Средства массовой коммуникации
О развитии средств коммуникации. Средства массовой коммуникации (СМК) - технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение, компьютерные сети), с помощью которых осуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) на количественно большие рассредоточенные аудитории.
Тысячу лет назад человек владел четырьмя средствами коммуникации - устной речью, музыкой, живописью и письменностью. Затем, нарастая по темпам, происходит процесс «размножения» средств коммуникации. В XV в. появляется печатная книга, в XVII в. - газеты и журналы. В XIX в. начинается новый революционный этап - изобретены радио, телефон, кино, грамзапись. В XX в. темпы «размножения» нарастают лавинообразно - широко распространяются телевидение, магнитозапись, видео, компьютерные системы, оперативная полиграфия (ксерокс и т.д.), космическая связь. Причем к концу XX в. на первое место вышли электронные средства массовой коммуникации, значительно потеснив письменные.
Дальнейшие тенденции развития СМК можно проследить в постиндустриальных обществах, где формируется совершенно новая структура СМК. Так, в США создается телевидение, которое предложит каждой семье до 500 каналов и предоставит возможность взаимодействия зрителей с телестанциями и между собой. Это телевидение получило название интерактивного (т.е. телевидение взаимодействия).
СМК как фактор социализации. Рассматривая СМК как фактор социализации, надо иметь в виду, что непосредственным объектом воздействия потока их сообщений является не столько отдельный индивид (хотя и он тоже), сколько сознание и поведение больших групп людей, составляющих аудиторию того или иного конкретного средства массовой коммуникации - читателей одной газеты, слушателей определенной радиостанции, зрителей тех или иных телеканалов, пользователей тех или иных компьютерных сетей. В связи с этим вопрос о том, к какой группе факторов социализации относятся СМК, не имеет однозначного ответа.
Такие телекомпании, как CNN, передающие свои программы на весь мир, можно рассматривать как почти мегафактор. «Останкино», радио «Россия», некоторые центральные газеты, чьей аудиторией в той или иной мере является вся страна, можно отнести к макрофакторам. Стремительное «размножение» местных студий кабельного телевидения, многочисленных сельских и районных радиостудий и газет, «приход» видео и компьютеров в семью и т.п. - все это позволяет рассматривать СМК как микрофактор социализации.
Рассматривать СМК главным образом как мезофактор социализации позволяют материалы массовых опросов, свидетельствующие о повышении уровня избирательного потребления информации. Телесмотрение, чтение газет и радиослушание становятся сферами все более тщательного выбора. А поскольку основную массу населения интересуют в первую очередь обстоятельства повседневной жизни, постольку этот выбор совершается чаще в пользу региональных СМК, по которым идет соответствующая информация.
СМК и стихийная социализация. Влияние СМК на стихийную социализацию определяется несколькими обстоятельствами. СМК выполняют в первую очередь рекреативную роль, поскольку во многом определяют досуговое времяпрепровождение людей, как групповое, так и индивидуальное. Эта роль реализуется по отношению ко всем людям постольку, поскольку отдых на досуге с книгой, в кино, перед телевизором, с компьютером отвлекает их от повседневных забот и обязанностей.
С рекреативной тесно связана релаксационная роль СМК. Она приобретает специфический оттенок, когда речь идет о подростках и юношах. Для большой части ребят телесмотрение, прослушивание музыкальных записей, работа с компьютером, а для некоторых и чтение становятся своеобразной компенсацией дефицита межличностных контактов, средством отвлечения при возникновении осложнений в общении со сверстниками. Нередко ребенок, подросток, юноша, находясь один в квартире, включает магнитофон, телевизор, видео, компьютер для того, чтобы снять ощущение одиночества. Впрочем, этим же способом он может отгораживаться от родителей, чтобы не слышать их ссор, разговоров на надоевшие темы и т. д.
Большую роль играют СМК в развитии человека. Хотя эта точка зрения далеко не бесспорна. Появление каждого кардинально нового вида коммуникации вызывало споры о том, во благо оно или во вред человеку. Так, еще в древности Платон связывал оскудение творческих способностей человека с появлением письменности, позволяющей усваивать знания «по посторонним знакам», в результате чего люди будут «казаться многознающими, оставаясь в большинстве невеждами» и «станут мнимомудрыми вместо мудрых».
