспитания и его содержание в изме­няющемся обществе имеют принципиальные отличия от стабиль­ного общества (В. Розин).

С точки зрения определения задач воспитания важно то, что в стабильном обществе интересы, возможности разных социаль­ных слоев, профессиональных и возрастных групп относительно гармонизированы, что определяет их заинтересованность в под­держании стабильности. В связи с этим перед воспитанием в ста­бильном обществе объективно стоит задача развития человека в процессе и в результате трансляции сложившейся в обществе куль­туры от поколения к поколению и от элитарных слоев к низшим (независимо от любых идеологических и педагогических декла­раций). При этом вопрос «что транслировать?» объективно не стоит, хотя он и может активно обсуждаться.

В нестабильном, изменяющемся обществе, для которого харак­терны переход от одного типа общества к другому или сущест­венное изменение общества внутри одного типа, ситуация принци­пиально иная. В нем отсутствует социальный консенсус, т.е. инте­ресы разных социальных, профессиональных и даже возрастных групп не стыкуются, противоречат друг другу. Большую часть их объединяет лишь согласие в том, что это общество надо изменить. Но в вопросе о том, что надо изменить, а тем более в каком на­правлении изменить, единства нет.

Меняющееся общество не в состоянии ставить реальные и адек­ватные задачи перед воспитанием, ибо оно не имеет устоявшегося канона человека и устойчивого сценария своего развития, оно лишь пытается определить свои ценности и их иерархию, нащупать но­вые идеологические установки. Оно лишь знает, что нужно воспи­тывать «другого» человека и делать это «по-другому».

В условиях меняющегося общества перед воспитанием фактиче­ски стоит задача одновременно с обществом искать ответ на вопрос «что развивать в человеке?», а вернее, «в каком направлении его развивать?» и параллельно искать ответ на вопрос «как это делать?».

Подобная ситуация существенно влияет на функционирование в обществе воспитания как социального института.

Воспитание как социальный институт. В современных модернизированных общест­вах существует целая система социальных ин­ститутов - исторически сложившихся устой­чивых форм совместной деятельности членов общества по использованию общественных ресурсов для удовлетво­рения тех или иных социальных потребностей (экономические, по­литические, культурные, религиозные и др.).

Воспитание как социальный институт возникло для организации относительно социально контролируемой социализации членов общества, для трансляции культуры и социальных норм, а в целом для создания условий удовлетворения социальной потребности - осмысленного взращивания членов общества.

Воспитание как социальный институт представляет собой раз­вивающийся феномен, который возникает на определенном этапе развития конкретного общества, автономизируясь от процесса социализации.

Нарастающее усложнение структуры и жизнедеятельности каж­дого конкретного общества приводит к тому, что на определен­ных этапах его исторического развития:

- воспитание дифференцируется на семейное, религиозное и социальное, роль, значение и соотношение которых не являются неизменными;

- воспитание распространяется от элитарных слоев общества к более низшим и охватывает все большее количество возрастных групп (от детей до взрослых);

- в процессе социального воспитания выделяются как его со­ставляющие сначала обучение, а затем образование;

- появляется коррекционное воспитание;

- складывается диссоциальное воспитание, осуществляемое в криминальных и тоталитарных, политических и квазирелигиозных сообществах;

- меняются задачи, содержание, стиль, формы и средства вос­питания;

- растет значение воспитания, оно становится особой функци­ей общества и государства, превращается в социальный институт.

Воспитание как социальный институт включает в себя:

совокупность семейного, социального, религиозного, коррекционного и диссоциального воспитания;

набор социальных ролей: воспитуемые, воспитатели-про­фессионалы и волонтеры, члены семьи, священнослужители, руководители государственного, регионального, муници­пального уровней, администрация воспитательных органи­заций, лидеры криминальных и тоталитарных групп;

воспитательные организации различных видов и типов;

системы воспитания и органы управления ими на государ­ственном, региональном, муниципальном уровнях;

набор позитивных и негативных санкций, как регламенти­рованных документами, так и неформальных;

ресурсы: личностные (качественные характеристики субъ­ектов воспитания - детей и взрослых, уровень образования и профессиональной подготовки воспитателей), духовные (ценности и нормы), информационные, финансовые, матери­альные (инфраструктура, оборудование, учебно-методиче­ская литература и пр.).

Воспитание как социальный институт имеет определенные функ­ции в общественной жизни. Наиболее общие функции воспитания следующие:

- создание условий для относительно целенаправленного взращивания и развития членов общества и удовлетворения ими ряда потребностей в процессе воспитания;

- подготовка необходимого для функционирования и устойчиво­го развития общества «человеческого капитала», способного и гото­вого к горизонтальной и вертикальной социальной мобильности;

- обеспечение стабильности общественной жизни через транс­ляцию культуры, способствование ее преемственности, обновлению;

- способствование интеграции стремлений, действий и отно­шений членов общества и относительной гармонизации интересов половозрастных, социально-профессиональных и этноконфессиональных групп (что является предпосылками и условиями внут­ренней сплоченности общества);

- социальная и духовно-ценностная селекция членов общества;

- адаптация членов общества к меняющейся социальной си­туации.

Отметим некоторые существенные различия семейного, рели­гиозного, социального, коррекционного и диссоциального воспи­тания - составных частей воспитания как социального института.

В основе религиозного воспитания лежит феномен сакральности (т.е. священности), и значительную роль в нем играет эмоциональ­ный компонент, который становится ведущим в семейном воспита­нии. В то же время в социальном и коррекционном воспитании главенствует рациональный компонент, а эмоциональный играет существенную, но лишь дополняющую роль. Основой диссоциаль­ного воспитания является психическое и физическое насилие.

Существенно различаются семейное, религиозное, социальное, коррекционное и диссоциальное воспитание по принципам, целям, содержанию, средствам, как осознаваемым и формулируемым, так в еще большей мере имплицитно (несформулированно) прису­щим каждому из этих видов воспитания в конкретном обществе.

Выделенные виды воспитания принципиально отличаются ха­рактером доминирующей взаимосвязи субъектов воспитания. В се­мейном воспитании взаимосвязь субъектов (супругов, детей, роди­телей, бабушек, дедушек, братьев, сестер) имеет кровнородствен­ный характер. В религиозном воспитании, которое осуществляется в религиозных организациях, взаимосвязь субъектов (священнослу­жителей с верующими и верующих между собой) имеет конфессио­нально-общинный характер, т.е. она определяется исповедуемым ими вероучением и отношениями, складывающимися в соответст­вии с вероучительными принципами. Социальное и коррекционное воспитание осуществляется в организациях, создаваемых для этой цели. Взаимосвязь субъектов этих видов воспитания (индивидуаль­ных - воспитателей и воспитуемых, воспитуемых между собой; групповых - коллективов; социальных - организаций, органов управления и др.) имеет институционально-ролевой характер. В диссоциальном воспитании взаимосвязь субъектов (лидеров) и объ­ектов (воспитуемых) имеет характер отношений «господин-раб».

Воспитание как социальный институт, обладая универсальными элементами и характеристиками, имеет более или менее существен­ные различия, связанные с историей развития, социально-эконо­мическим уровнем, типом политической организации и культурой того или иного общества.