Средства массовой коммуникации как фактор социализации.
Средства масовой коммуникации – это различные технические средства, основной функцией которых является распространение информации на многочисленные аудитории.
Рассматривая средства массовой коммуникации как один из факторов социализации, надо учитывать, что непосредственным объектом воздействия потока их сообщений является не столько отдельный индивид (хотя и он тоже), сколько сознание и поведение больших групп людей, которые составляют аудиторию того или иного конкретного средства массовой коммуникации – читателей одной газеты, слушателей конкретной радиостанции, зрителей различных телеканалов, пользователей компьютерных сетей.
Определить, к какой группе факторов социализации принадлежат средства массовой информации, достаточно трудно.
Средства массовой коммуникации могут также выступать в качестве мезофакторов социализации. Об этом свидетельствуют материалы массовых опросов, подтверждающие повышение уровня избирательного потребления информации. А поскольку основную массу населения затрагивают обстоятельства повседневной жизни, постольку этот выбор совершается чаще в пользу региональных средств массовой коммуникации, по которым идет соответствующая информация.
Роль средств массовой коммуникации в социализации общества определяется несколькими обстоятельствами.
Во-первых, средства массовой коммуникации выполняют рекреативную роль, т. е. определяют занятия людей в свободное время.
Во-вторых, средства массовой коммуникации наряду с рекреативной ролью выполняют релаксационную роль. Она приобретает специфический характер, когда речь идет о подростках и юношах.
Немаловажную роль играют средства массовой коммуникации в развитии человека.
Компьютерные сети начинают играть колоссальную роль в стихийной социализации подрастающего поколения.
Средства массовой коммуникации, являясь одним из социальных институтов, выполняют заказ общества и отдельных социальных групп (имеющих политическую и экономическую власть). Это и позволяет считать, что средства массовой коммуникации в той или иной мере оказывают относительно направленное влияние на социализацию.
Средства массовой коммуникации способствуютусво-ению людьми определенных социальных норм и формированию ценностных ориентаций в политической, экономической и других сферах общественной жизни.
Самоизменение человека в процессе социализации под влиянием средств массовой коммуникации идет в различных направлениях и имеет как положительный, так и отрицательный вектор.
Система воспитания до недавнего времени не ставила перед собой цель подготовки подрастающих поколений к взаимодействию со всеми средствами массовой коммуникации. В современных же условиях умение человека использовать тот познавательный и иной потенциал, который они несут, приобретает все большее значение.
Функции:
Информационная (распространение сведений и помощь в адаптации)
воспитательная (через СМК транслируется , пропагандируются ценности, отношения к миру, людям)
образовательная (систематизация зхнаний из различных источников)
социально- управленческая-организует общественное мнение по поводу значимых событий )
рекриативная-досуговремяприпровождение с помощью книг, компа и тд.
- История развития социальной педагогики в России.
- Социальная педагогика в системе наук о человеке. Предмет, объект социальной педагогики. Основные функции социальной педагогики.
- Общая характеристика процесса социализации детей и подростков. Показатели уровня социального развития детей и подростков (адаптация, индивидуализация, социальная активность).
- 4. Этапы социализации (по Петровскому).
- 5.Факторы социализации. Особенности их влияния на адаптацию и интеграцию человека в обществе (опосредованное или непосредственное, стихийное или целенаправленной влияние, позитивное или негативное).
- 6.Роль этноса в социализации детей и подростков. Имплицитные концепции личности и воспитания, их влияние на социально-контролируемую социализацию.
- Государство как фактор стихийной и социально-контролируемой социализации. Государство как фактор социализации
- Государственная политика в сфере воспитания
- Влияние региональных особенностей на социализацию детей и подростков. Региональная система социального воспитания. Регион – мезофактор социализации
- Региональная политика в сфере воспитания
- Тип поселения и его влияние на социализацию детей и подростков. Муниципальная система социального воспитания. Своеобразие сельского образа жизни
- Особенности городского образа жизни
- Влияние городского образа жизни на социализацию
- Малый город
- Поселок
- Муниципальная система социального воспитания
- Средства массовой коммуникации как фактор социализации.
- Семья в социальном становлении ребенка. Семья как социальная группа
- Семейное воспитание
- Семья и соседское окружение как территория социализации
- Влияние субкультуры на социализацию подростков. Классификация неформальных молодежных объединений. Проблема вхождения подростка в неформальное объединение.
- Институты религиозного воспитания. Социализирующие функции религиозных организаций. Социально-педагогическая деятельность в религиозных конфессиях.
- Профилактика вовлечения подростков в деструктивные религиозные объединения.
- 16 Признаков тоталитарных сект
- Воспитание как социально-контролируемая социализация. Сущность социального воспитания. Задачи социального воспитания. Принципы социального воспитания.
- Воспитание как социальный институт
- Типы и функции воспитания
- Институты социального воспитания.
- Функции социальных институтов
- Содержание социального воспитания в воспитательных организациях. Социализирующее влияние воспитательных организаций
- Организация социального опыта
- Образования
- Организация социального опыта воспитанников
- III. Индивидуальная помощь в воспитательных организациях.
- Содействие ребенку в решении проблем:
- Создание «ситуации успеха».
- Стимулирование готовности к самосовершенствованию.
- 18.Стимулирование самодеятельности в воспитательных организациях.
- Социализирующее влияние воспитательных организаций
- 19.Оказание индивидуальной помощи в воспитательных организациях.