С появлением кино, радио, а затем телевидения и видео всегда связывали падение интереса к чтению. Это действительно имело и имеет место, но надо понимать, что слушают радио, смотрят кинофильмы и телепередачи огромные массы людей, которые совсем не обязательно стали бы читателями. Исследования показывают, что влияние СМК на развитие человека хотя и неоднозначно, но в целом позитивно. Так, американские ученые Шрам, Лайл и Паркер в 1961 г. пришли к выводу о том, что телесмотрение ускоряет развитие ребенка почти на целый год, особенно к тому времени, когда он идет в школу, ибо учит его рассуждать, дает знания, расширяет кругозор. Исследования, проводившиеся во Франции, показали, что телесмотрение значительно влияет на представления и кругозор малообразованных слоев населения.
Особую роль в стихийной социализации подрастающих поколений играют компьютерные сети. Работа с компьютером, с одной стороны, приводит к расширению контактов, возможностей обмена социокультурными ценностями, порождению и реализации новых форм символического опыта, развитию процессов воображения, интенсификации изучения иностранных языков и ряду других позитивных эффектов. Но, с другой стороны, она может привести к «синдрому зависимости» от компьютерной сети, способствуя сужению интересов, уходу от реальности, поглощенности компьютерными играми, социальной изоляции, ослаблению эмоциональных реакций и другим негативным эффектам (Ю.О. Бабаева, А.Е. Войскунский).
СМК и относительно направляемая социализация. СМК, будучи одним из социальных институтов, в той или иной мере выполняют заказ общества и отдельных социальных групп (в основном обладающих политической или экономической властью) на определенное влияние на население в целом, а также на отдельные возрастные и социальные слои. Это и позволяет считать, что СМК в той или иной мере оказывают относительно направляемое влияние на социализацию. Отметим лишь два аспекта этого влияния.
Во-первых, СМК весьма существенно влияют на усвоение людьми всех возрастов широкого спектра социальных норм и на формирование у них ценностных ориентации в сфере политики, экономики, идеологии,права и пр.
Во-вторых, средства массовой коммуникации фактически представляют собой систему неформального образования, просвещения различных слоев населения. Как источник информации и просвещения СМК наиболее интенсивно используют люди более старших возрастов. Но все пользователи СМК приобретают весьма разнообразные, противоречивые, несистематизированные сведения по самым разнообразным вопросам общественной и политической жизни.
Как показывают исследования, тот набор СМК (программы TV, радио, конкретные газеты и т. д.), которыми пользуется человек, создает специфический для него информационный мир. Он существенно различается даже у жителей одного города. Так, по данным Л.И. Васильченко, полученным еще в середине 70-х гг. XX в., в Тарту эстонские и русские школьники, пользуясь различными источниками, имели весьма различные информационные миры, что во многом определяло и несовпадения в их ценностных ориентациях и стиле жизни.
СМК и самоизменение человека. Самоизменение человека в процессе социализации под влиянием СМК идет в различных аспектах и имеет как положительный, так и отрицательный вектор.
Особо следует отметить в связи с этим то, что в последнее время набирает силу тенденция превращения СМК в сферу самореализации человека. К давно существующей переписке читателей с газетами и журналами добавились передачи радио и телевидения с прямым участием слушателей и зрителей. Развитие электронных систем породило совершенно новый вид коммуникации и самореализации - взаимодействие человека с определенными интересующими его по тем или иным причинам партнерами, которое позволяет ему найти единомышленников и выразить себя в общении с ними. Так, например, уже сегодня к сети Internet подключены миллионы абонентов - от ученых до кинофанатов. Среди них группы экологистов, фанатов и прочие электронные кланы, возникающие в новой электронной среде.
Кроме того, у человека, находящегося в компьютерной виртуальной реальности, создается впечатление, что он непосредственно участвует в им же порожденных событиях. Более того, именно он главный участник событий. Это создает совершенно новые возможности для самореализации и самоутверждения, может вести к тем или иным самоизменениям у детей, подростков, юношей.
СМК и социально контролируемая социализация. Воспитание как относительно социально контролируемая социализация в течение длительного времени использовало лишь печатные средства массовой коммуникации. Во второй половине XX столетия стали использовать возможности кино, и главным образом телевидения, в процессе обучения.
Система воспитания до недавнего времени не ставила перед собой цель подготовки подрастающих поколений к взаимодействию со всеми средствами массовой коммуникации. В нынешних же условиях, овладение человеком умением использовать тот познавательный и иной потенциал, который они несут, приобретает большое значение. В связи с этим особым аспектом социального воспитания становится так называемое медиаобразование, характеристику которого в отечественной науке дал А.В. Шариков.
Медиаобразование (от лат. media - средства) - изучение воспитуемыми закономерностей массовой коммуникации. Его задачи: подготовить подрастающие поколения к жизни в современных информационных условиях, к восприятию информации (научить человека понимать ее - «декодировать» сообщения, критически оценивать их качество), осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств.
Медиаобразование осуществляется как в школе, так и в других воспитательных организациях, а также в организациях, специально созданных для этой цели (например, во Франции - «Медиа-форум», «Активные юные телезрители»).
В школе медиаобразование осуществляется как в рамках традиционных предметов (родного языка, изобразительного искусства, истории, социальных наук, экологии и др.), так и с помощью введения специального предмета. В разных странах он называется по-разному, но имеет примерно одинаковое содержание. Наиболее часто в него включаются разделы: «Понятие о коммуникации», «Понятие о знаковых системах и способах представления информации», «Массовая коммуникация и ее закономерности», «Средства массовой коммуникации и их особенности», «Реклама». В последнее время появилась тенденция включать в медиаобразование обучение компьютерной грамотности.
Создание системы медиаобразования - процесс длительный и дорогостоящий. Но имеющиеся сегодня возможности позволяют приступить к решению этой задачи и в первую очередь - в школе.
- Лекция 1 тема: социальная педагогика как наука и как сфера практической деятельности / 2 часа
- Лекция 1 тема: социальная педагогика как наука и как сфера практической деятельности / 2 часа
- Тема: научные подходы, логика и методология социально-педагогического исследования / 2 часа
- Содержание лекции
- 1. Сущность научного исследования
- 2. Задачи научного исследования в социальной педагогике
- 3.Этапы и методы социально-педагогического исследования
- Лекция 4 тема: социализация как социально-педагогическое явление / 2 часа
- Содержание лекции
- 1. О понятии «социализация»
- 2. Сущность социализации
- 3. Этапы социализации
- 4. Факторы социализации
- 5. Агенты социализации
- 6. Механизмы социализации
- 7. Составляющие процесса социализации
- Лекция 5 тема: человек в процессе социализации / 4 часа
- Содержание лекции
- 1. Человек как объект социализации
- 2. Человек как субъект социализации
- 3. Задачи, решаемые человеком в процессе социализации
- 4. Человек как жертва процесса социализации
- 5. Человек как жертва неблагоприятных условий социализации
- 6. Самоизменение человека в процессе социализации
- Тема: адаптация, ее место и роль в процессе социализации / 2 часа
- Рекомендуемая литература:
- Лекция 6 тема: факторы социализации / 6 часов
- Содержание лекции
- 1. Мегафакторы социализации
- 2. Макрофакторы социализации Страна
- Общество
- Государство
- 3. Мезофакторы социализации Регион
- Средства массовой коммуникации
- Субкультуры
- Тип поселения сельские поселения
- Малый город
- Поселок
- Муниципальная система социального воспитания
- Лекция 8 тема: социальное воспитание в процессе социализации / 2часа
- Группы сверстников
- Содержание лекции
- 1. Семья и семейное воспитание
- 2. Соседство
- 3. Группы сверстников
- 4. Религиозные организации и религиозное воспитание
- 5. Воспитательные организации и социальное воспитание
- 6. Контркультурные организации и диссоциальное воспитание
- 7. Микросоциум
- Лекция 9 тема: профессиональная деятельность социального педагога / 2часа
- Тема: методики и технологии социально-педагогической деятельности / 2 часа
- Содержание лекции
- 1. Сущность методов социально-педагогической деятельности и их характеристики
- 2. Социально-педагогические технологии и их особенности.
- Рекомендуемая литература:
- Лекция 11 тема: ребенок как объект и субъект спд / 2 часа
- Лекция 12 тема: понятие нормы и отклонения от нормы в социально-педагогической деятельности / 2 часа
- Тема: социально-педагогическая деятельность с семьей / 2 часа
- 1. Основные функции семьи
- 2. Социальный статус семьи и ее типология
- 3. Деятельность социального педагога по работе с семьей
- 4. Формы социально-педагогической помощи семье
- Список рекомендуемой литературы по теме:
- Социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей / 2 часа
- Содержание лекции
- 1. Характеристика основных понятий по теме попечения
- 2. Из истории опеки и попечительства детей в России
- 3. Попечение сирот в современных условиях
- 2. Вторая причина связана с принудительным изъятием ребенка из семьи, когда родителей лишают родительских прав в целях защиты интересов ребенка.
- 4. Социально-педагогическая деятельность с приемной семьей
- 5. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях государственного попечения
- Список рекомендуемой литературы по теме:
- Тема: методика и технологии социально-педагогической деятельности с безнадзорными и беспризорными детьми / 2 часа
- Список рекомендуемой литературы по теме:
- Тема: специфика социально-педагогической деятельности с детьми, пострадавшими от семейного насилия / 2 часа
- Тема: девиации как социально-педагогическая проблема / 2 часа
- Содержание лекции
- 1. Предпосылки девиации в подростковом возрасте
- 2. Типы девиаций
- 3. Причины девиантного поведения подростков
- 4. Концепции девиации
- 2. В психологических и психиатрических концепциях акцент делается на личностные факторы человека.
- 3. Социологические концепции пытаются учесть в девиации социальные и культурные факторы, влияющие и определяющие поведение человека в обществе.
- Список рекомендуемой литературы по теме:
- Тема: социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения / 2 часа
- Содержание лекции
- Основные подходы к профилактике девиантного поведения подростков
- 2. Социально-педагогическая реабилитация подростков девиантного поведения
- 3. Реабилитационные социально-педагогические технологии
- Список рекомендуемой литературы по теме:
- Тема: социально-педагогическая деятельность с несовершеннолетними правонарушителями / 2 часа
- Содержание лекции
- 1. Индивидуальное профилактическое воздействие на личность несовершеннолетнего правонарушителя
- 2. Структура и содержание индивидуальной профилактической программы работы с несовершеннолетним правонарушителем
- 3. Уровни воспитательно-профилактического воздействия на личность несовершеннолетнего правонарушителя
- 4. Реабилитационные программы социально-педагогической деятельности в воспитательных колониях
- Список рекомендуемой литературы по теме:
- Содержание лекции
- 1. Проблема наркомании
- 2. Классификация и типы наркотиков
- 3. Особенности подростковой наркомании
- 4.Причины и последствия подростковой наркомании
- 5. Уровни вовлеченности подростков в употребление наркотических веществ
- Список рекомендуемой литературы по теме:
- Тема: специфика социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к употреблению алкоголя / 2 часа
- Содержание лекции
- 1. Проблема алкоголизма
- 2. Особенности детского алкоголизма
- 3. Причины и последствия детского алкоголизма
- 4. Уровни вовлеченности детей в употребление спиртных напитков
- Список рекомендуемой литературы по теме:
- Тема: социально-педагогическая деятельность в конфессиях / 2 часа
- Содержание лекции
- 1. Функции религии в обществе
- 2. Христианские конфессии как субъект социально-педагогической деятельности
- 3. Истоки социально-педагогической деятельности в христианстве
- 4. Особенности осуществления социально-педагогической деятельности в различных христианских конфессиях
- 5. Социально-педагогическая деятельность в христианских конфессиях
- Список рекомендуемой литературы по теме: